Реклама – двигатель процесса: как не попасть под санкции из-за креатива


Реклама – двигатель процесса: как не попасть под санкции из-за креатива

Творчество новосибирских рекламщиков не раз становилось причиной судебных разбирательств. nsk.rbc.ru вместе со специалистами антимонопольного ведомства разобрался в ошибках новосибирских рекламных агентств.

Если компания докажет документально, что ее товар или она сама – самая крупная, лучшая, экономичная, то эту информацию можно использовать в рекламе.

Согласно закону «О рекламе» на юрлицо, нарушившее рекламное законодательство, налагается штраф до 500 тыс. руб. По словам замруководителя Новосибирского УФАС России, начальника отдела рекламы Ирины Волохиной, кроме штрафов, в практике существует и институт предупреждения. Он действует для нарушителей рекламного законодательства, которые сделали это впервые и не причинили своими действиями ущерба.

Отсутствие достоверных и достаточных данных

По данным ведомства, самое распространенное нарушение – отсутствие достоверной информации или наличие недостоверной информации. Например, нарушением считается отличие цены в рекламном каталоге и на полке магазина.

В этом году АО «Бинбанк-Диджитал» подвергся административному взысканию в размере 100 тыс. руб. за то, что указал недостоверную информацию об условиях зачисления процентов на остаток в рекламе своей продукции.

Ирина Волохина объяснила, что любая реклама будет считаться недостоверной, если в ней присутствуют сведения, отличающиеся от реальных. Это вводит покупателя в заблуждение. Если при этом клиент понесет материальный ущерб, например, заплатит больше, чем указывается в рекламе, то предприниматель может не отделаться предупреждением.

Другое нарушение – отсутствие необходимых данных в рекламе. Недостаток сведений также вводит потребителей в заблуждение.

«Рекламируя услуги, в том числе, дистанционные продажи, банковские услуги, доставку, организация должна указывать полные реквизиты лица, оказывающего их, – прокомментировала Волохина. – В любом случае, при отсутствии наименования, юридического адреса и ОГРН, законодательство о рекламе будет нарушено».

Обязательные данные – это не только реквизиты. Собеседница рассказала, что Новосибирске был случай связанный с акцией одного кинотеатра. Клиент увидел рекламу, решил воспользоваться ей, но в кассе ему отказали, так как срок действия акции закончился. В рекламе этого указано не было.

Сколько метров до нарушения

УФАС разбирала несколько случаев, когда была указана недостоверная информация о расстоянии или времени похода до объекта реаламы. Например, в 2009 году было проведена проверка наружной рекламы, где указывалось, что до магазина 15 метров.

А в 2010 году мебельный салон «Энергия уюта» заявлял в наружной рекламе, что от площади Калинина до дверей магазина – всего две минуты. «Преодолеть расстояние в 2200 м за две минуты возможно при скорости в 73,3 км/ч, что, в свою очередь, возможно сделать исключительно путем использования транспортного средства, – указано в сообщении комиссии УФАС по данной ситуации. – Отсутствие такой информации как необходимость воспользоваться транспортным средством не дает потребителю в полной мере оценить все условия приобретения рекламируемого товара, а также вводит потребителя в заблуждение».

Волохина добавила, что недавно рассматривался аналогичный случай: «В рекламе указывалось «до центра 15 минут». Но ФАС не нашла в указанной рекламе нарушений, так как на щите присутствовала приписка о том, с какой скоростью нужно двигаться, чтобы преодолеть расстояние за этот срок, и о какой именно точке центра идет речь. ФАС рассчитывает достоверность через спутниковые карты и электронной линейкой. По закону, несоответствие даже в один метр или одну минуту является нарушением и будет рассматриваться при наличии жалобы».

Использование чужих материалов

Серьезным нарушением законодательства является использование в рекламе чужих материалов, изображений и товарных знаков. Для разъяснения сути противоправности таких действий, РБК Новосибирск обратился к адвокату коллегии адвокатов «НЭКА» Анастасии Некрасовой:

«Использование чужих материалов не только вводит потребителя в заблуждение в противоречие закону «О рекламе», но является и нарушением авторского права. Помимо административной, нарушитель может понести гражданскую и уголовную ответственность, в соответствии со ст. 1301 Гражданского кодекса и 146 УК РФ», – сказала Некрасова.

Информацию об использовании чужих материалов дополнила Ирина Волохина: «Со стороны рекламного законодательства природа нарушения в том, что потребителю может показаться, что он имеет дело с одним товаром, а на деле это оказывается другой товар. Например, один жилой комплекс прикладывает фотографию конкурента и говорит, что вы можете купить здесь квартиры. Но ведь он не продает квартиры в указанном месте, следовательно, реклама недостоверна».

В 2015 случай об использовании чужого имени дошел до Арбитражного суда Новосибирской области, когда в рекламе использовалось узнаваемое имя застройщика ЖК «Оазис» для перевода на сайт застройщика ЖК «Премьер». В 2017 году фотограф Слава Степанов потребовал от властей Новосибирской области извинений за использование его снимков в рекламе 80-летнего юбилея Новосибирской области.

«Мы лучше всех»

Ирина Волохина также рассказала про использования превосходных степеней в рекламных материалах. «Многие ошибочно полагают, что использование превосходных степеней и сравнений в рекламе незаконно, но это не так.

Закон прямо не запрещает говорить «самые лучшие», «самые первые», «нас выбирают 90%» и так далее, – говорит Волохина. – По сути, все эти фразы – информация, а информация в рекламе может быть достоверной или недостоверной. Если организация докажет, что она «самая» документально, то может законно использовать эту информацию в рекламе, ссылаясь на подтверждение.

Доказать это можно исследованиями, социальными опросами, грамотами о победе в конкурсах и так далее», – рассказала собеседник.

В мае 2016 года комиссия ФАС признала рекламу новосибирской организации «GUTMAN BARBERSHOP» незаконной из-за фразы «первая нормальная парикмахерская».

Использование официальных лиц и символики

Представитель ФАС также рассказала, что в городе можно встретить рекламу с гербом Новосибирска, флагом России или символикой международных организаций. «Сейчас самое актуальное, это логотип FIFA. Но использование таких символов в рекламе противоречит законодательству. Более того, наличие в рекламе, например, герба Новосибирска может создать ошибочное впечатление, что органы власти региона положительно отзываются о товаре, что также запрещено», – объяснила Волошина.

В 2015 году Новосибирское УФАС наложило штраф на ООО «Столица» за использование олимпийских колец с целью привлечения клиентов. Ранее, под наблюдение службы попадал меховой салон «Минус 30» за рекламу, в которой использовались отзывы представителя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области. А в 2013 году ФАС запретила рекламу пластиковых окон ООО «Доверие», в которой использовался герб Новосибирска.​