Кузьма Стеклов. Средневековый Китай (83)


← пред. след. →


Рядом с Шанхаем расположена удивительная средневековая деревня.
Ее название Тонг Ли, и она принадлежит к так называемой «китайской озерной культуре». Первый раз мы попали в нее с женой в ноябре 2005 года и были буквально очарованы ею.

Представь себе, читатель, Венецию, которая каким-то непонятным образом была перенесена на китайский юг в средние века. Именно там можно понять то, как жили китайцы в те времена. Деревня расположена на берегу огромного озера и вся пронизана живописными тенистыми каналами.

К огромному нашему счастью, вероятно, во время «культурной революции» и в эпоху индустриализации до этой удаленной рыбацкой деревни у властей не дошли руки, и они не успели понастроить уродливых современных панельных коробок, как это сделали, к сожалению, мы в большинстве старых русских городов. А, может быть, просто денег не было? Но – что ни делается, все к лучшему.

Буквально за год до нашего первого приезда эту деревушку объявили национальным заповедником и историческим памятником ЮНЕСКО и стали всячески ее рекламировать. Но в 2005 году там практически еще не было иностранцев, все еще только приводили в порядок для организации массовых туристических экскурсий, были обычные китайские крестьяне, «гондолы» с пожилыми китаянками в качестве «гондольеров», безумно дешевые поделки и сувениры (раз в пять дешевле тех, что мы, к сожалению, уже накупили в Пекине и Шанхае).

Вот через два года там была уже налаженная индустрия туризма по-китайски: все подорожало вдвое, появились приставучие, с одной стороны, гиды (с трудом говорящие на английском), с другой стороны – совершенно равнодушные к туристам. У них и своих дел навалом. Правда, начали распространять (продавать, конечно!) очень хорошо изданные буклеты с описанием легенд и историй про каждый мостик, улочку, дом. Легенды и истории, кстати, необычайно интересные и – как это положено – загадочные.

Я уже сказал, что в Тонг Ли в конце прошлого века было построено только несколько зданий – небольшая гостиница, парочка магазинов. И музей секса – единственный в Китае и самый большой в Азии. Его создал какой-то полоумный китайский учитель, выйдя на пенсию. Были у мужика, вероятно, некоторые проблемы и комплексы, но в музее он собрал совершенно потрясающую коллекцию – нигде не видал ничего подобного. Да и расположен он очень аккуратно – в садике, совершенно не портит окружающую средневековую атмосферу.

Однако, самое интересное место в этой деревне – дворец ее владельца. Это был то ли какой-то захудалый член императорской семьи, то ли высокопоставленный чиновник (сейчас уже, к сожалению, не очень помню). Совершенно удивительное место – с потрясающей аурой, там хочется посидеть на каждой скамеечке, постоять у каждого природного камня, специально подобранного именно для этого места, разглядеть все предметы интерьера многочисленных дворцов и беседок... Кстати, у каждого из сооружений имеется имя собственное.

Я заметил, кстати, что китайцы умеют так обустроить любую небольшую площадку, что кажется, будто это гектары. За любым поворотом дорожки, после очередного шага по мостику ты оказываешься в несколько иной атмосфере. Думаю, что даже из подмосковных шести соток они смогли бы сделать сказку, где хочется жить постоянно. И соседи не будут мешать – не до них будет.

Наши сопровождающие – из очень крупной китайской оконной фирмы – повели нас в лучший местный ресторан (очень хороший, с потрясающей свежей рыбой). Помимо чудесной еды и завораживающего вида из окна с джонками, рыбаками и «гондольершами», они позвали местную знаменитость.

Это была тетка преклонных лет, очень толстая и – почему-то – с кухонным полотенцем на голове. Сначала мы не поняли, зачем ее позвали – причем, в сопровождении двух совсем странных старичков с деревянными плошками и чашками. Они беззубо улыбались и беспрерывно кланялись, что-то лопоча по-своему. И тут – она запела! А старички не очень мелодично и впопад пытались изображать аккомпанемент.

Господи, она пела около часа, а я очень жалел, что не захватил с собой беруши. На мой слух, это была чудовищная смесь тувинского горлового пения с ритуальными воплями африканских аборигенов. Смотреть на нее тоже было не очень приятно, но хоть отвернуться можно! Но – пришлось терпеть.

Да, еще одно. Только когда эта тетка запела, я понял – то, что я принимал за натужные стоны лодочниц, оказывается, тоже было местным вокальным искусством (уж очень эти мелодии на баркаролы не похожи – поэтому, наверное, и не «врубился» сразу). И кухонные полотенца у них были на головах такие же – наверное, это что-то типа русских кокошников.

Очень жалею, что мы не остались в этой деревушке на ночь. Только на обратном пути мы обнаружили в границах этой деревни только что восстановленную старую гостиницу. Это было что-то потрясающее! Комнаты и кровати... Нет, ложи в стиле эпохи Мин (или Тан?) – вроде бы даже аутентичные, правда, со всеми современными атрибутами (холодильник, туалет, кондиционер и пр.). А стоимость двухместного номера – что-то типа пятнадцати евро за ночь на двоих.

Очень надеюсь вернуться в эту замечательную деревню и провести там денек-другой в созерцании и размышлениях о проходящей впустую жизни в российской суете...

Город Чунцин практически неизвестен в России. Однако, несколько лет назад он стал совершенно неожиданно самым большим мегаполисом в мире с населением в 32 миллиона человек. На огромной площади (там соединилось несколько городков и поселков) расположены сегодня пять автозаводов, каждый из которых значительно больше, чем отечественный «автогигант» в Тольятти. Есть там и очень крупные оконные предприятия.

Самое интересное в том, что еще десять лет назад в этом городе, расположенном на северо-западе страны не было практически НИ-ЧЕ-ГО! Он походил, например, на город Курган в России. За прошедшие 10 лет – мгновение в историческом цикле! – было введено в действие более десяти тысяч новых предприятий, построены и строятся сотни оригинальных высотных зданий.

Про город Уху (это примерно два часа на машине от известного и старинного города Нанкин), где расположен один из крупнейших китайских заводов по производству ПВХ-профиля, я уже упоминал. Это довольно интересный город, который стал так именоваться совсем недавно. Дело в том, что в Китае все поселения, где живет меньше полумиллиона человек, городами не считаются – это просто деревни. Очень интересно, кстати, было наблюдать, как из китайской «деревни» возникает китайский же город.

Когда мы подъезжали к Уху, то ехали через какие-то настоящие трущобы. Я уже про себя думал, как повезу этих китайцев в Верхний Волочок и поселю в местном Доме колхозника при Центральном рынке (они собирались через полгода приехать в Россию). Однако, выяснилось, что посреди всего этого кошмара уже стоит новехонькая пятизвездочная гостиница высотой в двадцать пять этажей.

Как мы выяснили утром, весь центр города заставлен строительными кранами – неба не видно. Нас заверили, что через несколько лет в этом городе будет жить больше пяти миллионов человек, а сам он будет похож на «нормальный китайский город» (как мы поняли это примерно следующее – сотня небоскребов в деловом центре, парки и широкие дороги, множество рынков и еще больше китайцев), в общем, все «как у людей»!

Постараюсь побывать в Уху в ближайшее время – очень интересно посмотреть, что там сегодня происходит!



При перепечатке информации обязательна активная ссылка на www.tybet.ru