Бессонница в нелетнюю ночь
17.05.201017:0117.05.2010 17:01:48
В столице нашей Родины, и не только в ней одной, состоялась «Ночь музеев». Правда «ночью» в полном смысле слова эту международную акцию под патронажем ЮНЕСКО, на мой взгляд, все же назвать сложновато, поскольку началась она ранним вечером (по крайней мере, в Москве), закончившись в 2 часа после полуночи, а в некоторых местах и того раньше. Вдобавок многие столичные музеи акцию вообще проигнорировали.
Впрочем, приобщиться к прекрасному желающие могли в 140 музеях и выставочных залах, что само по себе беспрецедентно – и деньги платить за входные билеты не нужно, и в спецавтобусах прокатиться между музеями и галереями не зазорно, да и «отметиться» в культурном очаге, хоть раз в году, никому еще не помешало. И если в 2009-м акцию посетили порядка 700 тысяч человек, то, думается, и в этом году насчитают не меньше...
Итак, что же осталось в памяти после хождения в ночи по некоторым столичным «досуговым» центрам, ибо последние несколько лет – время проведения акции – мы с друзьями стараемся хотя бы часть этой ночи находиться вне дома, чтобы «посмотреть, погулять и себя показать»?
Прежде всего, то же, что и в прошлые годы, – очереди. Правда, такого скопления народа не наблюдали никогда. Начав свой путь с Волхонки – от любимого и почитаемого цветаевского музея (Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) и закончив его в Лаврушинском переулке, в не менее почитаемой галерее братьев Третьяковых, – кроме ропота страждущих, что «опять не пускают, опять закрыли» (вход в Третьяковскую галерею перекрыли уже в 10 вечера, хотя конец очереди в изгибах переулков даже не был виден. К слову, в музеи Московского Кремля доступ оказался формально бесплатным, но фактически в Алмазный фонд и Оружейную палату без сопровождения экскурсовода попасть оказалось невозможно, а экскурсионное обслуживание нынче, естественно, денег стоит), – какого-то особого настроения или душевного трепета от соприкосновения с частичкой прекрасного мы так и не вынесли.
Потому что ходить «за бесплатно» в музеи, может быть, приятно в Европе, но только не в России. (Кстати, настоящие ценители искусства вряд ли посещают эти зрелищные мероприятия раз в году, чтобы деньги не платить, но и за головами полотен не разглядеть.) Да и самого смысла этой акции на родной почве как-то, простите, пока не вижу: толпы народа «изо всех сил» пытаясь приобщиться – с пивом и жвачкой – к чему? Отнюдь не утрирую: очень много было таких, особенно среди молодежи, – под винными парами, в шлепанцах на босу ногу, разношенных футболках и с неизменными фразочками типа: «Вась, гляди, какие клоуны...»
Дополняла сию благостную картину отсутствия культуры у части населения родного города не то что нехватка – отсутствие туалетов и, соответственно, разносимые весенним, не слабым ветерком прелести специфических ночных ароматов из многочисленных центральных переулков и «Московских двориков», чего не почувствовать было нельзя...
Не хочется на грустной ноте заканчивать эти пешие заметки, но, может, следовало выбрать более камерные музеи и отправится туда? Слышала, что в Мемориальном доме-музее Н.В. Гоголя на Никитском бульваре было чудесно...
Впрочем, приобщиться к прекрасному желающие могли в 140 музеях и выставочных залах, что само по себе беспрецедентно – и деньги платить за входные билеты не нужно, и в спецавтобусах прокатиться между музеями и галереями не зазорно, да и «отметиться» в культурном очаге, хоть раз в году, никому еще не помешало. И если в 2009-м акцию посетили порядка 700 тысяч человек, то, думается, и в этом году насчитают не меньше...
Итак, что же осталось в памяти после хождения в ночи по некоторым столичным «досуговым» центрам, ибо последние несколько лет – время проведения акции – мы с друзьями стараемся хотя бы часть этой ночи находиться вне дома, чтобы «посмотреть, погулять и себя показать»?
Прежде всего, то же, что и в прошлые годы, – очереди. Правда, такого скопления народа не наблюдали никогда. Начав свой путь с Волхонки – от любимого и почитаемого цветаевского музея (Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) и закончив его в Лаврушинском переулке, в не менее почитаемой галерее братьев Третьяковых, – кроме ропота страждущих, что «опять не пускают, опять закрыли» (вход в Третьяковскую галерею перекрыли уже в 10 вечера, хотя конец очереди в изгибах переулков даже не был виден. К слову, в музеи Московского Кремля доступ оказался формально бесплатным, но фактически в Алмазный фонд и Оружейную палату без сопровождения экскурсовода попасть оказалось невозможно, а экскурсионное обслуживание нынче, естественно, денег стоит), – какого-то особого настроения или душевного трепета от соприкосновения с частичкой прекрасного мы так и не вынесли.
Потому что ходить «за бесплатно» в музеи, может быть, приятно в Европе, но только не в России. (Кстати, настоящие ценители искусства вряд ли посещают эти зрелищные мероприятия раз в году, чтобы деньги не платить, но и за головами полотен не разглядеть.) Да и самого смысла этой акции на родной почве как-то, простите, пока не вижу: толпы народа «изо всех сил» пытаясь приобщиться – с пивом и жвачкой – к чему? Отнюдь не утрирую: очень много было таких, особенно среди молодежи, – под винными парами, в шлепанцах на босу ногу, разношенных футболках и с неизменными фразочками типа: «Вась, гляди, какие клоуны...»
Дополняла сию благостную картину отсутствия культуры у части населения родного города не то что нехватка – отсутствие туалетов и, соответственно, разносимые весенним, не слабым ветерком прелести специфических ночных ароматов из многочисленных центральных переулков и «Московских двориков», чего не почувствовать было нельзя...
Не хочется на грустной ноте заканчивать эти пешие заметки, но, может, следовало выбрать более камерные музеи и отправится туда? Слышала, что в Мемориальном доме-музее Н.В. Гоголя на Никитском бульваре было чудесно...
Да и еще, в момент нашего Дня музеев я был в Мюнхене (там это тоже шло параллельно), но атмосфера была совершенно другой.
Да уж весенние запахи были знатными! Надеюсь, меня не посчитают за ценителя этого «вида искусства»?.. Ведь существует же утверждение, что каждый подмечает то, что его интересует (что-то в этом роде). Да и праздношатающиеся молодые люди, затаренные банками с пивом и вливавшие его в себя прямо на ступенях музеев (шмон-то при входе был изрядный), и в старушке-Европе, где Вам посчастливилось пребывать, думаю, все-таки «имели место быть» (но не в российском масштабе).
И мы в дни нашей юности грешили, правда, в затрапезном виде и алкогольном кайфе ходить в культурные центры себе не позволяли. Да и нам бы это не позволили.
Да что это я в самом деле все про негатив? Ведь сколько увлекательного и удивительного случилось в эту майскую ночь...
Итак, нам не довелось тогда услышать ни классической музыки, ни джаза, поэты на улицах стихов нам не декламировали, а художники в галереях для нас экскурсий не проводили, мы так и не поучаствовали в создании ни одной арт-инсталляции и даже не закупали книжную продукцию по издательским ценам.
Зато мы попали на свидание к любимым импрессионистам, ступали по Соборной площади и любовались золотым кружевом куполов Кремля, с Большого Каменного моста не уставали удивляться панораме расцвеченного огнями города и величавому течению реки, а также той длиннющей очереди, что протянулась от храма Христа Спасителя к галерее незабвенного Ильи Сергеевича. А кроме того, долго бродили по извилистым переулкам Замоскворечья, из которых еще не ушла атмосфера той – старой – Москвы, пытаясь уловить терпкий аромат почти уже увядшей черемухи и нежный аромат распускающейся сирени.
И, нисколько не обремененные той ночью тягой к искусству, но, получив изрядную порцию драйва от общения друг с другом и прекрасным городом, мы разъехались по домам в переполненных вагонах метро, чтобы, если получится, встретиться вновь в том же составе через год и отправиться уже по другим маршрутам – минуя центр, к старинным усадьбам.
А удалось ли Вам, Сергей, в столь дивную ночь насладиться чем-то подобным в Мюнхене, славящимся своими живописными шедеврамии всемирно известными музеями? Быть может, увидеть полотна Леонардо или Дюрера, постоять у картин Гейнсборо или Моне или просто погулять по ночному музейному кварталу?