В России не удалось развить индустрию стройматериалов


26 июля 2013 года в Санкт-Петербурге прошло заседание президиума Коллегии Минрегиона России под председательством Министра регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняева, сообщает glassnews.info со ссылкой на minregion.ru.

Открывая заседание, глава Минрегиона России Игорь Слюняев обозначил основные проблемы, характерные для строительного комплекса страны, в частности – дефицит современных производственных мощностей и недостаточные объемы производства.

– Наши расчеты на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажут значимое влияние на развитие индустрии строительных материалов, не оправдались, не удалось создать новые производства. При подготовке к форуму АТЭС, например, строительные материалы в основном закупались в Китае, от которого мы отстаем по производству цемента уже в 30 раз! – констатировал И.Н.Слюняев.

Вторая проблема – низкое качество продукции, использование устаревших и неэффективных технологий. Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет лишь 8%, в других обрабатывающих производствах этот показатель почти в 2 раза выше.

Третья проблема, на которую обратил внимание Игорь Слюняев, – нерациональное территориальное размещение производственных мощностей, что приводит к высоким транспортным издержкам. Основные предприятия стройиндустрии сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, в Приволжье и западных районах Урала. Производства зачастую создаются хаотически, а межрегиональная кооперация развита слабо. В некоторых районах Сибири и Дальнего Востока предприятия стройкомплекса отсутствуют в радиусе тысячи километров.

Транспортные расходы в себестоимости строительной продукции сегодня составляют в среднем 18%. В отдельных регионах они сопоставимы со стоимостью самих материалов.

В числе других проблем строительного комплекса – отсутствие длинных денег на перевооружение, дефицит новых машин и оборудования, несовершенство системы государственного заказа, что зачастую делает более выгодным производство дешевых, но не всегда качественных материалов и закупку их за пределами Российской Федерации.

Существенное снижение на 15% отмечено в производстве стеновых материалов, на 31% в производстве кровельных материалов, на 16% в производстве железобетонных изделий. Рост есть только в производстве архитектурного стекла на 12% и цемента на 14,9%. При этом 80% цемента выпускается мокрым способом, что приводит к низкому качеству, высокой себестоимости и нагрузке на энергетическую инфраструктуру.

– Комплексным планом по модернизации стройиндустрии до 2020 года должна была стать Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, утвержденная в 2011 году, а также региональные программы развития стройиндустрии. Однако, довольно точно определив состояние отрасли, Стратегия не способствовала выработке действенных механизмов ее стимулирования, не стала генеральным планом развития отрасли, – сказал Министр регионального развития.

Он сообщил о принятом решении в текущем году актуализировать Стратегию, для чего в Минрегионе России создана специальная рабочая группа во главе с заместителем Министра Сергеем Вахруковым. Новая редакция документа должна учитывать Схему расселения и стать составной частью Схемы размещения производительных сил.

По его мнению, инструментом реализации Стратегии развития стройиндустрии должна стать федеральная целевая программа развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения.

Вопрос о целесообразности разработки и принятия такой ФЦП прозвучал также в основном докладе, с которым на президиуме Коллегии выступил заместитель Министра Сергей Вахруков. Он предложил поддержать инициативу создания ФЦП, поступившую от профессионального сообщества, и решить в рамках программы следующие задачи:
  • создать экономические условия и стимулы для применения инновационных технологий,
  • возродить научно-техническую базу строительства под эгидой Минрегиона России,
  • создать институт страхования строительных рисков,
  • образовать Центр индустриального домостроения при Минрегионе России,
  • повысить контроль за качеством строительства, в том числе через создание системы аккредитованных инжениринговых компаний,
  • сформировать систему размещения производств на основе документов территориального планирования.

На заседании президиума Коллегии Минрегиона России обсуждены также вопросы подготовки профессиональных кадров и развития отраслевой науки. Отмечено, что для решения проблем дефицита квалифицированных кадров в отрасли необходимо разработать профессиональные стандарты строительных специальностей, сформировать систему заказов на подготовку кадров в профессиональных технических училищах и создать условия для привлечения инвестиций в эту систему.