Большинство покупателей готовы платить за товары с экомаркировкой до 30% больше


Большинство покупателей готовы платить за товары с экомаркировкой до 30% больше

Несмотря на кризис, граждане, в отличие от компаний, готовы платить больше за товары с экомаркировкой, пишет dp.ru.

Производители отмечают, что спрос на экомаркировку растет, несмотря на кризис, и сами стараются получать больше «знаков качества». В НП «Экологический союз» считают, что 74% покупателей обращают внимание на наличие маркировки и готовы платить за такой товар до 30% больше. Однако продажам такие знаки помогают только в сегменте b2c – для промышленности и госзакупок экологичность пока не актуальна.

В НП «Экологический союз» рассказывают, что число товаров, получивших знак качества «Листок жизни» (это российская маркировка, которая входит в систему международного взаимопризнания GEN), выросло более чем в 8 раз – с 19 до 155. Из них 49 – пищевые продукты, 103 – непищевые и три услуги. Однако доля «промаркированных» местных производителей на петербургском рынке все равно меньше 1%.

Наталия Малашенко, директор покорпоративным отношениям UPM, рассказывает, что, чтобы получить, к примеру, экознак «Цветок ЕС», производители должны соблюдать строгие требования к выбросам в воду и атмосферу, сокращать потребление энергии. Учитывается и использование химикатов, утилизация отходов, состав сырья. То есть суть экосертификата не в том, что продукция сделана только из органических материалов, а в том, что при ее производстве соблюдали стандарты экологичности.

Проблемой отрасли глава Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN) Бьерн Эрик Ленн считает «гринвошинг». Это маркетинговые уловки, на которые идут производители, чтобы создать видимость маркировки – от печати на упаковке ничего не значащего зеленого листика до настоящих, но узкопрофильных и непроверенных знаков. «Частные маркировки с ростом спроса размножаются, – говорит Бьерн Эрик Ленн. – Но в итоге, по нашим исследованиям, только четыре из 10 потребителей доверяют частным знакам качества и шесть из 10 – государственным. Рынку не хватает международных договоренностей».

Отечественные производители в массе своей считают, что маркировка – это роскошь. Елена Смирнова, представитель экобюро GREENS, рассказывает, что у российских фирм нет ни времени, ни ресурсов, ни компетенций, чтобы заниматься маркировкой. Причем в b2b-секторе есть примеры, когда предприятие имеет сертификат, но печатает маркировку на упаковках с товаром, только если он идет на экспорт. Их местных партнеров это просто не интересует. В b2c, наоборот, множество поддельных знаков качества. Спрос на экотовары неуклонно растет, несмотря на то что они зачастую дороже несертифицированных.

Но потребители запутываются в разнообразии знаков, что дает возможность тем, кто не соблюдает строгих требований к производству, мимикрировать под сертифицированные товары. То есть можно написать на упаковке «Без ГМО», «Фермерский продукт» или «Биоразлагаемая тара» – и повысить цену. «Другие бизнесы просто удовлетворяют потребность покупателей, а нам нужно ее еще и создавать – потребность в экотоварах ощущают немногие», – формулируют проблему игроки рынка.

Никита Малякин, руководитель филиала компании «ОптиКом» в Петербурге, считает, что дороговизна экопродуктов сужает круг их потребителей настолько, что без поддержки конкурировать с другими игроками трудно. «Нужны либо госсубсидии, либо жертвы со стороны производителя – снижение маржинальности. Ведь маркировка – это не только плата за сам экознак, но и более дорогое производство», – говорит специалист. Александр Артюшин, представитель «профайн РУС», более оптимистичен – он считает, что экотовар не обязательно должен быть дороже. Такое производство трудно организовать, но в итоге оно экономнее – к примеру, тратит меньше электричества.

В Петербурге кроме НП «Экологический союз» добровольную экосертификацию проводят компании «ЭнергоСтиль», «Промостиль», EcoStandard и другие, но международное подтверждение имеет только «Листок жизни».