Система проверок СРО


Все происходящие изменения в законах, касающихся саморегулируемых организаций, постепенно подводят к совершенствованию надзорной системы. После отмены лицензирования обязательное вступление в СРО многим пришлось не по вкусу. Достигнуты ли те системные критерии, на которые был изначальный расчет реформаторов?

За деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций федеральным органом исполнительной власти осуществляется государственный контроль в области нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Проводится он в форме плановых и внеплановых проверок, предусмотренных федеральным законом на предмет соблюдения требований, установленных Градостроительным кодексом. При этом НО обязаны предоставить проверяющим всю интересующую их в рамках закона информацию.

Плановая проверка деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций проводится один раз в три года в соответствии с документом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Внеплановая проверка может проводиться в целях контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Решение об этом принимается федеральным органом исполнительной власти на основании заявлений юридических и физических лиц, заявлений органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о нарушении нацобъединением СРО требований, установленных законом.

В случае выявления нарушений в Национальное объединение саморегулируемых организаций одновременно с актом об этом направляется предписание об их устранении в разумные сроки. При несогласии с предписанием оно может быть обжаловано Национальным объединением саморегулируемых организаций в арбитражном суде.

СРО в свою очередь имеет право осуществлять контроль деятельности своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В случае поступления в орган надзора за СРО уведомления Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений граждан или юридических лиц о допущенных нарушениях в части несоответствия установленных СРО требований к выдаче свидетельств о допуске установленных Градкодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, принимается решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации. Однако в этом может быть и отказано при обосновании такого решения и направлении заявителю соответствующего уведомления.

Причиной проверки может также стать несоблюдение установленных СРО требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствие у саморегулируемой организации компенсационного фонда, сформированного с учетом определенных положений закона, непредоставление доступа к открытой информации о деятельности некоммерческого партнерства и его членов в срок не более двадцати дней с момента поступления обращений и заявлений.

В случае выявления НО СРО допущенных саморегулируемой организацией нарушений в нее направляется уведомление с предложением об их устранении в разумные сроки. Копии документов поступают также и в орган надзора за СРО.

Последние поправки поставили точку в споре о том, сколько может быть нацобъединений саморегулируемых организаций соответствующего вида – только одно. Это упрочило позиции НОСТРОЙ, НОИЗ и НОП и возможно предотвратило появление очередного кризиса. Но, несмотря на это, проблема контроля каждой СРО в России остается актуальной. Теперь под нее подведена новая законодательная база и выработаны четкие процедуры.

Информация с сайта all-sro.ru