Эксперты ОНФ: Необходимо совершенствование закона об энергоэффективности, который исполняется формально


Плановые мероприятия по повышению энергоэффективности бюджетных организаций и общему снижению объемов потребления всех видов энергии на 15% к 2015 г. были фактически провалены. Об этом корреспонденту onf.ru рассказал руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Антон Гетта. В связи с этим в ОНФ считают, что необходимо совершенствование 261-ФЗ об энергоэффективности, который исполняется формально.

Активисты Общероссийского народного фронта провели мониторинг реализации 261-ФЗ, в котором прописана политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России до 2020 г. Согласно документу, бюджетным организациям к 2015 г. необходимо было снизить потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на 15%, однако анализ поэтапного выполнения поставленных в законе задач показывает, что добиться существенных результатов здесь не удалось.

Так, на первом этапе – разработке и утверждении региональных и муниципальных программ энергосбережения к августу 2010 г. – из бюджетов было выделено около 110 млн руб. Да, почти все субъекты РФ вовремя подготовили и приняли свои программы, однако, как отмечают активисты ОНФ, 80% энергосберегательных программ не соответствуют 261-ФЗ, под который они и принимались. В них отсутствуют параметры топливно-энергетических балансов, оценка потенциала энергосбережения, целевые показатели энергоэффективности.

«Нам удалось проанализировать действия, проведенные по программе повышения энергоэффективности в России. Никаких существенных изменений проведено не было, но средства, направленные на реализацию, были истрачены не эффективно или же вообще не были использованы, гоcучреждения попали в такую действительность, когда необходимо было что-то сделать, но дабы не совершить ошибку, многие решили вообще ничего не предпринимать», – рассказал активист проекта ОНФ «За честные закупки» Евгений Валиулин.

На стадии проведения обязательных энергетических обследований бюджетных организаций с дальнейшим составлением энергетических паспортов (второй этап) было затрачено 8,7 млрд руб. К концу 2012 г. почти 310 тыс. учреждений подлежали энергообследованию, но только 52% из них его прошли к апрелю 2015 г. Что касается энергопаспортов, то из 261 тыс. заявок, поступивших на проверку в Минэнерго, только 132 тыс. (51%) было зарегистрировано, остальным отказано в приемке. Иными словами, на данном этапе более 4,5 млрд руб., скорее всего, могли быть потрачены неэффективно или попросту не осваивались.

Кроме того, 261-ФЗ об энергосбережении подразумевает оснащение зданий и строений бюджетных учреждений соответствующими приборами учета до 1 июля 2012 г. По информации Минстроя России, показатель оснащения индивидуальными приборами учета электроэнергии на сегодня достигает 95,4%. Однако в настоящий момент их установка продолжается под видом энергосервисных контрактов, и ежемесячно на установку приборов учета в масштабах страны тратится около 100 млн руб.

За период 2011–2012 гг. на реализацию программ энергосбережения было выделено почти 43 млрд руб. из бюджетов всех уровней, и только шесть субъектов РФ освоили бюджетные деньги в полном объеме.

«Анализ выполнения программ по энергосбережению показал, что 261-ФЗ зачастую исполняется формально, а потому даже на сегодняшний день не достигнут ряд показателей, запланированных к выполнению в 2012 г. Кроме того, на сегодняшний день не решена общая задача по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными учреждениями на 15%. Всё это говорит о том, что бюджетные инвестиции, а это миллиарды рублей, здесь расходуются неэффективно», – отметил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

«Считаю, что 261-ФЗ должен быть конкретизирован, дополнен реальными инструментами для реализации общей политики энергоэффективности. В первую очередь речь идет о необходимости создания единой регистрационной площадки, позволяющей фиксировать потребление энергоресурсов, разработку планово-экономических показателей для регламентации формирования тарифов на энергоресурсы и разработку единой методики ценообразования на выполнение энергетического обследования. Активисты ОНФ также должны принять участие в организации общественного контроля за выполнением проводимых мероприятий в рамках 261-ФЗ», – подчеркнул эксперт ОНФ, член правления Инфраструктурного альянса «Росинфра» Александр Борисов.