Состоялось заключительное совещание в НИИСФ РААСН по проекту изменения № 1 к своду правил «СНиП тепловая защита зданий»


Состоялось заключительное совещание в НИИСФ РААСН по проекту изменения № 1 к своду правил «СНиП тепловая защита зданий»

В «Научно-исследовательском институте строительной физики Российской Академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) 27.04.2018 г. состоялось заключительное, перед сдачей заказчику в лице Минстроя России, совещание по СП «СНиП тепловая защита зданий», сообщает steklosouz.ru. Присутствовали представители отраслевых союзов и ОАО «Институт стекла». От «СтеклоСоюза России» участие в совещании принял директор департамента листового стекла и промпереработки Горин А.Е.

Основной темой совещания было обсуждение вопроса изменений № 1 к СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 тепловая защита зданий». Разработчик СП д.т.н., проф., член-кор. РААСН, главный научный сотрудник НИИСФ РААСН Гагарин В.Г. в очередной раз доложил о ходе разработки и необходимости сдачи проекта СП заказчику. «СтеклоСоюз России» в очередной раз обратил внимание присутствующих на недоработки связанные с предложением принять завышенные нормативы сопротивления теплопередаче в части светопрозрачных ограждающих конструкций.

Предлагаемые производителями низкоэмиссионного стекла завышенные значения сопротивления теплопередаче сделают невозможным применение обычных двухкамерных стеклопакетов без стекол с покрытиями, которые сейчас составляют основную долю производимых стеклопакетов.

Инициаторы введения повышенных нормативов некорректно обосновывают возможность энергосбережения от применения светопрозрачных конструкций с повышенными показателями сопротивления теплопередаче. Причина в том, что они рассматривают только полугодовой цикл, соответствующий отопительному сезону. На самом деле корректно рассматривать полный годовой цикл эксплуатации. Стандартное энергосберегающее остекление задерживает длинноволновое тепловое излучение в помещении не только зимой, но и летом. Поэтому в летнюю половину года происходит повышенный перегрев помещений и помещения должны быть обязательно оборудованы инженерными системами принудительной вентиляции или кондиционирования. Это требует дополнительных затрат, которые уже трудно окупить экономией энергии в зимний сезон. Кроме того, затраты электроэнергии на кондиционирование в таких помещениях существенно возрастают. Зарубежный опыт показывает, что расходы на дополнительное кондиционирование помещений в летний сезон сравнимо с экономией, достигаемой в зимний сезон.

Более того, декларируемый эффект экономии тепловой энергии не будет достигнут, так основная часть жилых помещений не оборудована необходимым оборудованием поквартирного регулирования отопления. Жилой фонд Российской Федерации составляет порядка 3,5 миллиардов метров квадратных, из них на многоквартирные жилые дома приходится 2,6 миллиарда метров квадратных. При этом приборами индивидуального поквартирного учета и регулирования тепловой энергии оснащено менее 1% жилого многоквартирного фонда.

Для установки приборов индивидуального учета и регулировки отопления дома должны иметь горизонтальную разводку систем отопления, которая установлена в основном в элитных жилых домах и последнее время применяется в новостройках в крупных мегаполисах, например в Москве. Основной жилой фонд оснащен вертикальной разводкой системы отопления, при которой невозможна установка индивидуальных поквартирных приборов учета тепловой энергии.

Таким образом, поставленная цель – экономии тепла не будет достигнута, так как, у подавляющего большинства потребителей отсутствует возможность экономии расхода тепловой энергии при установке энергосберегающего остекления.

«СтеклоСоюзом России» предложено разработчикам произвести соответствующие корректировки проекта СП. Учитывая сложность вопроса, возможные негативные последствия для производителей оконной продукции и потребителей и длительность цикла проектирования и строительства зданий, при разработке и принятии изменений к своду правил СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» рекомендовано вводить повышающие нормативы базового сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций в части светопрозрачных конструкций поэтапно, начиная с 2020 года. Одновременно, рекомендовать принять Программы государственной поддержки при использовании энергосберегающих окон.

Учитывая, что процесс обсуждения разработки СП после передачи разработанного проекта заказчику переходит в процедуру обсуждения и принятия административных решений «СтеклоСоюзом» будет подготовлено соответствующее обращение в Минстрой России. Кроме того, следует учесть, что группе производителей стекол с энергосберегающими покрытиями, настаивающих на принятии завышенных нормативов, принадлежит более 70,0 % современных производственных мощностей по производству энергосберегающего стекла с низкоэмиссиоными мягкими покрытиями на территории Российской Федерации. В этой связи «СтеклоСоюз» будет вынужден обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу России для проведения проверки на предмет возможного картельного сговора и недобросовестного лоббирования интересов монополистов при разработке данного свода правил.