Экомаркировка может стать преимуществом в тендерах


Экомаркировка может стать преимуществом в тендерах

2017 г. в России объявлен Годом экологии. Что это значит для отечественных госзакупок и каковы мировые тенденции экологической ответственности, torg94.ru узнал у экспертов. 

Всемирный фонд дикой природы (WWF) определяет «зеленые» (экологически ответственные) закупки как часть более общего понятия ответственных закупок, которое предполагает в том числе соблюдение этических, экономических, социальных норм. «Зеленые» закупки на государственном уровне становятся необходимостью в развитых странах, которым для защиты окружающей среды уже недостаточно минимизировать последствия индустриализации. С определенного момента приходится пересматривать саму модель потребления, чтобы товары и услуги были экологичными в течение всего их жизненного цикла. По определению Организации объединенных наций (ООН), «зелеными» можно считать закупки товаров и услуг, сводящих к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.

Тема не новая, впервые в мире она стала подниматься еще в 1990-х гг. За четверть века предпосылки для выбора «зеленых» закупок на государственном уровне сложились пока не везде, хотя экологические проблемы приходится решать любой стране. «Cогласно данным Системы публичных электронных закупок ProZorro, начиная с марта 2015 по апрель 2017 гг. госзаказчики Украины провели почти 12 тыс. процедур с ожидаемой стоимостью около 4 млрд грн в категории «Услуги в сфере обращения со сточными водами и мусором, услуги в сферах санитарии и охраны окружающей среды». Среди прочего, закупали мониторинг загрязнений, экологичный менеджмент, восстановление окружающей среды», – рассказывает руководитель департамента развития государственных закупок торговой площадки Zakupki.Prom.ua Андрей Барышполь. Украинские госзакупки для решения экологических проблем проводятся на относительно небольшие суммы – в пределах $20 тыс. При этом, в 2015 г., по данным Международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек», экологической ситуацией в стране оставались довольны 70% украинцев. К разработке государственной программы «зеленых» закупок товаров и услуг здесь еще не приступали. Крупные иностранные компании, такие как Tetra Pack и Pepsico, работающие на территории Украины, демонстрируют собственный пример экологически ответственных закупок, но это часть общей политики крупных мировых брендов.

В соседней Беларуси Национальный план действий по развитию зеленой экономики до 2020 г. был принят в конце декабря 2016 г. В рамках исполнения этого плана, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси планирует внести изменения в Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», чтобы стимулировать «зеленые» закупки. Кроме того, планируется разработать и принять ряд документов, связанных с развитием экомаркировки.

Критерии, по которым товары и услуги могут считаться пригодными для «зеленых» госзакупок – вопрос далеко не последний. Юлия Грачева, директор Экологического союза, руководитель органа по сертификации системы «Листок жизни», рассказала: «Экологический союз – разработчик первой и пока единственной в России системы добровольной экологической сертификации, признанной на мировом уровне. Она отвечает требованиям стандарта ISO 14024 и входит во Всемирную сеть экологической маркировки GEN (Global Ecolabelling Network). Экологическая выгода для потребителя от использования сертифицированной таким образом продукции прослеживается в течение всего жизненного цикла от получения сырья до утилизации. Знаком «Листок жизни» промаркировано более 100 наименований отечественной продукции, 86 из которых относятся к категории стройматериалов. Эта сертификация имеет особенный вес при госзакупках материалов для строительства спортивных и общественных объектов международного значения. Согласно Закону о контрактной системе, в документации к закупке могут быть прописаны не только ценовые, качественные и функциональные требования, но и экологические. Наличие сертификата «Листок жизни» – одно из конкурентных преимуществ для поставщика стройматериалов».

В масштабах всей России перейти на «зеленые» госзакупки довольно сложно. Помогают отдельные инициативы. Сейчас в новых экологических критериях для госзакупок заинтересовано Правительство Москвы. Существует рабочий план столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, в рамках которого Экологическим союзом, Лесным попечительским советов в России (FSC) и WWF разрабатываются «зеленые» критерии госзакупок.

За подробностями Т94 обратился в WWF, и вот что нам рассказали: «WWF в России начал свою работу в области «зеленых» госзакупок с анализа зарубежных политики и практики экологически ответственных закупок древесины и изделий из нее и разработки предложений по возможным шагам включения экологических параметров в госзакупки в России. Дальнейшая работа показала, что для продвижения «зеленых» госзакупок в России нужно совершенствовать нормативную правовую базу. Стоит отметить, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допускает использование экологических характеристик в качестве параметров для оценки заявок. Но для того, чтобы закупщики могли их использовать на практике, необходимо разрабатывать экологические критерии и требования по более широкому спектру товаров и услуг, чем древесина и бумага. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России совместно с экспертами из партнерских организаций выполняет работу по заказу Департамента по природопользованию и охраны окружающей среды г. Москвы по разработке экологических критериев для включения в нормативную базу г. Москвы. При разработке экологических критериев используются требования, разработанные и применяемые в Европейском союзе, а также в российских технических регламентах, ГОСТах и стандартах добровольной сертификации. Мы полагаем, что пример г. Москвы может быть использован другими регионами, а также на федеральном уровне, чтобы развивать экологически ответственные госзакупки».

Таким образом, в России на государственном уровне уже предпринимаются практические шаги к изменению модели потребления. Вливаясь в этот мировой тренд, можно не только принести пользу окружающей среде, но и раскрыть новые грани международного сотрудничества.