В Красноярске на чемпионате WorldSkills учат делать оконную раму


В Красноярске на чемпионате WorldSkills учат делать оконную раму

Сегодня мы уже забыли о ситуации кадрового дефолта, снижения престижа рабочих профессий. Трудовая деградация нам не грозит, поскольку развитие компетенций людей труда растет от года к году. В том числе по международным стандартам, которые раскрывает перед нами движение WorldSkills, пишет gnkk.ru. Мастерство ребят из техникумов края повышается, подтверждают это их успешные выступления на региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который стартовал в Красноярске. Почти пятьсот участников, 57 компетенций – чемпионат продолжает влиять на качество подготовки кадров, настраивать профстандарты под запросы экономики региона.

Столярное дело, парикмахерское искусство, сварочные технологии, коневодство, веб-дизайн – представители нужных краю профессий оттачивали свои навыки в борьбе за выход в финал. На одном пространстве встретились и работодатели, и преподаватели вузов, и будущие специалисты, укрепив полезные связи. Напутствовал организаторов и участников губернатор края Виктор Толоконский. Он еще раз подчеркнул, что в профобразовании надо идти в ногу со временем:

– Нельзя готовить кадры на устаревшей технике. Если нет возможности обновить парк машин, нужно использовать дистанционное обучение, стажировки. Учеба ради процесса – такого быть не должно. Цели у нас совсем другие. Со школьной скамьи ребята должны стремиться получить современную профессию. И среди направлений среднего образования есть сложные специальности вузовского уровня – прототипирование, робототехника. Сегодня рабочие профессии дают хорошие навыки, заработок, карьерные перспективы. И будущих студентов техникумов в этом уже не надо убеждать, они сами видят и действуют рационально. Желаю ребятам успеха!

Много сил уже вложено в апгрейд (как говорят программисты) системы профобразования. Уже нет ПТУ, обстановка в техникумах изменилась. Но почивать не лаврах нельзя, ведь технологии не стоят на месте. Эксперты говорят: скоро текущий уклад сменит индустрия будущего, где людям на заводах будет делать нечего – займутся делом роботы. Пока до этого далеко. Но в сознании ребят и их родителей уже произошел перелом: техникумы – это не для двоечников, не система «передержки» трудных подростков. Здесь место только талантливым, а с рабочей профессией реально построить карьеру и зарабатывать.

На площадке «Столярное дело» работает самый современный станок. Как рассказала Светлана Афанасьева, замдиректора по учебной работе Красноярского политехнического техникума, ребята проходят испытания на инновационном оборудовании. Стоимость одного рабочего места – более полумиллиона рублей. Без такой техники испытания мирового конкурса компетенций не пройдешь. Столярка – направление перспективное, специалисты нужны лесопромышленному комплексу края и страны. Студенты в техникуме целеустремленные, они знают, чего хотят в жизни добиться. А «Вордскиллс» дает хороший импульс для развития. Сергей Болдырев, главный эксперт площадки, приехал из Екатеринбурга. Он подчеркнул – Красноярский край впервые заявился по этой компетенции:

– Профессиональный подход к делу начинается с инструмента. И ребята должны показать свои умения. Их задание – изготовить оконную раму, начиная с чертежа. Но продукт может быть любой, главное – правильная техника. Если ребята справятся, они докажут свое мастерство. Задание подобрано так, чтобы максимально раскрыть талант столяра. Для победы понадобится еще и скорость выполнения. На многих этапах «Вордскиллс» российские участники проигрывали именно по времени. Но с каждым годом мастерство растет, новое оборудование поступает в техникумы. Я вижу, как в регионах благодаря «Вордскиллс» произошел рывок вперед по многим профессиям. К мировым стандартам.

Если в колледжах ребят не будут учить, ориентируясь на потребности рынка, то обеспечат работой только службу занятости. Студенты должны решать задачи нового технологического уровня. На «Вордскиллс» собираются лучшие представители рабочей молодежи, ее цвет. И сам конкурс задает высокую планку мастерства и технической оснащенности учебного процесса. Но что в основании айсберга? На деловой площадке чемпионата еще раз обсуждались острые вопросы: как профобразованию быть всегда на острие потребностей экономики? Как успевать менять и стандарты, и программы, и методики преподавания? Еще вчера мы думали, что нужно учить идеальных монтажников, слесарей, строителей. А сегодня эксперты ведут речь о мобильности образования, то есть возможности в любой момент нанизывать на базовое ядро новые навыки, о более высоком темпе подготовки, чтобы успевать за переменами.

Сергей Переслегин, руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего» (г. Санкт-Петербург) сначала напугал аудиторию прогнозом, что близится шестой технологический уклад. И роботизированное производство будет вытеснять с рынка труда основную массу людей. Чем их занять? Никто пока не готов серьезно думать над тем, что людям предстоит доказывать свою конкурентоспособность перед искусственным разумом. Вообще, если все считать с точки зрения экономической эффективности, то основная масса специалистов окажется лишней. Чтобы быть востребованным на рынке труда, эксперт рекомендует постоянно «прокачивать скиллы», то есть навыки, мастерство.

Михаил Васильев, министр экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края подчеркнул, что переосмысливать наше будущее, в том числе профессиональное, нужно в реальной плоскости. То есть четко видеть завтрашний день и быть готовым к изменениям, отвечать на потребности нашей текущей экономики, а не призрака шестого уклада. Территория края огромна, районы всегда развивались с разной скоростью. Принципиальные задачи профобразования – готовить специалистов разного уровня. Как слесарей, монтажников инновационных предприятий, так и домашних парикмахеров, вязальщиц-фрилансеров. Воспитание предприимчивости, желания создавать стартапы, пробовать открыть свое дело – тоже одна из задач системы среднего профессионального образования.