Алюминию придумали программу


Программе мероприятий по стимулированию потребления алюминиевой продукции российских производителей в экономическом пространстве РФ на 2011 год и общей позиции металлотрейдинговых компаний на рынке металлопроката было уделено наибольшее внимание в ходе ежегодного конгресса Российского союза поставщиков металлопродукции, состоявшегося в Петербурге в июне.

В конгрессе РСПМ приняли участие представители более 100 компаний. В эмоциональной атмосфере выступающие затронули проблему конкурентной среды на рынке металлопроката в условиях послекризисной ситуации, а также вопрос цен на металл в России. Не обошли вниманием и актуальную тему необходимости увеличения площадей складских комплексов, так как в период кризиса складские остатки в одночасье стали обузой для многих фирм. Сегодня многие компании начинают постепенное восстановление. Общий лейтмотив конгресса был положительным, и, подводя итоги предыдущего года, члены РСПМ, руководители металлотрейдинговых и производственных компаний старались смотреть в будущее с оптимизмом.

Последнее время на рынке металлопроката усилилось давление конкурирующих товаров – субститутов алюминия (полимеры, сталь, медь). Несмотря на экономичность, высокую скорость монтажа и отсутствие эксплуатационных расходов при возведении алюминийсодержащих строительных конструкций, большинство крупных проектов в Сочи, Москве и других городах реализуется из стали. Привлекая внимание к алюминийсодержащей продукции, основываясь на ее положительных потребительских свойствах, РСПМ в своей программе в первую очередь уделил внимание популяризации алюминия через СМИ, выставочную деятельность и рекламные кампании. Заложен в программу и ряд мер, касающихся технического применения материала, в том числе разработка нового ГОСТа, регламентирующего использование алюминиевой опалубки, а также совместно с ведущими проектными институтами создание документов единой нормативной базы по применению алюминиевых профилей.

Динамичное развитие отечественной алюминиевой экструзии напрямую зависит от металлопотребляющих отраслей. Сегодня в России крупнейшая из них – строительство, на долю которого приходится до 70% потребляемого профиля. Большим потенциалом обладает и транспортное машиностроение, на которое делают ставку некоторые пункты программы.

По оценкам экспертов, продолжается рост импорта дешевой алюминийсодержащей продукции, вследствие чего российский производитель практически вытеснен с внутреннего рынка. Объемы поставок алюминия и сплавов для оборонно-промышленного комплекса РФ значительно снизились по сравнению с серединой 1980-х годов. Доля алюминия, произведенного под заказы ОПК, от общего потребления в стране уменьшилась с 23,6% в 1987 году до 0,4% в 2010-м. Между тем разработки, заказы и продукция ОПК служат и оборонным задачам страны, и в гражданских целях: фильтры для воды, пеноалюминий для брони был использован при изготовлении звукоглушащих щитов на МКАД и др. Программа по стимулированию потребления алюминиевой продукции предусматривает необходимость введения защитных мер путем внесения в законодательство изменений, направленных, с одной стороны, на сокращение закупок военными ведомствами товаров, произведенных не на территории России и СНГ, и с другой стороны – на ограничение импорта алюминийсодержащей продукции по демпинговым ценам в Россию и страны СНГ, в том числе за счет увеличения импортных пошлин. Также программа предусматривает планы по продвижению на экспорт алюминийсодержащих товаров через структуры РУСАЛ, что поможет наладить новые рынки сбыта и повысить шансы российских производителей в конкурентной борьбе с транснациональными корпорациями. Ответственными за осуществление программы назначены компании «Металл-Экспо», ИИС «Металлоснабжение и сбыт», «Татпроф», «Алюминиевые продукты» и др. В том числе выполнение большинства пунктов программы возложено на компанию ОК «РУСАЛ», занимающую лидирующее положение на рынке алюминия в России и странах СНГ, обладая более 90% долей рынка. «Российская экономика сейчас вошла в фазу стагнации, – отметил в своем выступлении директор по сбыту ОК «РУСАЛ» Сергей Бельский. – Темп роста промышленности снизился, высокая инфляция, которая составила в мае 0,6%, и, как следствие, сокращение доходов населения (в апреле они сократились на 1,5% по сравнению с мартом), рост безработицы (основные игроки рынка металлопроката не сокращают, но и не набирают персонал). Сегодня ситуация нестабильная, и очень сложно предсказать, куда двинется рынок – в сторону дальнейшего повышения цен на алюминий либо наоборот. Тем не менее алюминий становится все более инвестиционно привлекательным вследствие своей низкой коррозионности и возможности долгого хранения».

Среди стран СНГ Россия занимает твердую серединную позицию по объемам промышленного производства. Основные факторы, сдерживающие развитие рынка РФ и стран СНГ, – экономические риски: рост тарифов естественных монополий, высокие темпы инфляции, высокие банковские ставки кредитования; социальные риски: снижение платежеспособного спроса, высокий износ производственных фондов и энергоемкость производства; рыночные риски: конкуренция со стороны Евросоюза, Китая, Турции и в какой-то мере США. «Но мы настроены оптимистично и рассчитываем, что летом ситуация стабилизируется и экономика войдет в фазу роста. Если будут приняты все меры по развитию алюминиевой промышленности и увеличению его потребления, то к следующему году планируемый прирост потребления составит более 200 тыс. тонн», – заключил господин Бельский.

По материалам Metalinfo.ru