Тепловая защита зданий vs Energy Performance of Building Directive. Опыт датских королей


Феномен построения в Дании одной из самых энергоэффективных экономик на планете основан на скрупулезном и последовательном выстраивании государством правил и технологических коридоров и тщательном контролировании их соблюдения. Для выстраивания ресурсосберегающей экономики России предстоит пройти тем же путем.

Сказки Андерсена

Общеизвестно, что вопросы энергосбережения стали объектом пристального внимания развитых стран после нефтяного кризиса 1973 года, когда им пришлось почувствовать свою уязвимость и зависимость от сырьевых поставок из других стран. С тех пор все действия, связанные с политикой в области энергоэффективности и энергосбережения, а позже и с пресловутым сокращением выбросов парниковых газов, имели в европейских странах главную цель — максимально сократить эту зависимость. Первыми начали действовать страны, в большей степени зависимые от поставок энергоресурсов, к таким и относилась Дания, которая в кризисный 1973 год ввозила 95% потребляемой нефти. Может быть, поэтому еще до кризиса, в 1960 году, Дания одной из первых стран в мире ввела стандарты энергопотребления для зданий. После кризиса в стране срочно разрабатывается первая комплексная национальная энергетическая программа (DE76), проведение которой напрямую контролируется правительством. Вводится в действие пакет законов, направленных на сокращение зависимости энергетики Дании от импортируемой нефти, диверсификацию энергетического баланса страны, регулирование поставок электрической и тепловой энергии. Используется все больше возобновляемых источников энергии.


Что касается коммунальной сферы, то в 1977 году в Дании принимаются самые жесткие по тем временам энергосберегающие нормативы (Danish Building Regulations standard — BD77) в строительстве, ставшие объектом копирования в североевропейских странах. Нормы обязывают повсеместно применять двойное остекление окон вместо одинарного, требуют почти двойного по сравнению с предыдущими стандартами утолщения стен и потолков за счет теплоизоляционных материалов в новых домах. Закон «О теплоснабжении», опубликованный в 1979 году, создает рамки, в пределах которых потребители могли сделать выбор между индивидуальным и централизованным теплоснабжением, экономически склоняя их к последнему. Закон обязывал местные власти планировать обустройство отопительных систем и впервые в истории предлагал схему государственного субсидирования энергосберегающих мероприятий. Забегая вперед, скажем, что эта система, основанная на налогообложении и субсидировании внедрения энергосберегающих технологий, влияющих на рост энергетической эффективности, неплохо работает и сейчас. Муниципалитеты отвечают за планирование и выполнение местных энергетических проектов. Государство возмещает им в среднем 40% основных капиталовложений в новые сети и около 20% при реконструкции старых, а субсидии на дополнительную теплоизоляцию зданий могут достигать половины затрат.

В 1981 году начинается реализация следующего энергетического плана, основной целью которого стало кардинальное сокращение затрат на топливо. Для повышения эффективности использования топлива правительство, опираясь на опыт Советского Союза, предпринимает шаги по развитию комбинированных технологий производства тепла и электричества и, соответственно, централизованных систем теплоснабжения. Растет число ТЭЦ, которые экономят около 30% топлива при производстве электроэнергии и тепла по сравнению с раздельным их производством на конденсационных электростанциях и котельных. Все эти годы проводится агрессивная пропагандистская кампания: мероприятия по энергосбережению разъясняют на листовках, а суть энергетических реформ популярно объясняется населению. Кроме того, принимаются меры тарифного и налогового характера, вынуждающие энергетические компании обеспечивать посильную для населения модернизацию старого коммунального хозяйства, гарантируя возврат компаниям вложенных в это средств. Государство, в свою очередь, закачивает в сегмент свои ресурсы.

Последовательно проведя все меры на практике, страна, по данным Энергетического агентства Дании, уже к 1985 году потребляла на обогрев тепловой энергии на 28% меньше по сравнению с 1972 годом в абсолютных значениях. Рискуя утомить читателя, приведем все же дополнительные цифры, говорящие о результативности такой настырной политики снижения энергопотребления домохозяйствами, проводимой датскими правительствами в дальнейшем. С 1980 года по нынешнее время жилая площадь увеличилась в Дании более чем на 30%, а конечное потребление энергии на отопление квадратного метра, наоборот, снизилось более чем на 33%. Фактически это означает, что объем топлива, расходуемого на отопление, остается неизменным с начала 80-х годов прошлого века. Во многом такому успеху способствовал рост доли когенерации: если в начале 1970-х доля совместно выработанного электричества и тепла в Дании составляла менее 10%, то к началу 1990-х она выросла до 60%, а сейчас уже превышает 80%, а централизованное теплоснабжение, использующее как раз когенерационное тепло, охватывает две трети населения страны.

К 1990 году, когда датское правительство заявило о новой энергетической стратегии «Энергия-2000», все пункты предыдущих программ были уже выполнены. В результате принятых мер, стимулирующих повышение энергоэффективности экономики, энергоемкость каждой единицы ВВП в 2007 году снизилась на 40% по сравнению с 1980 годом. За это время общее потребление энергии увеличилось всего на 7,4%, тогда как датская экономика выросла на 78%, и страна превратилась в нетто-экспортера энергии. Что важно, продуманные действия властей привели к тому, что вокруг программ по энергосбережению образовались десятки датских компаний — они производят продукцию, превосходящую по эффективности выпускаемую конкурентами в других странах. В 2009 году они экспортировали «чистых энерготехнологий» и консалтинговых услуг более чем на 9 млрд евро (те самые 12% всего экспорта Датского королевства). Это самый конкурентоспособный (пожалуй, не считая свиноводства) хайтечный сектор экономики в пятимиллионной Дании, в котором научными исследованиями, производством оборудования и консалтингом занимается уже более 500 компаний и институтов. Он сегодня настолько востребован в мире, что уже на 90% ориентирован на экспорт.

Русские народные…

Сегодня основные датские нормативно-правовые акты в жилищной и коммунальной сферах обусловлены требованиями Евросоюза, в свое время многое позаимствовавшего из датского же опыта. Документы, подобные декларации «Партнерство во имя модернизации», призваны, по-видимому, подтягивать нашу страну к этим нормативам. Как они работают и могут ли быть применимы к нашим условиям? По словам ведущего технического специалиста Rockwool Russia Татьяны Смирновой, в ЕС существует общий документ по проектированию и строительству — European Technical Approval Guideline, ETAG, который разрабатывает Европейская организация по технической аттестации для каждого вида конструкций. Это что-то вроде технологической карты, где содержатся требования к материалам, монтажу, эксплуатации и утилизации. Подобные требования очень важны, так как самый большой энергосберегающий эффект закладывается на этапе проектирования и строительства.

Каждая европейская страна, в свою очередь, разрабатывает собственные национальные стандарты, которые гармонизированы с ETAG или содержат более жесткие требования. Что касается повышения энергоэффективности, то с 2002 года в Евросоюзе действует Energy Performance of Building Directive, EPBD. Это рамочный документ, в котором отражены основные требования по снижению энергопотребления, проведению аудита, оформлению энергетических паспортов и так далее. Конкретные же значения по энергопотреблению и тепловой защите устанавливаются каждой страной самостоятельно с учетом ее климатических и других условий. Например, в Дании это уже упомянутые строительные нормы, которые четко прописывают, какое количество киловатт максимально должно потреблять здание. В зависимости от назначения устанавливаются два класса энергоэффективности и соответствующие им значения энергопотребления. В России, говорит Татьяна Смирнова, похожая система: есть рамочный 261-ФЗ, который содержит общие положения об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, проведении энергоаудита, выдаче паспортов и так далее, и есть СНиП 23-02, которые так же, как в Европе, четко оговаривают требования к тепловой защите зданий, показатели энергопотребления и классы энергоэффективности зданий.  

Что нас отличает от государств Старого Света? Каждая европейская страна разрабатывает свои меры и программы стимулирования энергоэффективного строительства или модернизации старого фонда: льготные кредиты на строительство, уменьшенные налоги на энергосберегающие дома, причем повышение класса энергосбережения здания увеличивает его рыночную стоимость. Отдельные механизмы предусмотрены для возврата средств, потраченных на энергосберегающие мероприятия, и для потребителей, и для управляющих или энергетических компаний. В России такие механизмы не работают, потому что их просто нет. Не случилось существенного сдвига в этой области и за последние год-полтора, прошедшие после выхода в ноябре 2009-го 261-ФЗ «Об энергосбережении» и 190-ФЗ «О теплоснабжении» (подписан президентом в июне прошлого года). Государственные структуры оказались не готовы к введению закона в действие. Основная масса подзаконных актов выходит с опозданием от утвержденного графика на шесть-девять месяцев, а некоторые не разработаны и до сих пор. Так, на июльском заседании Совета Федерации констатировалось, что полноценной реализации норм закона (речь шла о 190-ФЗ, но с 261-ФЗ история та же) за прошедший год из-за отсутствия адекватной системы подзаконных актов не произошло. В поддержку закона «О теплоснабжении» предполагалось принять 31 документ, из них постановлений правительства — 22, еще 9 должны быть утверждены разными ведомствами. Принято же за год было только два правительственных постановления. По большому счету, России только предстоит заняться разработкой таких механизмов. Но перенимать тот же европейский опыт нам нужно с оглядкой.


По словам доцента Института проблем энергоэффективности МЭИ Евгения Гашо, европейские механизмы, стимулирующие энергосбережение, у нас не заработают. Взять, к примеру, коммунальное хозяйство. Структура затрат в более благополучных странах совсем другая: квартплата там намного выше, так как все коммунальные услуги и энергоносители дороже. Соответственно, доля накладных расходов на энергосберегающие мероприятия оказывается в общем объеме затрат существенно ниже, чем у российских потребителей. Поэтому в Европе меры по утеплению домов окупаются в относительно короткий срок — за счет уменьшения счетов на коммунальные услуги. В России же, если частник или ТСЖ будут занимать средства на рынке, не окупится, к сожалению, ничего — ни теплые стены, ни использование установок возобновляемой энергетики. Это показали расчеты главного специалиста НИИ стройфизики профессора Владимира Гагарина: при нынешнем соотношении цен на топливо и стройматериалы, с учетом наших температурных условий и банковского процента утепление стен будет окупаться от 40 до 120 лет. Ключевым же фактором отказа от энергосберегающих мероприятий в России оказываются не цены на топливо, как на Западе, а банковская ставка. Только когда она падает ниже восьми процентов годовых, в вопросах энергосбережения начинает превалировать стимулирующая роль цены топлива.  

В целом же, считает Евгений Гашо, в ходе реформ в России образовался целый ряд институциональных ловушек неэффективности, из-за чего принятые законы пока не работают. Прежде всего неэффективность и перерасход топливно-энергетических ресурсов выгодны многим заинтересованным сторонам. Это приводит к увеличению бюджетов тех же энергокомпаний и к перерасходу бюджетных средств, а затем, по бюджетной логике, — к растущим затратам казны на субсидирование энергообеспечения. Поэтому никто не торопится давать гарантии на возврат инвестиций энергоэффективных проектов, которые активно предлагают осуществить те же датчане. Возник порочный «контур неэффективности», который вовлекает в свою орбиту новых участников и, по сути дела, блокирует создание стимулов и потребностей к экономии ТЭР, поэтому попытки пропаганды, примеры передового опыта находят пока мало последователей: не сформирована сама потребность в экономии. Политическая воля руководства страны вязнет, так как функции госуправления и контроля размазаны по разным ведомствам (МЭРТ, Минэнерго, Минрегион), единый центр осуществления политики в области ресурсосбережения и энергоэффективности так и не был сформирован. Такой центр необходим для проведения системных сбалансированных реформ с коррекцией и поэтапной модернизацией существующей и создаваемой различными ведомствами нормативной базы.

Очевидно, что выход из таких институциональных ловушек не будет быстрым и радикальным, а потому нужны постепенные, последовательные, комплексные, увязанные по ресурсам, мерам и механизмам преобразования — шаги, похожие на те, которые в свое время предприняло то же правительство Дании. Предстоит заниматься кропотливой подготовкой кадров, пропагандой, развитием информационных систем и работой с потребителями — то есть вести рутинную управленческую работу.


По материалам Expert.ru. Ирик Имамутдинов, Королева энергосбережения, 2011