В Екатеринбурге из-за ошибки в проектировании дорожной развязки жители окрестных домов вынуждены продавать свои квартиры в связи с нехваткой солнечного света



В Екатеринбурге жильцов дома по улице Московской, 193 «а» вынуждают продать свои квартиры мэрии для муниципальных нужд по минимальной рыночной цене. Причина вынужденного переезда – неверно спроектированная и построенная развязка на перекрестке улиц Московская и Большакова. Из-за двухэтажной эстакады солнечный свет не попадает в квартиры на первых этажах, что противоречит санитарным нормам. Госстройнадзор отказывается подписывать документы по приему дороги до тех пор, пока жильцы не съедут, при этом развязка работает уже 2 года – с августа 2011 года, сообщает nr2.ru.

Жителям 12 квартир на первом и втором этажах в хрущевке на ул. Московская, 193 «а» и одной квартиры на ул. Московская, 193 в этом году придется вынужденно переезжать, продав жилье мэрии по цене на сотни тысяч рублей ниже рыночной. В 2010 году рядом с их домом открыли первый уровень новой развязки – эстакаду, которую из-за нарушения норм при строительстве до сих пор не принял Госстройнадзор. По санитарным нормам, развязка не должна закрывать солнечный свет для соседних жилых домов, но при проектировании была допущена ошибка, которую мэрия пытается исправить задним числом, выкупив квартиры у собственников и сделав их нежилыми помещениями с магазинами, кафе и прочими заведениями.

«По нормативам солнечный свет должен освещать квартиру определенное количество часов в сутки. После строительства развязки в наши квартиры на первых этажах свет не попадает и это считается грубым нарушением. Поэтому жить в темных квартирах нельзя. В 2012 году нам вручили постановление горадминистрации, согласно которому 13 квартир должны быть изъяты для муниципальных нужд, – рассказали «Новому Региону» жильцы дома по улице Московская, 193 «а». – Все бы было ничего, если бы нам предложили адекватную цену за квартиры, но мэрия заказала оценщика из Тюмени, который мою двухкомнатную квартиру площадью 43 квадратных метра оценил в 2,6 миллиона рублей. Год назад я смотрела аналогичные квартиры в соседнем дворе, поскольку переезжать из центра на окраину не могу, уже тогда такая «двушка» стоила 3,2 миллиона рублей. То есть мне надо найти еще 600 тысяч рублей только на доплату за квартиру и еще сколько-то денег на услуги риелтора, оформление документов и переезд. Ни у меня, ни у большинства соседей нет таких денег. А мэрия после перевода помещений в категорию нежилых сможет очень выгодно продать их коммерсантам, по цене выше раза в полтора-два».

Жильцы также ссылаются на статью 32 Жилищного кодекса России, согласно которым им должны заплатить за квартиры выкупную стоимость, в которую помимо рыночной стоимости, входят расходы на оплату переезда, услуги риелтора и регистрацию. Но в мэрии стоят на своем, предлагая выплатить названные раньше суммы.

Еще один нюанс, который вызывает недовольство жильцов, заключается в том, что по документам их выселение будет происходить задним числом. Эстакада на Московской – Большакова была спроектирована еще в 2008 году, и уже тогда проектировщики знали, что развязка не будет соответствовать нормам, поскольку закроет доступ солнечного света в квартиры и жить там станет нельзя. Однако самим жильцам дома №193 и 193 «а» никто ничего не сообщил. В итоге люди 3 года терпели строительный шум 24 часа в сутки, за свои деньги вынуждены были поставить шумоизолирующие стеклопакеты. А в 2010 году, когда эстакада частично была запущена (сначала работу начал первый уровень, второй открыли в 2011 году), мэрия выпустила постановление об изъятии жилья.

«Причем постановление 2010 года сначала касалось дома, который стоит на противоположной стороне Московской, через дорогу. Там располагаются офисы и магазины, с владельцами которых, видимо, не удалось договориться. И в 2012 году в постановление внесли изменения, что выселять будут нас, а не их. В документе, пришедшем нам весной 2012 года, черным по белому написано, что изъятие жилых площадей требуется для строительства дорожной развязки. Тогда как по факту эстакада давно достроена и даже успешно использовалась. Получается, что мэрия намерена выселить их задним числом, чтобы прикрыть ошибки, которые были допущены при строительстве», – говорят жильцы.

В июле 2013 года истекает 12 месяцев со дня получения гражданами уведомления от мэрии о наложении обременения на квартиры (фактически – запрет на любые действия с недвижимостью), то есть истекает срок, который отводился для мирного решения проблемы. А так как часть жильцов по-прежнему не согласны на условия, предложенные горадминистрацией, мэрия будет обращаться в суд – отдельно по каждой квартире.

«В ближайшее время, чтобы попытаться выиграть в суде, мы закажем независимую экспертизу оценки стоимости жилья. Кроме того, нам надо нанять юриста, который будет нас защищать, потому что против нас в суде будет выступать целый юридический аппарат мэрии. Оплата услуг адвоката выльется нам еще в 50-100 тысяч, но и это не дает никаких гарантий, что мэрия согласится увеличить сумму», – отмечают жильцы.

В мэрии отмечают, что у жителей есть полное право заказать свою независимую оценку у лицензированного агентства и обосновать, почему они не согласны с оценкой, которую заказывала мэрия.