Почти 90% стройматериалов для жилья экономкласса производится в России


Почти 90% стройматериалов для жилья экономкласса производится в России

Несмотря на то, что большая часть строительных материалов производится в России, для многих из них по-прежнему требуются импортные компоненты, стоимость которых зависит от роста курсов валют, пишет dp.ru.

Строительная отрасль, в отличие, например, от станкостроения или электронной промышленности, в меньшей степени была и ранее зависима от импортных материалов.

В основном в строительстве применяется продукция отечественного производства, в том числе базовые стройматериалы – цемент, песок, щебень, кирпич, газобетон, железобетонные изделия (ЖБИ), утеплители, металлопрокат и большая часть отделочных материалов.

«Особенно это касается жилья экономкласса: почти 90% продукции, из которой возводятся объекты такой категории, производится на территории страны», – отмечает генеральный директор ООО «H+H» Нина Авдюшина.

Главная причина – в том, что на итоговую себестоимость достаточно тяжелых и объемных строительных материалов значительно влияют расходы на транспортировку. Поэтому, по словам директора по маркетингу и стратегическому развитию ROCKWOOL Russia Ирины Садчиковой, большое количество компаний активно открывали предприятия на территории России в последние годы.

Практически не импортируется в Россию газобетон, теплоизоляционные материалы, оконные конструкции и др.

Технология производства современных металлопластиковых окон пришла в Россию из Германии в середине 1990-х годов. «Основной и главный успех за эти 20 лет – стопроцентно отечественное производство оконных конструкций,рассказывает руководителя группы компаний «ИВАПЕР» Светлана Иванова, – более того, все основные зарубежные производители оконного профиля также открыли свои производства в России».

Из-за границы, как правило, поступали дорогие или уникальные отделочные материалы, различные химические добавки и компоненты, улучшающие характеристики других стройматериалов. Их доля, по оценкам начальника отдела снабжения компании STEP Дмитрия Орлова, составляет порядка 5-15% от общего объема.

К тому же часть компонентов для российских материалов – иностранного производства, так как в России они не производятся или их не хватает. «Из местного сырья у нас используется только суспензионный ПВХ, – говорит Светлана Иванова, – его стоимость в России коррелирует с ценой на мировых рынках, более того, объем предложения российского ПВХ не покрывает все потребности в нем». Все остальные компоненты – импортные, причем часть из них добывается в месторождениях за пределами РФ. Переносить их производство сюда слишком дорого, да и нецелесообразно, в силу ограниченного спроса. Или, например, теплоизоляция ROCKWOOL упаковывается в пленку. Она производится в России, но гранулы для ее изготовления завозятся из-за рубежа. «Соответственно, стоимость упаковки чувствительна к колебаниям курса валют, что влечет за собой увеличение стоимости конечного продукта», – поясняет Ирина Садчикова.

Зависимость от курса валют есть и на тех производствах, где используется импортное оборудование, требующее обновления или покупки запчастей. «Стоимость оборудования из-за курса валюты увеличилась в 1,5-2 раза, то же самое произошло и с ценой на запчасти, – отмечает заместитель генерального директора по строительным материалам «Группы ЛСР» Василий Кострица, – в итоге себестоимость стройматериалов неуклонно растет». В самой «Группе ЛСР» говорят, что часть импортного оборудования уже удалось заменить отечественными аналогами, которые стоят в 2 раза дешевле, не ухудшив при этом качество. Но есть пока техника, оборудование, инженерия, где найти достойную замену зарубежным производителям сложно. Так, по словам Нины Авдюшиной, возникают трудности с российскими аналогами систем вентиляции, кондиционирования, водоподготовки и водоочистки.

Спрос на стройматерилы зависит сейчас в первую очередь от макроэкономической ситуации: если будут меньше строить жилья, то меньше будет и потребность в комплектующих. Пока и производителям, и девелоперам приходится искать разные способы удержания стоимости, и многие ищут возможность отказаться от импортной техники и оборудования в пользу российского. «Несмотря на растущую стоимость стройки, мы стремимся остаться в рамках заявленной себестоимости и сохранить доступную цену квадратного метра для потребителя, – говорит генеральный директор ГК Normann Николай Копытин, отмечая, что увеличение валютной составляющей компенсируется за счет импортозамещения и поиска новых инженерных решений по материалам и конструктиву.