Пальмовые лавры проплыли мимо, или По следам «камерного авторского эксперимента»
24.05.201012:3324.05.2010 12:33:24
Итак, 63-й кинофестиваль в Каннах остался позади: вчера вечером стали известны его победители. Однако фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» не оказался ни в одной номинации, таким образом, не получив даже второстепенной награды.
В этом году жюри явно отдало предпочтение философскому кино, а не масштабной эпопее, наградив Золотой пальмовой ветвью картину тайского режиссера с труднопроизносимым именем Апичатпонга Верасетакула «Дядюшка Бунми, способный вспомнить свои прежние жизни» (перевод может разниться). Картина сразу оказалась в числе фаворитов: даже в журналистском рейтинге единодушно была первой. (Кстати, это первая победа таиландского кино на фестивале.) Гран-при – вторая по значимости награда – досталась французу Ксавье Бовуа, ну а приз за режиссуру – тоже французу Матье Амальрику. Не оказалось среди победителей и наших актеров: 2 приза за лучшую мужскую роль присудили итальянцу Элио Джермано и испанцу Хавьеру Бардему, а Жюльет Бинош (Франция) была удостоена приза за лучшую женскую роль.
Таким образом, самый дорогой в истории отечественного кинематографа фильм, побивший рекорд более чем сорокалетней давности – на киноэпопею Сергея Бондарчука работали тогда все киностудии Советского Союза, – потерпел в Каннах фиаско, по крайней мере, если говорить о наградах фестиваля. Впрочем, не все так однозначно. Утренний пресс-показ картины прошел в полупустом зале: фильм демонстрировался в последний день, когда многие журналисты уже отбыли с Лазурного берега. Зато на официальном вечернем показе был аншлаг: публика, стоя, аплодировала минут 20. И если картина отнюдь не всколыхнули европейскую общественность (по мнению критики, Михалков хотел сделать фильм, похожий одновременно и на Феллини, и на Эйзенштейна, а вышел «лишь Тарантино без чувства юмора»), многое в фильме зрителям понравилось. Однако и здесь оценки самые противоречивые: от откровенно негативных до крайне положительных..
После показа состоялась очень любопытная пресс-конференция: Никита Сергеевич, отвечая на многочисленные вопросы, в том числе и об исторических неточностях в картине, заметил, что, поскольку современные школьники вообще ничего о войне не знают, поэтому-де им все равно, в каком году появились штрафбаты – в 41-м или позже, а по поводу претензий ветеранов довольно цинично заметил, что те, мол, свое кино о войне уже получили.
Когда же режиссера спросили о коммерческом провале фильма в России, то приведены были весьма интересные цифры. Оказывается, на «Предстояние», «Цитадель» (2 части «Утомленных солнцем-2») и телесериал было потрачено всего (!) 40 миллионов долларов (против 55 миллионов евро, как утверждалось ранее), причем государство понесло затраты в 2 миллиона, а остальное – частные инвесторы. «Критики должны быть счастливы, что за такие деньги в России снимают артхаусное кино: они ведь любят авторские фильмы», – слишком уж неожиданно заключил Никита Сергеевич, видимо, после всех катаклизмов, изменив точку зрения и начав считать свою многомиллионную евро-долларовую киноэпопею... камерным авторским экспериментом?..
Бесспорно, фильмы о Второй мировой снимать непросто: противопоставление напрашивается сразу: с одной стороны, классика типа Сергея Урусевского, а с другой – откровенный стеб Квентина Тарантино в «Бесславных ублюдках». Сам Никита Михалков, не раз говоривший, насколько ему дорога своя картина, буквально накануне показа в Каннах признался, что если бы ему предложили Пальмовую ветвь за любой фильм, снятый им до этого или тот, который он создаст в будущем, – он бы отказался: только «Утомленные солнцем-2»!
Однако, не случилось... Что ж, те из нас, кто не посмотрел эту картину в прокате – а таких большинство – смогут увидеть его осенью на телеэкранах и сделать свои выводы.
В этом году жюри явно отдало предпочтение философскому кино, а не масштабной эпопее, наградив Золотой пальмовой ветвью картину тайского режиссера с труднопроизносимым именем Апичатпонга Верасетакула «Дядюшка Бунми, способный вспомнить свои прежние жизни» (перевод может разниться). Картина сразу оказалась в числе фаворитов: даже в журналистском рейтинге единодушно была первой. (Кстати, это первая победа таиландского кино на фестивале.) Гран-при – вторая по значимости награда – досталась французу Ксавье Бовуа, ну а приз за режиссуру – тоже французу Матье Амальрику. Не оказалось среди победителей и наших актеров: 2 приза за лучшую мужскую роль присудили итальянцу Элио Джермано и испанцу Хавьеру Бардему, а Жюльет Бинош (Франция) была удостоена приза за лучшую женскую роль.
Таким образом, самый дорогой в истории отечественного кинематографа фильм, побивший рекорд более чем сорокалетней давности – на киноэпопею Сергея Бондарчука работали тогда все киностудии Советского Союза, – потерпел в Каннах фиаско, по крайней мере, если говорить о наградах фестиваля. Впрочем, не все так однозначно. Утренний пресс-показ картины прошел в полупустом зале: фильм демонстрировался в последний день, когда многие журналисты уже отбыли с Лазурного берега. Зато на официальном вечернем показе был аншлаг: публика, стоя, аплодировала минут 20. И если картина отнюдь не всколыхнули европейскую общественность (по мнению критики, Михалков хотел сделать фильм, похожий одновременно и на Феллини, и на Эйзенштейна, а вышел «лишь Тарантино без чувства юмора»), многое в фильме зрителям понравилось. Однако и здесь оценки самые противоречивые: от откровенно негативных до крайне положительных..
После показа состоялась очень любопытная пресс-конференция: Никита Сергеевич, отвечая на многочисленные вопросы, в том числе и об исторических неточностях в картине, заметил, что, поскольку современные школьники вообще ничего о войне не знают, поэтому-де им все равно, в каком году появились штрафбаты – в 41-м или позже, а по поводу претензий ветеранов довольно цинично заметил, что те, мол, свое кино о войне уже получили.
Когда же режиссера спросили о коммерческом провале фильма в России, то приведены были весьма интересные цифры. Оказывается, на «Предстояние», «Цитадель» (2 части «Утомленных солнцем-2») и телесериал было потрачено всего (!) 40 миллионов долларов (против 55 миллионов евро, как утверждалось ранее), причем государство понесло затраты в 2 миллиона, а остальное – частные инвесторы. «Критики должны быть счастливы, что за такие деньги в России снимают артхаусное кино: они ведь любят авторские фильмы», – слишком уж неожиданно заключил Никита Сергеевич, видимо, после всех катаклизмов, изменив точку зрения и начав считать свою многомиллионную евро-долларовую киноэпопею... камерным авторским экспериментом?..
Бесспорно, фильмы о Второй мировой снимать непросто: противопоставление напрашивается сразу: с одной стороны, классика типа Сергея Урусевского, а с другой – откровенный стеб Квентина Тарантино в «Бесславных ублюдках». Сам Никита Михалков, не раз говоривший, насколько ему дорога своя картина, буквально накануне показа в Каннах признался, что если бы ему предложили Пальмовую ветвь за любой фильм, снятый им до этого или тот, который он создаст в будущем, – он бы отказался: только «Утомленные солнцем-2»!
Однако, не случилось... Что ж, те из нас, кто не посмотрел эту картину в прокате – а таких большинство – смогут увидеть его осенью на телеэкранах и сделать свои выводы.


Если оставить в стороне юмор и вспомнить, кто «удостаивался чести» получить антиприз, то список окажется поистине великим: Лоуренс Оливье, Пол Верховен, Марлон Брандо... Перечислять дальше не вижу смысла, ибо от творческих неудач не может быть застрахован никто.
Начитавшись самых разных, в основном, говоря предельно мягко, негативных, отзывов о фильме, жду премьерного показа эпопеи по ТВ – какое бы количество серий ни было запланировано. Во-первых, хочется детально разобраться в причинах неуспеха «Предстояния» (а «мыло» как раз представляет такую возможность), а, во-вторых, понять, почему картина не принята фронтовиками. Отчасти ясно: это не быковские «В бой идут одни «старики», но это и не очередные «идущие ромбом танки» или масса кинокартин типа «Блокады», но, с другой стороны, уж, конечно, не озеровское «Освобождение».
Тем не менее, лучше один раз увидеть и составить собственное суждение, поскольку что-то не припомню, чтобы какой-нибудь фильм за пару последних десятилетий так будоражил российское общество. К тому же вряд ли стоит оспаривать, что Никита Сергеевич человек умный и режиссер «тертый», не обделенный ни славой, ни почестями, ни талантом. Как актерским, так и режиссерским. (Из всех его фильмов отдаю предпочтение «Механическому пианино» – картине с пронзительными чеховскими интонациями и камерным «Пяти вечерам».)
Так что, не все просто и однозначно в «датском королевстве», как может показаться на поверхностный взгляд...
А напоследок хочется пожелать всем нам относиться терпимее к любому произведению, вне зависимости от того, понравилось оно или разочаровало, ибо ненависть – не самый лучший советчик.
Восхищаюсь Вами, Алла! Какой огромный кругозор - от фасадов до музеев и кино. А что Вы думаете о нашем поражении на ЧМ по хоккею?
Сегодня я прочел в интернете, что буквально 2 пос ледние недели замечено резкое усиление "федеральной" активности Валентины Ивановны Матвиенко. Типа все идет к тому, что она сменит ... Лужкова в самое ближайшее время))) Интересно Ваше мнение.
P.S. Косвенно все к этому и идет. Приостановлено строительство знаменитого газпромовского "Фаллоса". Думаю нет ни денег ни мотивации. Если уж поход на Москву запланирован
Может и где-нибудь на Бережковской набережной это чудо и оживет
Ну и вопросик, Сергей! Поди – ответь...
Нет сомнения, Валентина Ивановна – одна из самых успешных женщин в смысле административной карьеры. Многих ли можно назвать, кто столь стремительно продвигался по служебной лестнице, еще с советских время, из комсомола, не покидая «коридоров власти»?
На мой взгляд, это яркий пример адаптации советской номенклатуры к постсоветской действительности, причем в самом позитивном смысле. А помните «ход конем», когда перед Президентом был поставлен вопрос ребром – о доверии?
Однозначно, это человек незаурядный. А насколько изменились качество жизни и система управления мегаполисом – это виднее Вам, петербуржцу.
Что же до шедевра Газпрома – увольте. У нас и своих предостаточно – и архитектурных, и скульптурных: только один, переделанный из Колумба, чего стоит!
Теперь к событиям Дня города в Питере: Я не понимаю какое отношение имеют надувные жирафы ко Дню рождения СПБ? Невский перекрыли. Сооррудили бутафорские трибуны. На каждой безумно громкий и некачественным звук. В самом начале Невского была "детская" трибуна. Выступали наверное дошколята. Так вот - как мне показалось - вокруг этой трибуны собрались все педофилы города. Резюме праздника в Санкт-Петербурге такое - город превращен (когда-то он был другим) из столицы культуры в столицу плохого вкуса. Все прикрывались хозяйкой города.
Как похоже!
А ваших жирафов видел по телеку. Прикольно!
И как бы символично ранним вечером в городе начался сильнейший ливень с грозой. Символичность - в плане смывания всей нечисти!
С Вами трудно, Сергей, не согласиться: «Ритц-Карлтон-Москва» весьма неплох. Особенно, если вспомнить еще совсем недавно торчащий «зуб» «Интуриста» около Кремля.
«Арарат Парк Хаятт», что на Неглинке, на мой взгляд, тоже вписался в архитектурный ансамбль центра. Так что, близость к историческому наследию столицы, безусловно, наложила благоприятный отпечаток на эти недавние постройки.
К огорчению, не только этой эксклюзивностью «славен» столичный град. То что Вы рассказываете о праздновании Дня города в Петербурге (на такие мероприятия тратятся колоссальные деньги, а отдача, по сравнению с затратами, в общем-то минимальная – мне так кажется) напоминает и Москву. Хотя, наверное, у нас с размахом «поширшее».
А может быть, это односторонняя точка зрения? Может, только мы видим негатив, а для большинства отдых как раз и заключается в такой именно «отключке»?
Я живу в небольшом провинциальном городке Пермь, где подавляющее большинство трудоспособного населения, занята банальными вещами: как заработать денег, чтобы прокормить семью и заплатить за услуги ЖКХ. Поэтому Мне фиолетово, кто будет в Москве мэром, нам в провинции от этого легче не станет. Будь моя воля я бы сделал две вещи: 1) перенёс столицу России в Екатеринбург
2) назначил мэром столицы М.Ходорковского
А на Аллу никто не нападал, просто опять же банальное желание самолюбивого мужчины, что бы на него обратила внимание женщина!
Будь моя воля я сделал бы одну вещь:
1. Перенес бы бутик ШАНЕЛЬ из Москвы в Пермь.
2. Отправил бы на ПМЖ в Пермь нескольких персон типа: Сергей Зверев, Алла Пугачева, Максим Галкин, Валерия, Иосиф Пригожин, Наоми Кэмпбелл, Тимати, .....
У нас у всех похожие проблемы, поэтому не надо противопоставлять "зажравшийся" центр и "голодную", но гордую периферию.
С приветом и пожеланиями спокойствия и благополучия.
Почему Вы решили, что Мы голодаем, я например работаю в крупнейшей оконной компании г.Перми в должности Технического директора и зарабатываю на хлеб с маслом. А на вопрос почему в провинции процветает махровым цветом такое отношение к жителям столиц хочу немножко поправить, не столиц, а столицы (Москве) она ведь у нас пока ещё одна. Так уж сложилось, что все органы государственной власти находятся в столице, поэтому недовольство этими органами невольно проецируется и на прилегающие территории, ИМХО. Поэтому, молитесь Богу, что родились не где-нибудь в Урюпинске или Мухосранске, а родились на брегах Невы и дай Вам Бог прожить долго и счастливо, живы будем свидимся!
И мои приветы в Пермь!
Юрий, вы снова перепутали. Это другой ваш оппонент из Питера, а я москвич. И не надо стращать Урюпинском. Там тоже россияне живут. Милый кстати городок и народ там добрый. Бывали, знаем
Но вы же сами писали, что мол мне все фиолетово, что з/п у нас не хватает тд и тп. А теперь выясняется, что вы техдир в солидной оконной компании. Так это же здорово!
Если Вы в такой плоскости, то нам с Вами масковскими мажорами не о чем гаварить. Мой юный друг, не заставляйте меня на уважаемом портале читать Вам нотации, давайте чего-нибудь путнее про окна расскажите (если знаете)
А что не так?
А вот Питер мой любимый город!
Говоря словами персонажа, которого играл Маковецкий я откланяюсь: "Вам то хорошо, Вы в Питере живёте..."
...to Юрий. Сначала разрешите поблагодарить за добрые слова: не будешь же на самом деле думать о незнакомом человеке, что он просто решил поерничать.
Теперь по сути. Кругозор, как считалось еще со времен Дарвина (подумать только – всего какие-то полторы сотни лет!), это в частности та «субстанция», что отличает homo sapiens, от сами знаете кого. А если homo sapiens еще и homo musicus, то, поверьте, это очень даже неплохо для самого hs.
Конкретизирую. Круг моих интересов не ограничивается кинематографом и изобразительным искусством. К примеру, я обожаю джаз, увлекаюсь искусством фотографии, ориентируюсь в архитектуре и градостроительстве. Кроме того, воспитанная на классической музыке, жизни своей не мыслю без музыкального театра – оперного и балетного (люблю и оперетту, восхищаюсь лучшими образцами мюзикла на видео и DVD: современных бродвейских постановок видеть не довелось.)
Помимо названного, с младых ногтей интересуюсь драматическим театром и всем, что с ним связано, – критикой и мемуаристикой (последняя, естественно, не только о людях театра). И, конечно, главенствует над всем Литература.
Нельзя не упомянуть, что являюсь неизменным почитателем передачи «Что? Где? Когда?» и фактически не пропустила ни одной игры.
Достаточно. Об остальном умолчу. Из скромности.
А на посошок – по поводу спорта. Выросла на хоккее – футболе, поскольку отец, спортивный обозреватель и поклонник ЦСКА, брал почти на все матчи в Москве и Воскресенске.
Так что, обращайтесь.
Проконсультирую!
У, какая разносторонняя.
«Я живу в большом, не провинциальном, городе Москве, где подавляющее большинство трудоспособного населения занято банальными вещами: как заработать денег, чтобы прокормить семью и заплатить за услуги ЖКХ. Поэтому мне не фиолетово, кто будет в Москве мэром, хотя вам в провинции от этого легче не станет».
Ну раз уж государство патит за это кино, то оно как-бы бюджетное. Тогда вопрос - а гонорары "бюджетников" от Михалкова каковы в этом шедевре?
Я очень хотел бы посмотреть на лица ветеранов-стариков, если бы им после просмотра этого кино сообщили эти цифры. Просто интересно.
За вопрос, Сергей, благодарю: он заставил вспомнить одну Невыдуманную историю (см. новую тему блога).
P.S. Как заявил Никита Сергеевич, из бюджета на эпопею пошло всего $2