Сибирская строительная компания намерена вернуть в архитектурный обиход открытые балконы


За последние двадцать лет балконы, превращенные из-за самодельного остекления в подобие висячих комнат, стали настолько характерной приметой сибирских многоэтажек, что почти вытеснили балкон в его традиционном виде – в том, в каком он фигурирует в лирической поэзии, в драматургии и кинематографе. В том, в каком он существует в остальном мире, пишет ria-sibir.ru. Вернуть этому архитектурному элементу его исходный облик и функцию решила компания «Сибакадемстрой»

В домах, возводимых ею в Новосибирске балконы, свободные от остекления, будут принципиальным элементом архитектурного решения. Свободной от остекления будут и некоторые лоджии – те, которым предназначено придавать фасаду пластическую выразительность. Такая трактовка балконов и лоджий принадлежит польскому архитектурному бюро Aedas, разработавшему несколько уже воплощенных проектов. В квартирах первых этажей польские проектировщики предусмотрели террасы - аналог английского палисадника, но именно свободные балконы воспринимаются горожанами наиболее экзотично: сибиряки почти отвыкли от этой детали.

Архитектурная неприкосновенность балконов защищена специальным пунктом в договоре собственности, но сами девелоперы убеждены, что у этого элемента есть и надёжная идейная защита: потребности превращать балкон или лоджию в комнату-кладовку у жильцов комплекса попросту не будет.

«У превращения балкона в висячую комнату в России есть две мотивации – чтобы теплее было и чтобы была кладовка для сезонных вещей, – комментируют в компании. – Но в качественно построенном здании с нормальным отоплением и теплосбережением тепло и без этого. Вторая мотивация более жесткая – потребность в дополнительном месте хранения вещей – лыж, велосипедов, мебели, которая ждет «почетной ссылки» на дачу. Вот она-то привела к тому, что в Сибири балкон практически превратился в маргинальный архитектурный элемент. И у многих проектировщиков даже сформировалась привычка вовсе отказываться от классических балконов в жилых новостройках. Мол, все равно загромоздят и фасад испортят. А мы, возражая и этой фобии, и мании остекления, взялись за корень проблемы: в домах будут большие выделенные кладовки. По кладовке на квартиру. Они гораздо больше знаменитых «тёщиных комнат», всем знакомым по 5-этажкам 1960-х, и решают проблему хранения сезонных и громоздких вещей радикально. Войдёт всё – и лыжи, и санки, и зимняя одежда, и запас покрышек. В общем, всё то, что прежде превращало балкон в захламлённый короб».

Уверенность в жизнеспособности такого подтверждается опытом Скандинавии и Канады: «Климат в этих регионах примерно такой же. Тем не менее, балконы там не стеклят, – говорит представитель компании «Сибакадемстрой». – Лоджии – да, иногда, в рамках унифицированного дизайна. А балкон – это открытое рекреационное пространство, именно открытое. В Канаде и Скандинавии сезонных вещей в быту ничуть не меньше, но там балконы уберегает от захламления наличие кладовок. Там есть и кладовки совсем необычного для россиян формата – вообще вынесенные за пределы жилья, собранные, подобно гаражам, в складские комплексы. Но для России такое решение еще слишком экзотично и не всем удобно. Мы позаимствовали за рубежом именно «золотую середину» канадско-скандинавского подхода – кладовка вне квартиры, но в пределах здания. Такое решение в холодных западных странах подтвердило свою практичность. А балконы – для чаепития, для цветов. Для жизни, в общем. И для выразительности фасада, для пластического рельефа. Для позитивных эмоций, в общем. А для нашей архитектурной идеологии эмоциональная составляющая очень важна. Потому мы в союзе с польскими партнерами и нашли такой приём»