Проблемы рынка пластиковых окон в Бурятии


22-го марта в пресс-центре ИД «Информ Полис» в Улан-Удэ на «круглом столе» представители крупных оконных компаний в Улан-Удэ обсудили вопросы и проблемы, возникающие с пластиковыми окнами. Организатор «круглого стола» выступила газета «Окна Бурятии».

Качество окон, контроль за оконными компаниями, нюансы при заключении договора – эти и другие вопросы были затронуты в ходе совещания. Выбор оконной компании был одним из основных тем «круглого стола»

На совещание были приглашены представители разных оконных компаний («Завод окон», «Профессионал», «ТРИО»), а также представитель из Роспотребнадзора по РБ.

Каждый потребитель, который хочет установить пластиковые окна, руководствуется, конечно, собственным выбором. В газетах рекламу дают около 50 - 60 компаний, и выбор порой бывает сделать очень сложно.

«Во-первых, нужно обратить внимание, является ли эта компания производителем окон, - советует Баир Жамбалов, гендиректор «Завода окон». – Пожалуй, это основной фактор, говорящий, что это не фирма-однодневка. В нашем сервисном центре много обращений по ремонту окон от таких фирм. Производители, как правило, работают несколько лет на рынке окон. Они на слуху и в городе у нас их не так уж много. Остальные являются дилерами, среди которых есть достаточно серьезные компании».

«При выборе оконной компании нужно знать, как выглядит офис и как разговаривает менеджер. Если человек профессионал и знает свое дело. Это видно сразу. На любой вопрос менеджер или монтажник должен дать грамотный ответ», - дополняет коммерческий директор ООО «ТРИО» Аюр Аюшеев.

Интересную статистику привел Игорь Манжеев, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ.

За прошлый год поступило 345 обращений граждан по вопросу некачественной установки окон из ПВХ. По 17 обращениям были проведены внеплановые проверки и в соответствии с планом проверены 4 предприятия по производству и установке окон из ПВХ. По устным обращениям гражданам были даны разъяснения, а по письменным было вынесено 16 постановлений об административном правонарушении организациям и индивидуальным предпринимателям. Наложено штрафов на общую сумму около 44 тыс. руб. и вынесено 5 предписаний об устранении правонарушений.

Частыми нарушениями являются недоведение информации, сведений до потребителей. Например, режим работы, местонахождение офиса, адрес фирмы, не предоставляются правила бытового использования. Часто встречаются в договоре условия, которые ущемляют права потребителей.

В п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» четко сказано: за нарушение сроков установки, монтажа, исполнитель уплачивает заказчику 3% от суммы заказа. Но организации включают условия не 3%, а 0,01%, 0,1%.

Также включают неверные условия подсудности – «все споры решаются в суде по месту нахождения исполнителя или заказчика». Это неправильно, п. 2 ст. 17 закона гласит, что потребитель имеет полное право подавать в суд как по месту своего жительства, так и по месту ответчика.

«Каждая организация включает свои условия в договор. Договор должен быть понятен и ясен, а менеджер должен объяснить доходчиво до клиента все обстоятельства. Не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то непонятно», - говорит Владимир Лебедев, ведущий специалист компании «Профессионал».

В договоре нужно обратить внимание на важные детали, советует Баир Жамбалов. Например, соответствует ли конфигурация окна и правильно ли вас понял менеджер, чтобы, когда привезут окна, не было интересных ситуаций. А за замер ответственность несет фирма.

«Клиент еще может внести в него свои коррективы, но только перед заключением договора, поэтому нужно его прочесть», - дополняет Игорь Манжеев.

И, конечно, не лишним будет проверить в договоре гарантийные условия.

«Гарантия дается на фурнитуру, на стеклопакет, монтаж и т.д. В разных фирмах свои гарантии. У кого-то она 3, у кого-то 10 лет. На монтаж в основном гарантия – год. Производится замена стеклопакета, если оно разбилось не по вине заказчика, например при транспортировке. Но при самовывозе такая гарантия не дается, клиенты несут ответственность сами. В таком случае менеджеры объясняют клиенту, как нужно транспортировать, устанавливать и ухаживать за окнами», - говорит Владимир Лебедев.

«Обычно окна служат дольше своего гарантийного срока. И даже после истечения срока клиент может позвонить в компанию. Производится и постгарантийное обслуживание», - говорит Аюр Аюшеев.

«Цены компании считают по-разному, - говорит Владимир Лебедев. – В цену, как правило, входят материалы, монтаж, изготовление, сервисное обслуживание. Конкуренция на рынке большая и сильно не завысишь цены. Сейчас стало модно писать цены в рекламе, иногда они необоснованно низкие, и лучше от таких окон держаться в стороне».

Все недостатки окна проявляются в процессе эксплуатации. После установки, советуют представители оконных компаний, нужно проверить все детали, к примеру, нет ли щелей, прозрачно ли стекло, открываются или нет створки.

Затем подписываются акт приема-передачи и акт выполненных работ в 2-х экземплярах, один остается у клиента. В некоторых компаниях, например в «Профессионале», клиенты пишут рецензию на работу монтажника, что является плюсом для компании, которая следит за качеством предоставляемых услуг.

«Ни в коем случае нельзя ремонтировать окна самостоятельно, - говорит Владимир Лебедев. - Лучше доверить это специалистам. Исполнитель может снять такие окна с гарантии»

«Но если сломалась ручка, то ее легко можно заменить, купив за 40 рублей, чем обращаться к монтажнику, который вам ее поменяет за 300 руб.», - советует Баир Жамбалов.

На рынке также присутствуют современные деревянные окна из трехслойного пиленого бруса с двойным стеклопакетом, с уплотнениями. Мнения насчет того, что лучше - окна ПВХ или дерево, разные. Оконщики придерживаются золотой середины.

«В нашей компании деревянные окна - товар штучный, они дороже пластиковых окон на 30 - 40%. Есть свои плюсы – окно теплее, более эстетично на вид, различная цветовая палитра. Минус – во влажном помещении ставить не рекомендуется, - говорит Баир Жамбалов. – Однако для деревянного дома, наверное, нужно ставить обычные столярные окна. Потому что печное отопление дает неравномерное тепло, влажность растет и падает, образуя конденсат. Шансов, что конденсата не будет в деревянных домах, 50 на 50%. Факторов много, например, есть ли грунтовые воды, утеплен ли дом и т.п.» 

Относиться к любым окнам нужно бережно, предупреждают оконщики. Многие люди пренебрегают правилами и, поставив окна, начинают делать отделочные и штукатурные работы. Так и возникают проблемы типа мелких царапин и прочего. От царапин, конечно, можно избавиться специальными средствами для окон. Протирать их нужно сухой тряпочкой, мыть неабразивными, нехимическими средствами.