Жильцы энергоэффективного «умного дома» мечтают съехать в обычную квартиру


В прошлом номере «РГ» рассказала, как замечательно живется хозяевам «умного дома» в Дании. Сплошная экономия и комфорт! Есть «умный дом» и у нас, на хуторе Апаринский в Ростовской области. Только получился он какой-то «с приветом».

Экспериментальный коттедж строился как пилотный проект и демонстрационная площадка новейших энергоэффективных технологий. Специальные теплосберегающие стройматериалы, используемая для отопления энергия солнца и земли, особые «теплоулавливающие» стеклопакеты, навороченная вентиляция, автоматика, датчики, контроллеры... Фантастика в отдельно взятом хуторе, да и только!

Благоговейно открываю дверь, надеясь заглянуть в будущее. Странно: в энергосберегающем здании было так же зябко, как и на улице, где неожиданно начало холодать. Чувствую легкое разочарование.

«А уж как мы разочарованы! – Надежда Вегерина не скрывает эмоций. – У нас не жизнь, а сплошное расстройство»!

Семья Вегериных – переселенцы из аварийного жилья. Когда пришло время переезжать, администрация предложила им выбор: или обычная квартира, или «умный дом». Вегерины выбрали дом. Теперь жалеют. Они живут здесь чуть больше трех лет. Вообще-то это не возраст для дома, тем более для демонстрационной площадки, которую, наверное, должны содержать в образцовом порядке. Но, видимо, распиаренный «умный дом» делали не с умом. «Двери внутри «бумажные», стены холодные. И хлипкие к тому же, – жалуется хозяйка. – Кухня, кстати, у нас большая. И ванная тоже. Но там –бетон и кафель. И весь холод оттуда идет в дом. Сын начал часто болеть. Я из-за этого не могу отправить его в садик и устроиться на работу».

«А как же энергоэффективность и энергосбережение? – недоумеваю я. – У вас вон на крыше солнечный коллектор».

«Который практически не работает, – невесело улыбается Надежда. – Висит как декорация. Его никак не удается запустить. Максимум на что хватает, так это помыть теплой водой посуду. А если пасмурная погода, он вообще ничего не греет. Зимой от стен идет холод».

Вегерины еле добились, чтобы положили на крышу утеплитель. А то первую зиму под тремя одеялами спали в этом энергоэффективном доме.

Следующий этап «экскурсии» проходит в бойлерной. «Сердце дома», – так его называет Надежда. Тут все выглядит солидно. Только вот «сердце» «умного дома» остановилось. Практически все дорогое «энергоэффективное» оборудование в бойлерной отключено. Почему? Судя по рассказу Надежды, экономию, полученную на отопление, «сжирает» электричество. Я осторожно задаю самый главный вопрос об энергоэффективных домах: «Сколько же вы платите за коммуналку?» «Шесть тысяч рублей!» Сумма приличная для сельской местности, где средняя зарплата 6-8 тысяч.

К тому же «умный» дом оказался не столь сообразительным, как хотели его создатели. Датчики движения срабатывают в любое время суток. Человек зашел – лампочка в коридоре загорелась. А ведь на дворе еще день, светло. Но лампочки горят, счетчик мотает. Или стеклопакеты, которые должны принимать тепло в дом. Зимой от них проку немного, зато летом в комнате жара до 35 градусов. Система охлаждения не справляется.

«Неужели вообще ничего не радует в доме»?

Его жильцы крепко задумываются.

«Есть одна полезная кнопка: можно разом выключить весь свет».

Корреспонденту «РГ» довелось стать свидетелем осмотра дома представителями местной администрации.

«Что ж вы довели порог до такого состояния? – пеняют гости в костюмах Надежде. – Ходили так, что все поломали»?

«Мы? – удивляется та. – Так мы еще и крайние? Вот видите, фундамент проваливается».

«Ну, это обычное дело»...

«А вот пластик слетел. А вот трещина. А вот стена в мокрых пятнах. Она же будет сыпаться».

Гости задумчиво смотрят на стену. Молчат...

«Такое ощущение, будто в экспериментальном доме эксперимент ставят над нами, – сокрушается Надежда. – Мы как подопытные кролики. Возможно, наши отзывы и учтут при дальнейшем строительстве, но нам-то уже ничего переделывать не будут».


Сергей Исаев, начальник сектора строительства и ЖКХ администрации Усть-Донецкого района:

«Мне кажется, что жильцы так и не научились правильно пользоваться домом.

Изначально он планировался как своеобразный «термос». Окна в нем должны быть большие - до самого пола - и неоткрывающиеся. Но люди у нас не хотят жить «как на витрине» и привыкли проветривать помещение, не используя внутреннюю вентиляцию. А ведь если окно открыто, то расход энергии для обогрева значительно увеличивается.

Трещины на доме могут свидетельствовать либо о некачественном строительстве, либо о том, что скважины геотермического насоса из-за ошибочных расчетов нарушили целостность грунта. На вопрос, удался ли эксперимент, трудно дать однозначный ответ. Сам дом вполне пригоден для жизни. Но вот окупаться он будет очень долго – примерно 60 лет. Такие дома целесообразно строить для большого количества жильцов. Тогда их себестоимость и срок окупаемости будут меньше».