«Хотели как лучше, получилось – СРО»


Замена лицензирования обязательным и дорогим членством в саморегулируемых организациях (СРО) обернулась выдавливанием со строительного рынка малого бизнеса.

С 1 января 2010 года было отменено государственное лицензирование предприятий в сфере строительства и ремонтных работ. Вместо этого строительные фирмы в обязательном порядке должны вступить в саморегулируемые организации. Компании, не вступившие в СРО, лишаются права вести свою профессиональную деятельность.

Что же такое СРО? Чем оно лучше лицензирования? Так ли целесообразно было заставлять вступать в СРО строительные компании, наиболее сильно затронутые кризисом?

Отвечая на первый вопрос, чиновники в красках рассказывают о тех выгодах, которые несет вступление в СРО и для потребителей, и для предприятий.

СРО – это некоммерческие организации, которые должны разрабатывать стандарты качества и контролировать соблюдение этих стандартов, а самое главное, в отличие от лицензирующих органов, будут гарантировать качество услуг фирм-членов. В общеполитическом масштабе переход к СРО связывается с дерегулированием в тех сферах экономики, где бизнес может эффективно сам себя контролировать, что, как следствие, приведет к снижению бюрократизации и коррупции.

Однако лозунги и благие намерения, как водится, скрывают в лучшем случае массу недоработок, усложняющих жизнь малому бизнесу, а в худшем – намерение чиновников поживиться за счет предпринимателей и лоббирование интересов крупных компаний в ущерб среднему и малому бизнесу. Закон о СРО представляет собой классический тому пример.

Суть СРО заключается в том, что предприятия, становясь ее членами и платя крупные вступительные и ежегодные взносы, страхуют свое производство.

В результате в случае, если компания – член СРО нанесла некий ущерб потребителю, то за него несут коллективную ответственность и все остальные компании, входящие в эту организацию. Проще говоря, они должны будут из своего кармана оплатить ее ошибки.

Однако если работа просто не выполнена или выполнена не в срок, то все, что сможет сделать СРО, – исключить недобросовестную компанию из своего состава. При этом СРО не будет обязана возвращать вкладчикам деньги за квартиры в недостроенном доме.

Так ли это выгодно потребителям? Зато очевидно, что такое положение дел крайне удобно государству, которому больше не придется отвечать перед обманутыми дольщиками и к которому также нельзя будет предъявлять претензии в случае аварии или катастрофы.

Закон о СРО выгоден и крупным компаниям, которые избавятся от конкуренции мелких предприятий, не способных заплатить страховые взносы в размере 300–350 тыс. руб.

Чиновники упустили из виду и тот факт, что существует множество мелких фирм, занимающихся мелким ремонтом и отделочными работами, которые тоже обязаны вступать в СРО. Хотя такие фирмы вряд ли могут конкурировать со строительными гигантами, вход на рынок для них стоит столько же.

Для крупной строительной компании взнос в размере 300 тыс. руб. не является хоть сколько-нибудь существенной статьей расхода, а для предприятия, производящего мелкий ремонт, такой платеж неподъемен. Главный бухгалтер одной из фирм, занимающейся установкой внутренней сантехники, говорит следующее: «У нас на предприятии работают 10 человек. В прошлом году наш директор ночевал у налоговой инспекции, чтобы пройти перерегистрацию. По новому закону мы обязаны вступить в СРО, но мы не знаем, где в кризис взять такие деньги, чтобы заплатить страховой, вступительный и ежегодный взносы. Директор до сих пор надеется, что обязательное вступление в СРО отменят. Таких организаций, как мы, очень много, и очень многие закрылись в прошлом году».

Таким компаниям остается только два выхода: либо свернуть деятельность и умножить численность безработных, либо работать по недействительной лицензии, за что в соответствии со ст. 171 УК РФ предусмотрена ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы.

Павел Попов, редактор журнала «Главная книга», говорит о том, что существуют предприятия, которые нашли третий путь – нечто промежуточное между первым и вторым: «Существует несколько схем. Во-первых, на одном объекте могут работать несколько компаний по одной документации, то есть как будто одним абонементом пользуются несколько человек. Второй вариант для маленьких компаний  это сдавать персонал по договору аренды более крупному предприятию, от лица которого будут проводиться работы». Трудно себе представить, что подобные схемы могут привести к повышению качества производства в сравнении с тем, что было при лицензировании.

Для мелкого бизнеса трудно не только вступить в СРО – достаточно трудно выяснить, нужно ли туда вступать.

В соответствии с текстом закона вступать нужно, если компания занимается строительством, проектированием зданий, а также проведением инженерных изысканий. На самом же деле существуют сотни подвидов строительных работ. Для проведения некоторых из них требуется вступать в СРО, для проведения других не требуется, для проведения третьих требуется вступать в СРО, только если они ведутся на особо опасных объектах. При этом формулировки и перечни этих работ несколько раз менялись.

Если предприниматель ошибется, то либо впустую потратит 300 тысяч, либо будет отвечать за свою ошибку в соответствии с Гражданским или Уголовным кодексами. Поэтому Интернет пестрит сообщениями с вопросами о том, нужно ли вступать в СРО для благоустройства участка тротуара или для того, чтобы провести отопление в загородный дом.

Мнение эксперта.

Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРЫ России»:

– Сейчас Минрегион расширяет список видов работ, для проведения которых предприятиям не требуется вступать в СРО. Мы надеемся, что удастся увеличить этот список еще больше, но это касается только небольших предприятий. Если речь идет о капитальном строительстве, то здесь у компании не может быть особых проблем при вступлении: любой строительный подряд в разы больше требуемых страховых и вступительных взносов. Небольшим компаниям можно посоветовать вступать в СРО, установившие более низкие взносы: благо сегодня существует больше 300, из которых можно выбрать. В большинстве случаев ремонтные работы можно проводить, не вступая в СРО, или быть на субподряде. Проблемы могут возникнуть только при участии в аукционах и тендерах для получения госзаказа, потому что для этого требуется свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту из СРО.

Я не вполне понимаю, почему предприятиям не разрешают доработать по действующим лицензиям. Не знаю, почему действующую лицензию нельзя пока приравнять к допуску, но это воля законодателя. Возможно, это какая-то ошибка, потому что прямая логика здесь отсутствует.

Полина Подшивалова

Информация с сайта «Новая газета»