Почему Минстрой не участвует в финансировании разработки национальных стандартов


Почему Минстрой не участвует в финансировании разработки национальных стандартов

В Российском союзе промышленников и предпринимателей прошла конференция, посвященная выполнению поручений Президента, касающихся технического регулирования в стране. В подробностях разбиралось  Агентство новостей «Строительный бизнес».

Полностью тема была обозначена так: «О мерах по выполнению поручения Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Российской Федерации 17 мая 2016 года по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства с учетом гармонизации отечественных и международных стандартов и лучших мировых практик».

Конференцию организовали Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Национальное объединение строителей при участии Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции.

Закон – есть. Но полной ясности – нет

Общую картину в вопросах технического регулирования обрисовал председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев.

Он сказал, что за шесть лет, прошедших после введения саморегулирования в строительстве было многое сделано, была подготовлена комплексная программа гармонизации и внедрения Еврокодов в России, программа энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений и т.д. Тем не менее, это были лишь отрывочные решения, нет цельной картины – чего мы хотим добиться и куда мы двигаемся. И только сейчас вышел закон о стандартизации, четко структурированы документы по стандартизации, предсказана судьба отраслевых стандартов – в течение десяти лет они должны быть реорганизованы и пересмотрены. Тем не менее не понятно, какая у нас будет система нормирования, регулирования и т.д.

Ответы на эти вопросы постаралась дать в своем докладе первый заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Лариса Баринова. Главной его темой стала Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли, а также проект Дорожной карты по ее реализации. Среди прочего Лариса Степановна подробно рассказала о преимуществах и необходимости внедрения параметрического (в дополнение к существующему у нас ныне предписывающему) подхода к техническому нормированию в строительстве.

ФЗ-162 – возврат к лучшим временам?

Целый ряд острых вопросов прозвучал в выступлении заместителя руководителя Росстандарта Антона Шалаева.

Он рассказал о направлениях дальнейшего развития системы стандартизации в строительстве.

Говоря о вступление в силу закона о стандартизации в Российской Федерации (ФЗ-162) он подчеркнул, что этот закон говорит о возможности поднятия стандартов как вида нормативно-технических документов на принципиально иной уровень. То есть по сути мы возвращаемся к тому положительному опыту, который существовал во времена 20-30-летней давности, в советские годы.

Он напомнил, что в те годы именно советская стандартизация была абсолютным лидером во многих отраслях промышленности на мировом уровне.

– Сейчас у нас есть возможность использовать стандарты – документы национальной системы стандартизации в целях госрегулирования посредством применения их в качестве ссылок в нормативно-правовых актах различного уровня, – пояснил Антон Шалаев. – Другой механизм – это описание объекта закупки при осуществлении государственных закупок через документы национальной системы стандартизации. Эти два факта дают возможность национальным стандартам юридически оставаясь документами, добровольными к применению, де-факто становится в какой-то степени обязательными.

Еще одна новелла в законодательстве о стандартизации, о которой напомнил Антон Шалаев – введение такого понятия, как Федеральный информационный фонд стандартов.

Это государственный информационный ресурс, содержащий документы национальной системы стандартизации – общероссийские, региональные, международные, стандарты иностранных государств, своды правил и т.д.

У нас сейчас в целом по стране действует около 29 000 национальных и межгосударственных стандартов. Из них 954 ГОСТ и ГОСТ-Р это стандарты в сфере строительства.

Около половины всех документов по стандартизации у нас гармонизированы с международными стандартами и с международными документами по стандартизации, не обладающими статусом международного стандарта.

Уровень гармонизации стандартов в строительной сфере практически идентичен – тоже примерно 50%. Однако в отличие от других отраслей экономики в строительстве разработка стандартов происходит скачкообразно.

А Минстрой деньгами не участвовал...

Большое внимание в своем выступлении спикер посвятил роли технических комитетов.

– Сейчас в проводимой реформе стандартизации в России именно Технический комитет играет центральную ролью при разработке документов по стандартизации, – подчеркнул Антон Шалаев.

Основную роль в стандартизации в России по части строительства на сегодняшний день играет ТК-465. Он создан в 2004 году. За 12 лет разработано 505 стандартов, в т.ч. 311 межгосударственных, 192 национальных и 2 предварительных национальных стандарта. Из них 370 разработано за счет средств федерального бюджета при финансировании Росстандарта, 135 разработаны за средства строительного бизнеса.

В ряде других отраслей разработку стандартов регулярно финансируют федеральные органы исполнительной власти. Огромное бремя по финансированию разработки стандартов несет Минпромторг, есть прекрасные примеры финансирования разработки стандартов со стороны Минсельхоза, МЧС России, Минтранса, Минкомсвязи, других ведомств. Минстрой же за все это время в финансировании разработки национальных стандартов не участвовал ни разу, подчеркнул Антон Шалаев.

На это, считает спикер, следует обратить внимание – даже не с точки зрения финансирования, сколько с точки зрения системной работы. Почему важно – участвует или нет – федеральный орган исполнительной власти в финансировании работ по стандартизации? Потому что за последние пару лет распространена практика, когда федеральные органы исполнительной власти разрабатывают совместно с Росстандартом отдельные целевые отраслевые комплексные программы стандартизации и на паритетных основах между собой и совместно с бизнесом участвуют в финансировании этих программ.

В строительстве, равно как и в индустрии стройматериалов подобной комплексной программы стандартизации на сегодняшний день нет, с сожалением заметил Антон Шалаев.

Когда в «товарищах» согласья нет...

Важный момент при разработке стандартов – взаимодействие технических комитетов между собой. В системе Росстандарта сейчас зарегистрировано и действуют более 300 технических комитетов по стандартизации. Естественно, подчеркнул Антон Шалаев, что существуют смежные области в стандартизации между различными ТК.

Что касается ТК 465, то в нем представлена лишь некоторая часть смежных технических комитетов – это пожарная безопасность, вентиляция и кондиционирование, жилищно-коммунальное хозяйство, лифты и т.д. Росстандарт всячески приветствует взаимодействие ТК между собой. Это приводит к тому, что стандарт, разрабатываемый в рамках одного ТК, если представляет интерес в сфере деятельности другого, проходит экспертизу со смежным ТК. Это заложено в заключаемом между ними соглашении. Здесь есть определенный потенциал для улучшения. Потому что у ТК-465 на сегодняшний день подобных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с другими техническими комитетами практически нет (заключение подобных соглашений находится в начальной стадии), сообщил Антон Шалаев.

Далее он рассказал, как обстоит дело за рубежом. Как в международной организации по стандартизации, так и в Европейском комитете по стандартизации строительством занимается не один технический комитет. Существует достаточно распределенная система узкоспециализированных технических комитетов, работающих по направлениям. В Международной организации по стандартизации (ИСО) в той или иной степени в области строительства действуют 22 технических комитета.

В европейском комитете по стандартизации зарегистрировано 76 технических комитетов, в сфере деятельности которых в той или иной степени есть направления, представляющие интерес для строительства. То есть ситуация, отличающаяся от того, что есть сейчас у нас, констатировал спикер.

Отвлекаясь от выступления Антона Шалаева, приведем цитату еще из одного выступления, прозвучавшего на конференции – как раз о реальном взаимодействии комитетов у нас. Этот пример привел Андрей Лоцманов, представлявший на конференции комитет РСПП по техническому регулированию и совет по техническому регулированию и стандартизации Минпромторга.

– Стандарт – это документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, сказал Андрей Николаевич. – К сожалению, если сегодня говорить о работе ТК 465, то не во всех случаях можно говорить о консенсусе. Я говорю как зам. председателя ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны». ТК 465 разработал стандарт на сварные трубы – хотя это наша номенклатура. Когда мы спросили – почему? – Это, говорят, не трубы, это – стальные конструкции, это наша номенклатура. Но в этот стандарт заложены три метода испытаний, которые вообще не существуют! И невыполнимые в условиях производства труб! Три года мы сражаемся с ТК-465 по этому вопросу и три года не можем найти общий язык. Можно ли здесь говорить о каком-то консенсусе?!

Камо грядеши, российский стандарт?

Но вернемся разговору о разработке стандартов. Антон Шалаев коснулся вопроса о годовых программах по разработки стандартов. В европейском комитете по стандартизации, рассказал он, на 2016 год запланировано обновить либо разработать 836 документов по стандартизации в области строительства и стройматериалов. В ИСО-296. В Российской Федерации на этот год запланировано 120 документов (не только новых, но и тех, которые проходят пересмотр, изменения и т.д.). Цифры говорят сами за себя.

Говоря о том, какие направления совершенствования стандартизации в нашей стране хотелось бы увидеть в дальнейшем, спикер заметил:

– Хотелось бы видеть некоторую системность работ по стандартизации в области строительства. Я не буду говорить о наличии единой программы стандартизации в отрасли – наверно, она слишком крупная, слишком большая и трудно реализуемая, а вот целевые программы стандартизации, которые могут охватывать отдельные направления, вполне реальны.

Может представить определенный интерес программа стандартизации в целях обеспечения эффективности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий. Возможно, представляет интерес перспективная программа стандартизации строительных материалов, изделий и конструкций.

План стандартизации в области цифрового моделирования строительства, по сути дела, существует, но несколько лоскутно и в рамках одного технического комитета. Наверно, это не правильно, это должно охватывать всю отрасль и максимальное количество экспертов отрасли должны быть привлечены к этой деятельности. А для этого нужно построение эффективной системы взаимодействия всех технических комитетов, деятельность которых связана со строительством.

Далее Антон Шалаев отметил огромную роль такого документа по стандартизации, как стандарт организации.

– В данном случае строители и проектировщики имеют великолепный инструмент – это НОСТРОЙ и НОПРИЗ, у которых есть прекрасный блок своих документов по стандартизации, отметил спикер. – Это прекрасная возможность именно на этой площадке позволить взаимодействовать различным ведомствам между собой, согласуя требования документов по стандартизации, и вполне возможно, именно документы по стандартизации уровня СТО национальных объединений следует выводить, там где это необходимо, на уровень национальных стандартов. Это прекрасная возможность для дальнейшего развития системы стандартизации в строительстве.

В целом на конференции было поднято много актуальнейших вопросов, касающихся развития стандартизации в строительстве и промышленности строительных материалов. Однако, к сожалению, от не раз упоминавшегося выступающими Минстроя России никто не пришел. Хотя обсуждать выполнение поручений Президента страны, касающихся технического регулирования и стандартизации в строительстве, представители Минстроя приглашены, разумеется, были.

И выглядит это как-то странно на фоне активной борьбы минстроевцев против передачи разработки стандартов на строительные материалы из ТК-465 в новый технический комитет, который создает Росстандарт. Да и вопросов, относящихся именно к Минстрою, у участников конференции было немало.

Но остается только искреннее сожалеть по поводу того, что Минстрой проигнорировал столь важную для развития отрасли конференцию.

Михаил Зиборов