«Окно должно быть правильным». Интервью с руководителем технического центра стратегического направления «Строительство» компании «РЕХАУ», Антоном Карявкиным


Современные пластиковые окна перестают быть дорогой экзотикой для россиян. Их уже устанавливают на многих новых объектах, они появились не только в крупных городах, но и в поселках и районных центрах. Однако далеко не каждое окно принесет потребителю желаемое тепло и комфорт. Об истоках «правильного окна» интернет-журнал «Строительство»  беседует с руководителем технического центра стратегического направления  компании «РЕХАУ», к. т. н. Антоном Карявкиным.

Антон Викторович, каково сейчас состояние рынка светопрозрачных конструкций?


– Оконное направление на российском рынке непрозрачно. Нет единой базы данных, где можно посмотреть, какая компания сколько и чего продала. Разные компании меряют свою продукцию по-разному: кто-то в тоннах, кто-то километрами, кто-то в евро, а кто-то в рублях. Причем каждый преследует определенную цель – кто-то хочет скрыть объемы, кто-то, наоборот, раздуть.  

Основные игроки этого рынка давно известны, главенствуют по-прежнему немецкие компании: концерн «Профайн», в который входит несколько марок, в том числе «КВЕ» и «Трокаль», наша компания РЕХАУ, фирма «ВЕКА», концерн «Декенинг». Присутствуют на рынке и российские производители, объемы выпуска продукции которых от года к году приближаются к лидерам. 

Конкуренция существует? 

– Конечно! Есть и ценовая борьба, и борьба технических решений, и, прежде всего, сервиса, потому что товар как таковой – оконные и дверные профили – мало кому интересен. Производить его научились и российские компании, начиная с простого клонирования и заканчивая небольшими собственными разработками. Самый копируемый профиль – это, конечно, КВЕ. Редкая деревня на Кубани не копирует КВЕ под разными названиями.

Неужели наладить производство оконного профиля настолько легко? 

– И да, и нет. Научиться производить что-то – это далеко не все, чтобы быть успешным. И если первое время производитель может завоевывать рынок благодаря низкой цене, то дальше, чтобы получать прибыль, ему приходится повышать цену и улучшать качество –  соответственно, растет себестоимость. А дальше нужно налаживать каналы сбыта, сервисную поддержку, рекламу. Производители экструзионного оборудования, продавая свои линии за 1-2 млн долларов, обещают, что проект окупается за 2-3 года. Но на самом деле это не так. Экструзия сама по себе только на первый взгляд кажется легким процессом, когда покупаются дорогие машины, работающие в автоматическом режиме, — и кажется, что все легко. А потом, когда сталкиваешься с реальностью, понимаешь, что там все не так просто.  

А чему клиент сейчас отдает предпочтение? Что для него главное? Цена, качество, сервис что является решающим? 

– Знаете, как и везде, люди хотят всего и сразу. Разумеется, цена тоже играет свою роль. Например, лет 10-15 назад окна привозились из Германии, здесь монтировались и продавались очень дорого. Остеклить квартиру в то время стоило 50 тысяч долларов. Сейчас это стоит от 3 до 5 тысяч. 

На рынке есть несколько ценовых ниш. Есть муниципальное жилье, куда зайти с хорошим качественным продуктом очень тяжело, там главное – низкая цена. Но когда жилье сдано и люди начинают там жить, они обнаруживают, что с окнами проблема – они не закрываются, через них дует, внешний вид далек от совершенства. Вот тут приходят производители качественных окон и уже за разумные деньги предлагают качественный продукт.

Что такое качество в плане оконных профилей? Это совокупность показателей: удобство в работе, при монтаже и эксплуатации, строгая повторяемость всех свойств: геометрические размеры, физико-механические показатели, химический состав, постоянство цвета и формы.

Второй аспект – это сервис. Это касается поставки профиля, логистики, наличия складов, удобных условий оплаты, совместных маркетинговых мероприятий, рекламы, обучения персонала – и так далее. И очень часто сервис становится решающим аргументом при выборе производителя. 

Сейчас в России много говорят об энергоэффективных и энергосберегающих технологиях. Видимо, вскоре потребители захотят ставить и окна с соответствующими показателями сохранения тепла.

– Совершенно верно. Конечно, в деревянных окнах, которые стоят с советских времен, не было ни теплотехники, ни звукоизоляции. Мы пытались оценить герметичность этих окон на специальном стенде и установили, что их воздухопроницаемость примерно в 30-40 раз больше, чем у самого простого пластикового окна. Это означает, что зимой в 40 раз больше холодного воздуха заходит в помещение – и его надо нагревать. Появляются повышенные затраты на отопление и дискомфорт проживания. 

Кроме того, мы сравнивали, сколько каждое окно позволяет сэкономить энергии, и ввели термин «теплономия» –  это денежный эквивалент тех энергоресурсов, которые можно сэкономить за счет сокращения проникновения в помещение холодного воздуха. Мы подсчитали, что при площади остекления 15-20 кв. м замена деревянных окон на пластиковые сэкономит порядка 15 тысяч рублей – в среднем, цена одного окна. То есть, окупаемость окон только по сокращениям затрат на тепло – 2-3 года.  

 К тому же летний потенциал окон ПВХ гораздо выше, потому что для обогрева помещения расходы в 2-3 раза меньше, чем на его охлаждение. Соответственно, конструкция, которая зимой не выпускает тепло, летом его не впускает, экономический эффект от снижения расходов на систему кондиционирования может возрасти в несколько раз, и срок окупаемости в 2—3 года может еще сократиться.  

Какие инновационные решения приходят на оконный рынок? 

– Развитие оконных систем идет в направлении энергосбережения –  количество камер увеличивается до 6-7. Появляются дизайнерские решения формы профиля, его цвета – это ПВХ-профили со специальной декоративной пленкой, имитирующей ценные породы дерева. Люди научились считать: иногда можно вместо дорогой шторы, за которой нужен постоянный уход, да еще на очень высоком нестандартном окне, поставить декоративные витражи – это несколько дороже, но гораздо менее хлопотно. Разумеется, есть новые разработки и в области стекла в стеклопакетах. Сейчас получили распространение энергосберегающие стекла, имеющие селективные покрытия, позволяющие сократить потери тепла до 80%.  

Есть стекла солнцезащитные, причем есть много технических возможностей для достижения этого эффекта. Есть стекла, которые меняют свою прозрачность в зависимости от освещения за счет специального напыления. Есть стекла комплексные, защищающие от потерь тепла летом и от перегрева зимой, – всего на стекле может оказаться до 18 специальных слоев – разумеется, оно стоит дороже, но и дает выбор клиенту.

Несколько лет назад очень остро стоял вопрос дешевой некачественной продукции, на рынке появился китайский профиль, который после двух зим коробился и лопался. Как сейчас обстоят дела с низкокачественным профилем и контрафактом на рынке? 

– Пока прямого контрафакта очень немного. Есть чисто китайские системы, но они практически неизвестны на российском рынке, несмотря на низкую цену. Дело тут в другом: окно – это сложный продукт, и в нем, помимо профилей, много всего: уплотнения, которые очень сильно влияют на герметичность, а их долговечность, в свою очередь, влияет на качество окна. Некачественные уплотнения могут неприятно пахнуть, оставлять след на профилях, причем несмываемый, трескаться, менять свою геометрию и цвет – это уже контрафакт, чего допускать нельзя.

Есть еще разные механические соединения, маленькие, незаметные детали, из которых состоит окно и которые также влияют на его качество. То же касается фурнитуры – ее долгое время не подделывали, но сейчас кое-что начинает появляться из Турции и из Китая. 

Как от этого попытаться себя оградить? В Европе есть понятие системных испытаний, куда производители профиля могут собрать из отобранных материалов оконные блоки и отправить их на испытания. По результатам испытаний выдается так называемый «системный паспорт», который потом служит для компаний-производителей «дорожной картой», по которой нужно производить качественное окно, а независимые эксперты проводят инспекции производства и монтажа, принимают решение о возможности выдачи фирме-производителю знака соответствия, это некий аналог «знака качества», известного большинству граждан бывшего СССР.

Кроме того, мы намерены отстаивать свои права системодателя по отношению к производителям контрафакта в суде.

Заполнен ли российский рынок поставщиками или сюда есть куда приходить?

– Есть разные оценки. Было время, когда был переизбыток производственных мощностей как у профилистов, так и у производителей окон. Потом за один год этот переизбыток перешел в дефицит. Очень влияет сезонность рынка – зимой большинство компаний сидит без работы, многие стараются, чтобы поддержать штат, работать на объектах даже себе в убыток. А в сезон, с апреля до октября, возникает дефицит комплектующих и очереди на окна.

По моим личным оценкам, российский рынок очень большой. Можно пройтись по любому городу и увидеть, что фронт работ огромный, – это касается и старых домов, и нового строительства. Всплеск спроса дают большие стройки – Олимпиада в Сочи-2014, Чемпионат мира по футболу, Новая Москва, новостройки большинства городов. Будет расти строительство жилья – увеличится и рынок окон. Вообще российский рынок очень интересный по сравнению с европейским, который местами стагнирует.

Какими нормативами регулируется этот рынок? 

– Совсем недавно производители оконных профилей создали союз, единственная задача которого – установить единые правила оценки качества окон и единые технические стандарты. Должен сказать, что в России с 1999 года, после развала Госстроя, стандарты вообще не обновлялись, а ведь технологии меняются, появились, например, новые профили – уже не чистый ПВХ, а с фиброй, исключающей металл. Стандартов под этот продукт вообще нет, поэтому мы были вынуждены разработать стандарт организации.

В Европе стандарты развиваются, причем за счет средств бизнеса. Накапливается определенный опыт, проводятся исследования, стандарты издаются и постоянно обновляются в соответствии с требованиями рынка и государства. Бизнес-сообщество издает для себя стандарты, устанавливающие более высокий уровень качества продукции по сравнению с государственными стандартами, и им следует в добровольном порядке. Наконец-то этот процесс начался и в России – бизнес-сообщество начало для себя разрабатывать стандарты. Естественно, мы в начале большого пути, разрабатывается новая система стандартов, в основу которой будут положены европейские стандарты с учетом российского климата.

Мы сотрудничаем с Национальным объединением строителей, ведущими научно-исследовательскими институтами, строительными университетами, помогаем в разработке стандартов НОСТРОя на нашем направлении. Более того, мы хотим эти стандарты потом преобразовать в обязательные СНиПы или ГОСТы, потому что они должны стать государственными и обязательными к применению. Сейчас в списке обязательных СНиПов ни одного документа по светопрозрачным конструкциям вообще нет.


Елена Шинкоренко, Строительство.RU


Страницы: Пред. 1 2
Сергей Ельников, августа 28, 2013 12:04 pm
Цитата
Антон К. пишет:
А что касается лидеров рынка, то их всех подделывают! Я наоборот считаю, что подражатели бывают только у признанных игроков рынка.

Не соглашусь. Наличие клонов - вовсе не обратная сторона популярности.
Вадим Казновский, августа 29, 2013 12:44 pm
Цитата
sepa пишет:
Вадим, у меня, кстати, вопрос - я вчера оставил мнение-комментарий в отношении резиновой прокладки-подкладки для окон/дверей.
...
sepa, как обещал, вот мой развернутый ответ: http://club.tybet.ru/people/user/9/blog/667/
Страницы: Пред. 1 2