Старая новая ситуация на рынке оконных производителей в 2023 году и перспективы компаний


Старая новая ситуация на рынке оконных производителей в 2023 году и перспективы компаний

Фото: «Оконный континент». Процесс сборки оконной конструкции

Рынок затоваривается, спрос падает, издержки растут, а цены ползут вниз – примерно такая старая новая ситуация сложилась на российском рынке оконного производства к марту 2023 года. К базовой задаче отраслевиков предыдущих периодов в 2008, 2014, 2020 годах – как загрузить производство, в 2022-м добавились вопросы «когда», «чем» и «каким образом», чтобы избежать ошибок и не упустить возможностей нового времени. В третьей части статьи tybet.ru о сценариях развития российского рынка светопрозрачных конструкций в 2023 году собрали мнения топ-менеджеров оконных заводов.

Производители СПК продолжат осваивать новые рынки

Алексей Чурсанов, заместитель генерального директора московской компании «Оконный континент» считает, что, столкнувшись с падением продаж, в 2023 году производственные компании продолжат искать новые рынки, как в других регионах, так и в других потребительских сегментах. Он не исключает, что некоторые компании будут экономить за счет выбора дешевых и менее качественных комплектующих, но путь к расширению будет продолжен.

«Что касается переработчиков, то многие из них осваивают новые территории. Зачастую, даже там, где уже выжженная земля ценообразования. Это наводит на мысль, что объёмы действительно падают, и мы наблюдаем попытку загрузить производство в несезон во что бы то ни стало», – говорит Иван Демидов, руководитель отдела дилерских продаж компании из Санкт-Петербурга «Окна Панорама».

Однако, с учетом опыта прошлых лет, отраслевики указывают и на другую форму активности – еще более значительную оптимизацию бизнеса и более сильное развитие компетенций. «В текущих условиях метание из стороны в сторону, радикальные изменения в виде смен управленческих команд, поиск панацеи в виде поглощения новых рынков или смен поставщиков, на мой взгляд, ускорит уход с рынка тех, кто жаждет ярких перемен. Выиграют те, кто хладнокровно и шаг за шагом будет оптимизировать свои бизнес-процессы, повышать уровень оказываемого сервиса», – считает Даниэль Паредес, генеральный директор компании «Окна Петербурга». Начать стоит с достоверного, предметного, лишенного мании величия и утопии анализа состояния компании, определения ее способности к выживанию и «порога боли», говорят эксперты.

Самыми популярными направлениями расширения производства и сбыта в 2023 году отраслевики видят для себя растущий сегмент ИЖС: широкоформатное остекление, порталы, двери, перегородки, комплексные «оконные» решения и сервисы для обеспеченных домовладельцев (аксессуары, автоматика и т.д.); туристическая инфраструктура: остекление отелей, ресторанов, спортивных комплексов, то есть продукты определенного класса с высокой маржой; и, конечно новые территории, восстановление которых не прекращается с 2022 года.

Рекомендуем прочесть: Самые упоминаемые факторы для прогнозов на рынке окон в 2023 году. На что обратить внимание

Производство ПВХ окон на заводе «Олкон» в Самар
Фото: «Олкон». Производство ПВХ окон на заводе «Олкон» в Самаре

Монобренд уходит в прошлое

Сложно не заметить и другую тенденцию последних двух лет – значительное сокращение или отказ производственных оконных компаний от концепции монобренда в линейке комплектующих. По мнению производителей СПК, новая ситуация полузакрытых границ в условиях западных санкций вынуждает перестраховываться перерабатывающие заводы от еврозависимых ценовых скачков и возможных дефицитов. По отзывам отраслевиков, расширение ассортимента профильных систем, фурнитуры, монтажных материалов сегодня позволяет быть гибче в управлении издержками и ценой, которая на рынке снова имеет значение. При этом поддержка поставщиков и сервисная составляющая для «оконщиков» по-прежнему имеют значение.

«Монобренд в текущих условиях, когда компании продаются и покупаются, будущее которых неизвестно, становится губительным для производителей – оконных компаний. Практика показывает, что даже у незначительной части моно-переработчиков есть своеобразная «фига в кармане» в лице другой профильной системы в своем ассортиментном портфеле», – утверждает Иван Демидов из «Окна Панорама».

«2022 год показал, что в кризисное время для развития и поддержания жизнеспособности компании большую роль играют партнерские отношения. Иметь отлаженную логистику и взаимозаменяемость поставщиков стало как никогда актуально. Компания «Амега» никогда не была монобрендовой. Эта особенность стала ее весомым преимуществом еще в прошедшем году. Так и сегодня мы видим, что рынок СПК в разных регионах и сегментах имеет различные темпы развития, поэтому для переработчика федерального уровня обладать разнообразным продуктовым портфелем – одно из основных условий развития», – убеждён Артём Хайдаров, генеральный директор крупного завода «Амега» из Перми.

Рекомендуем прочесть: «Бей, беги или замри». Как меняются стратегии на рынке оконных производителей в 2023 году

Производство пластиковых окон
Фото: dinal.biz. Производство пластиковых окон

Малому бизнесу будет сложнее конкурировать, но есть нюанс

Еще одним явлением последних лет стало сокращение на рынке количества оконных производственных компаний. Не каждому предприятию удалось пережить «ковидные» и «постковидные», а также, последовавшие за ними, практически, без передышки «санкционные» времена. Особенно сильно пострадали представители малого бизнеса, поскольку им приходилось работать на пределе рентабельности, в том числе, в силу неподъёмных накладных расходов в межсезонье. Без сильного кредитного плеча и существенного производственного потенциала шанс выхода на крупного корпоративного заказчика или на новые территории у данной категории предпринимателей, конечно, ничтожны. Деятельность таких предприятий в основном ориентирована на рынок частных потребителей, которые являются самой сложной и требовательной категорией клиентов. Как известно, рынок частного заказчика после 2020 года также заметно изменился.

Вероятно, что и в 2023 году маленькие заводы останутся в этой же зоне риска, однако, как говорят профессионалы, в новой ситуации и эти производители не лишены сильных сторон, при умелом управлении могут иметь определенные шансы. Например, на «бутиковых» компаниях держится «культура рынка», так как именно малые компании наиболее эффективно продвигают в массы инновационные и персонализированные решения в остеклении. Развитие территорий в стране, таких как курорты, моногорода, учебные кластеры и т.д. показывает интерес к подрядчикам, умеющим работать на проектах с инновационной составляющей.

«Как и в любой другой кризис, преимущество получают наиболее здоровые и устойчивые бизнесы. При этом размер бизнеса не имеет значения, так как у каждого формата есть свои плюсы и минусы. Например, гибкий малый бизнес с преданной клиентской базой будет иметь лучшие позиции, чем закредитованный и неэффективный крупный», – говорит Алексей Чурсанов из «Оконного континента».

«Теоретически у крупных компаний большее поле для манёвра (например, с точки зрения диверсификации поставок, ценового давления на поставщиков или кредитных условий). Но вместе с тем, чем больше субъект экономической деятельности, тем сильнее проявляют себя и специфические риски, связанные со сложностью управления людьми и процессами. Потому значение имеет не столько размер, сколько общая эффективность, то, как собственник и руководители высшего звена ведут бизнес, насколько они вовлечены и мотивированы», – делится своими наблюдениями руководитель направления PR и коммуникаций поставщика профильных систем VEKA Rus Сергей Ельников.

Его мнение разделяет Даниэль Паредес, руководитель «Окна Петербурга», который считает, что, хотя, возможностей на рынке СПК больше у крупных и средних компаний, но сейчас как никогда всё зависит от людей, управляющих этим бизнесом. Сегодняшняя ситуация на рынке позволяет говорить как о проблемах, так и возможностях – в России наступило время производственников, и это понимают все.

Как будет развиваться рынок дилеров оконных конструкций в 2023 году, читайте в следующей части статьи.

Рекомендуем прочесть: Поставки оконных комплектующих. Что ждать рынку в 2023 году?

Рекомендуем прочесть: Что нужно обязательно посетить участникам рынка оконного и фасадного производства на MosBuild 2023. Обзор tybet.ru

Подготовлено редакцией tybet.ru.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru