В Магнитогорске с фасадов зданий почти исчезла несанкционированная реклама


В Магнитогорске с фасадов зданий почти исчезла несанкционированная реклама

Участники заседания совета муниципальных образований Челябинской области, прошедшего в Магнитогорске в начале мая, поделились опытом работы по улучшению внешнего вида города, пишет magmetall.ru.

Магнитогорску в этом плане действительно есть чем гордиться. Благодаря усилиям администрации с фасадов зданий почти исчезла несанкционированная реклама, которую предприниматели называли «вывески», растяжки, баннеры. Более того, привели в порядок фасады зданий даже федеральные сети – по словам спикера МГСД Александа Морозова, пока этого не удавалось добиться ещё ни одному муниципалитету.

Подробнее о том, как в городе ведётся работа по возвращению фасадам зданий исторического облика, рассказал начальник управления архитектуры и градостроительства Илья Рассоха. В своём докладе он отметил: многие здания в Магнитогорске можно отнести к искусству европейского зодчества. Но за последние годы город превратился в территорию неуправляемого стихийного рынка вывесок и рекламных конструкций. Такая беда происходит по всей стране из-за несовершенства правовой базы, отсутствия опыта эксплуатации собственности и механизмов административного воздействия.

– Ежегодно 80 процентов фасадов зданий на уровне первых этажей предприниматели самовольно окрашивали, декорировали различными строительными материалами, обвешивали металлопластиковыми панельными конструкциями, – рассказал Илья Рассоха. – Это не только нарушает облик города, но также наносит непоправимый вред домам с терразитовой штукатуркой исторической застройки 50-60 годов. Строго говоря, терразитовую штукатурку до сих пор не получается восстановить.

Каких только уродующих фасады «дизайнерских» решений не придумывали коммерсанты: устанавливали вывески, в разы превышающие допустимые нормы, крепили их, не заботясь о сохранении фасада, делали облицовку плиткой, закрашивали стены, затягивали их огромными баннерами. Дабы пресечь рекламный вандализм и разрушение фасадов и вернуть зданиям первоначальный вид, в администрации были разработаны требования к внешнему архитектурному облику города.

Правила для всех

В соответствии с муниципальным законом, вывеска должна размещаться непосредственно рядом со входом в организацию, а при наличии нескольких входов – размещаться над главным. Допустимые габаритные размеры не должны превышать 450 на 4000 мм или занимать более 1/16 участка фасада. Вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера, не могут выходить своими габаритами за пределы участка фасада помещения. Конструкции должны выполняться из качественных современных материалов, стойких к атмосферному воздействию. Запрещается размещение вывесок на внешних сторонах балконов, лоджий, входных групп и крепление вывесок к ним. Также запрещается размещение вывесок и указателей, содержащих сведения рекламного характера, на ограждениях зданий и сооружений.

Администрация города разработала специальные буклеты, в которых объяснялось, как должны устанавливаться вывески и рекламные конструкции.

Не понял – плати

Несмотря на то, что требования были утверждены постановлением администрации и являются законом на территории города, большинство предпринимателей их проигнорировали. В связи с этим для создания прецедента мэрия вынуждена была обратиться в суд. В рамках судебных дел законность требований признана обоснованной, что позволило разработать методику и алгоритм практической работы по ликвидации нарушений.

– Не все хозяева магазинов понимали, что отсутствие добровольного исполнения приведёт к судебному разбирательству и последующему вынужденному демонтажу незаконно установленных конструкций силами судебных приставов с привлечением муниципальных предприятий, – отметил Илья Рассоха. – В конце концов это мероприятие обошлось им в несколько раз дороже, поскольку все затраты, понесённые в ходе демонтажа, были выставлены с учётом судебных издержек и восстановления фасада здания.

С конца 2017-го чиновники начали активно выдавать предписания по устранению нарушений. По данным на начало мая этого года, выдано 2513 предписаний о восстановлении фасадов и приведении вывесок в соответствие с требованиями. Большая часть предписаний – 1447 – исполнена.

Реклама вывеске рознь

Что касается рекламных конструкций, в отношении которых действует федеральный закон, предприниматели обязаны получать разрешения на их установку. При отсутствии разрешения реклама подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления. В 2017 году выдано 5123 предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций. В большинстве случаев предприниматели пошли на добровольное исполнение требований. Тем не менее, 668 конструкций пришлось демонтировать силами дорожного специализированного учреждения. Тариф за демонтаж каждой конструкции составляет около 25000 рублей. Недобросовестным предпринимателям в итоге выставили счета почти на 11 миллионов рублей. Правда, взыскать пока получилось около одного миллиона. Остальные решения оспаривают в суде.

– Затраты были выставлены в судебном порядке, – подчеркнул Илья Рассоха. – Проведена большая работа по выявлению случаев незаконного размещения рекламы торговыми сетями. «Красное & Белое», «Пятёрочка», «Магнит», «Фикс прайс», «Первый кеговый», «Ариант», «Равис» – со всеми найден компромисс, согласованы паспорта рекламных мест. Только магазинов сети «Красное & Белое» в Магнитогорске было 73, все они в форме ООО, и с каждым происходили судебные тяжбы. Сегодня в городе нет этих объёмных кричащих рекламных конструкций, остались только вывески. То же самое – и по другим сетям.

В борьбе с самовольно установленными рекламными конструкциями активное участие принимают жители города, сообщая в администрацию факты нарушений. Добавим, что за размещение несогласованной рекламы предусмотрены штрафы в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Так, в начале мая на компанию «Первый кеговый» было наложено два штрафа по 250 тысяч рублей. Также чиновники проводят работу с управляющими компаниями по восстановлению фасадов. Потом компенсацию взыскивают с собственников-нарушителей.

Челябинск берёт пример

Заместитель председателя комитета градостроительства и архитектуры Челябинска, главный архитектор Николай Ющенко отметил, что результаты его приятно удивили: в областной столице до сих пор не удалось навести порядок с вывесками и рекламой.

– Это настоящая война с молодчиками, которые позорят и уродуют архитектуру наших городов, – добавил он.

В Челябинске для решения проблемы с вывесками использовали опыт крупных городов, таких, как Москва, Уфа, Владивосток. Да и повод навести порядок в областной столице очень весомый: предстоящие саммиты ШОС и БРИКС, которые пройдут в 2020 году. Планируется, что вопрос с вывесками будет решён до 1 июня 2019 года, а демонтаж незаконных конструкций начнётся с 1 июня 2018 года. Кроме вывесок в областной столице планируют убирать с улиц рекламные щиты. Николай Ющенко объяснил:

– Щиты – наша беда. Это самый не городского формата вид рекламных конструкций, который, к тому же, устанавливается с нарушением ГОСТа, порой полностью перекрывая фасады домов. Власти поняли, что с этой бедой надо что-то делать. Подобные громоздкие конструкции уместны только на трассах, но никак не в городской застройке.

УФАС предупреждает

Борьба борьбой, но и правовые рамки чиновники переходить не должны. Об этом рассказала начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией областной антимонопольной службы Татьяна Соболевская.

 Закон о рекламе, градостроительный кодекс не дают понятия внешнего архитектурного облика, и это на самом деле больная тема. Как можно нарушить то, чего нет? Администрации этот вопрос решали произвольно, концепция, определяющая понятие внешнего архитектурного облика, отсутствовала. Мы рассматривали массу жалоб и обращений. Отсутствие оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции вело к тому, что подходы были совершенно противоположными: отказывали одним и тут же согласовывали другим.

В связи с этим на площадке уполномоченного по правам предпринимателей Челябинской области в 2017 году была создана рабочая группа для разработки типового акта, который бы регулировал подходы к архитектурному облику.

В то же время Татьяна Соболевская отметила положительную динамику: если в 2017 году в УФАС поступал шквал заявлений на незаконные отказы в выдаче разрешений, то в 2018 году было только одно обращение – от компании «Красное & Белое». В частности, оно содержало жалобу на действия магнитогорской администрации, которая вместе с рекламными конструкциями демонтировала ещё и вывески. УФАС выявило два факта демонтажа вывесок и выдало распоряжение устранить нарушение антимонопольного законодательства, которое было исполнено администрацией.

Также специалист УФАС обратила внимание глав муниципалитетов на разграничение понятий «вывеска» и «реклама», что зачастую сделать достаточно сложно.

– По каким-то отдельным спорным конструкциям администрация не всегда может сделать правомерные выводы, что есть реклама, что есть вывеска, что есть внешнее оформление. Разработка типового акта поможет как бизнесу, так и органам местного самоуправления при решении этих вопросов.