Глобальный прогноз: Интернет отъест 15,1% рекламы во всех медиа


В серии прогнозов рекламного рынка группа Zenith Optimedia повышает планку ожиданий для интернет-рекламы и заявляет, что этот сегмент вырастет на 10% в 2009 году (ранее говорилось о 8,8%), а к 2011 году интернет отъест 15,1% от расходов на рекламу во всех медиа (10,5% в 2008). Согласно прогнозу, Интернет будет единственным растущим медиасектором в 2009 году. Глобальные расходы на ТВ снизятся на 7,1%, на кино - на 4,8%, на наружную рекламу - на 7,0%. Хуже всего придется мировым газетам - рекламу в них ожидает спад на 14,7% в 2009 году.

Реклама достигла дна

Спад на мировом рынке рекламы замедлился. Об этом в понедельник в своем глобальном прогнозе заявляет рекламная группа ZenithOptimedia, которая регулярно замеряет ситуацию в отрасли. В 2010 году начнется оздоровление глобального рынка, однако роста по всем регионам не стоит ждать раньше 2011 года.

Прогноз для России на 2009 год остается без изменений. Сокращение российской рекламы не требует уточнений - падаем от -15% до -24%, как и было предсказано в апреле. Для глобального рынка рекламы у ZenithOptimedia падение в этом году составит -8.5%, а не -6,9%, как прогнозировали еще весной.

«Точка надира»

Главной причиной падения называется «уныние рекламодателей», которые еще в первом квартале решили рассчитывать на худшее и резко сократили маркетинговые расходы. Аналитики ZenithOptimedia стараются приободрить рекламодателей: рекламный кризис достигнет дна уже до конца года.

В прогнозе вместо «дна» фигурирует так называется «точка надира», точка небесной сферы, противоположная зениту и находящаяся под горизонтом: «В третьем и четвертом кварталах текущего года рынок пройдет точку надира перед небольшим подъемом в 2010 году. Рост во всех регионах мира начнется в 2011 году», - утверждает ZenithOptimedia.

Выигрыш по системе «25 из 79»

Однако не каждый национальный рекламный рынок пройдет пресловутую точку надира в этом году. Из 79 исследуемых рынков 25 продолжат рост, и среди таких стран Китай и Индия.

По прогнозу ZenithOptimedia, Китай продемонстрирует рост на 5,4% в 2009 году и станет четвертой державой в мире по уровню рекламных расходов. Другая страна, чья реклама по-прежнему растет, Индия перебирается на 14-е место (с ростом в 7,7%), и это лучше, чем ситуация в Норвегии, Мексике и Нидерландах.

В 2010 году глобальный рынок подрастет на 1,6%. И заработать на рекламе через год получится в большем числе стран, чем сейчас - рост произойдет в 62 из 79 стран мира против показателя «25 из 79» в этом году.

В Западной Европе реклама вырастет совсем немного, на 0,2% (после спада на 1,1% в 2008 и на 9,2% в 2009). Лидером падения в следующем году станет Северная Америка, которая в 2010 году покажет сокращение рекламных расходов на 2,4% (после -3,7% в 2008 и -10,3% в 2009). Вместе с североамериканским самыми проблемными рынками рекламы будут финский, греческий, голландский, норвежский и таиландский. Все остальные страны ZenithOptimedia предлагает считать успешными. И тогда можно будет говорить, что к 2011 году нас ждет общемировой рост на 4,3%.

Журналы рано списывать со счетов

В прогнозе ZenithOptimedia говорится, что в 2009 году из всех медиа хуже всего придется газетам и журналам, так как реклама в газетах снизится на 14,7%.

Расходы на рекламу в журналах сократятся еще больше, на 16,7% в 2009 году. Однако их будущее эксперты оценивают более оптимистично по сравнению с газетами. «На чтение журналов не так сильно влияет развитие интернет-СМИ. В 2011 году начнется рост рекламных расходов в журналах», - считают аналитики ZenithOptimedia.

Российской рекламе вольготнее в интернете

Прогноз развития российского рынка в 2009 году в ZenithOptimedia оставили без изменений. В предыдущем отчете, выпущенном весной, при худшем развитии событий Россию ожидает спад на 24% в рекламных расходах.

На данный момент эксперты расходятся в своем видении краткосрочной перспективы развития экономической ситуации в России: «С одной стороны есть положительные тенденции - прекращение падения фондового рынка, рост цен на нефть, остановка обесценивания рубля. С другой стороны уровень безработицы продолжает расти, а покупательская способность меньше, чем в прошлом году - люди стали больше экономить и ограничивать расходы, как на продукты повседневного спроса, так и на отдых и развлечения», - говорится в прогнозе.

Глобальный кризис затронет все медиасегменты России, но лучше всех переживет его интернет-реклама. По оптимистичному сценарию, реклама в интернете увеличится на 12% в 2009 году, а доля этого сегмента вырастет с 3% до 4%.

Ася Мелкумова

Информация с сайта А'БМ