Медиафасады пользуются спросом в России


Медиафасады пользуются спросом в России

Фото: MAER. 3D-медиафасад в Москве на Третьем транспортном кольце


Мультимедийные фасады – совершенно новая форма общения с потенциальными клиентами. Это не обычная реклама товаров или услуг на мультимедийном экране. Такой фасад привлекает внимание своей уникальностью. Медиафасады могут быть выполнены в различных техниках и размерах практически без ограничений, что представляет собой значительный потенциал в создании архитектурных решений. А светодиодная подсветка – отличный инструмент, который создает совершенно новые возможности для дизайнеров. В чём секрет растущей популярности медиафасадов, рассмотрим в материале tybet.ru.

Российский рынок медиафасадов достаточно молод, но за последнее время эксперты рынка СПК констатируют, сколь интересен такой архитектурный приём для инвесторов, делающих акцент на айдентику. Особенно активно в него инвестируют игроки банковского сектора и ритейла. Только в московском активе уже насчитываются десятки медиафасадов, и большинство из них – с возможностью трансляции 3D-контента. В частности, самый крупный 3D-медиафасад в Москве появился на Третьем транспортном кольце в 2022 году. Его поверхность достигает 750 кв. метров с зоной видимости в 1,5 километра. В прошлом году реализован ещё один медиафасад «Домодедово», ставший одним из крупнейших в Московской области: физические размеры экрана составляют 70х10 метров. Очередной иллюстрацией является медиафасад на территории международного аэропорта Сочи, который имеет площадь 705 кв. метров, и является крупнейшим в регионе.

«Свет будущего» в фасадном дизайне

Светодиодный свет LED (Light Emitting Diodes) становится все более ценным и используемым элементом в архитектуре. Эта современная технология создает ряд возможностей для декоративного, и в то же время функционального и энергосберегающего освещения и подсветки объектов. По сравнению с обычными источниками света светодиодная технология претерпевает наибольшую эволюцию. По этой причине его уже давно называют «светом будущего».

Самым большим преимуществом светодиодного освещения является высочайшая долговечность из всех ранее использовавшихся источников света. По оценкам, не менее 40-50 тысяч часов, в то время как стандартный диапазон работы освещения длится примерно 1-15 тысяч часов. Кроме того, свет, излучаемый светодиодами, определенно улучшил свое качество. Если предположить, что точность цветоощущения при дневном свете и лампах накаливания самая высокая, т.е. 100%, то при использовании светодиодного освещения можно добиться точности цветопередачи до 90%, что позволяет генерировать свет, сравнимый с работой наилучшего качества люминесцентных ламп. Светодиоды, по сравнению с другими видами освещения, чрезвычайно экономичны за счет малого энергопотребления, долговечны за счет продолжительного свечения, отличаются высокой светоотдачей и безопасностью использования, так как не генерируют ультрафиолетового и инфракрасного излучения.

Светодиоды абсолютно выигрывают на фоне широко используемой техники в освещении объектов. Их можно внедрить во всех местах, где принято использование обычных источников света. Здесь материал никоим образом не ограничивает дизайнера. Необычайное качество света, возможность создавать модули любых размеров и форм, а также различная интенсивность света и цветовая гамма делают его идеальным инструментом для подчеркивания как фасадов зданий, так и их архитектурных деталей. Благодаря такой большой возможности приложений светодиодные продукты также создают уникальную возможность превратить статичное здание в динамичный мультимедийный экран. Разнообразие светильников со светодиодами, современные системы электропитания и управления открывают возможности, ранее недостижимые в области освещения.

Изображение на медифасаде получается за счёт комбинации света, возникающего в результате смешения трех основных цветов (красный, зеленый и голубой). Смешивание данных цветов, заключенных в светодиодах RGB, позволяет получить практически все цвета свечения. Один пиксель изображения состоит из группы от трех до пяти светодиодов, светящихся с помощью сочетания цветов RGB. Качество отображаемого изображения, т. е. его разрешение, зависит от количества и плотности групп светодиодов, а также от шага сетки, интегрированной в стеклопакеты.

Светодиоды RGB чаще всего встраиваются в специальную металлическую сетку. Это тип сетки с горизонтальными трубками, позволяющей последовательное расположение светодиодов в ряды. Сетка плоская и прозрачная, поэтому не мешает просмотру. Электрическая установка и управление светодиодами осуществляется внутри сетки. Экраном можно управлять как по стандартам DMX, так и по DVI. Такой фасад не требует особенного ухода, что является его большим преимуществом. Сетку также можно установить внутри помещений в любое время и там, где это необходимо: в аэропортах, на стадионах, в торговых центрах, небоскребах или крупных зданиях. Это решение требует небольшой дополнительной инсталляции и должно управляться компьютером.

Рекомендуем прочесть: Концепция будущего в остеклении фасадов – Closed Cavity Facade

Мультимедийные фасады – не только реклама

С ростом популярности светодиодных технологий широкое распространение получили анимированные рекламные щиты. Потом стали искать другое решение внешнего вида фасада, так как все больше городов напоминало Лас-Вегас. Связь между архитектурой и электроникой получила название медиадетали или медиатекстуры. Она заключается в формировании плоскостей фасада с использованием подсветки, текста, графики, анимации или видеопроекций, отображаемых в различном разрешении, при этом, не перекрывая доступ дневного света внутрь здания. Медиафасад – это больше, чем просто отделочный элемент.

Медиафасад на территории международного аэропорта Сочи
Фото: Mind Media Group. Медиафасад на территории международного аэропорта Сочи

Здания с медиасистемами ничем не отличаются с точки зрения строительных технологий, но они выделяются тем, что отражают современные технологические возможности. Многофункциональность фасада дает огромный спектр возможностей смены изображений в количестве цветов, достигающем миллионов. Фасадные медиасистемы создают новый диалог между архитектурным пространством и цифровизацией общества. Меняющийся визуально фасад оживляет ночное городское пространство и однозначно привлекает внимание. Поэтому медиафасад часто используется для различных видов рекламы.

Медиафасад, безусловно, побуждает войти в здание, он является элементом визуальной передачи большого количества информации, а не просто украшением большого масштаба. Это форма коммуникации через внешнее раздражение в виде световых сигналов. Изначально это была обычная реклама товаров или услуг. В настоящее время это более сложная форма общения, находящаяся на стыке культуры, искусства и коммерции. Они привлекают взоры людей своей уникальностью и обеспечивают вовлеченность зрителей, делая их участниками события, заставляя погрузиться в детали и проникнуться эмоционально.

Медиафасады, как правило, ассоциируются с движущимися изображениями, проекциями, но есть и статичные медиафасады. Подсветка просто включается и выключается, это красочная упаковка здания, но не особо интегрированная система с корпусом, интерьером и функциями. Это не полностью мультимедийный фасад, но впечатление зрителя от этой архитектуры позволяет считать его таковым.

Существованию и распространению медиафасадов способствует возможность демонстрации технологий, сопровождающих нашу жизнь. Отсюда их особая популярность в богатых странах, прославившихся современными технологиями. В настоящее время уже можно установить фасад из стеклянных панелей, интегрированных с управляемым энергосберегающим светодиодным освещением, дополнительно питаемым от экологической энергии, поскольку она получается из фотогальванических элементов, расположенных в поверхности остекления. Однако привлечение сил и средств для такой реализации зачастую слишком велико. Поэтому не каждый инвестор из-за спорности и цены может похвастаться постоянно функционирующим медиафасадом.

Медиафасады могут стать привлекательным средством коммуникации и придать строению индивидуальный характер в городском ландшафте. В прошлом наличие видеоэкранов на фасадах в основном рассматривалось как дополнение, не имеющее композиционной связи. В наше время важно, чтобы фасад с медийным посылом был продуманным и сделан со вкусом. Транслируемый им 3D-контент должен гармонировать с формой и функцией здания. Также следует подчеркнуть, что реализация медиафасадов требует координации знаний и навыков, охватывающих многие области: строительство, получение энергии из возобновляемых источников, современные инсталляции, программирование и искусство.

Рекомендуем прочесть: Российский рынок светопрозрачных конструкций после 2022 года. Как развиваются поставщики профиля, фурнитуры, стекла сегодня

Управление фасадным освещением

Динамическое управление фасадным освещением возможно благодаря системе DMX, которую можно определить как поток цифровых данных, передаваемых между передающим устройством (например, компьютером) и светодиодными светильниками. Каждый светильник имеет свой адрес и может управляться индивидуально, независимо от других. Эта технология заимствована из сценического освещения и благодаря широким возможностям управления LED-светильниками успешно используется в архитектурном освещении.

Торговый центр Centercity Cheonam в Южной Корее
Фото: archdaily.com. Торговый центр Centercity Cheonam в Южной Корее

Что немаловажно, система управления фасадным освещением использует защиту от слишком низких или слишком высоких температур. В среднем светодиодные светильники рассчитаны на работу в диапазоне температур от -20 до +40 градусов Цельсия. При возникновении критической температуры система автоматически отключает светильники. Измерение температуры осуществляется с помощью четырех датчиков, которые непрерывно следят за текущим значением и по компьютерной сети передают данные на сервер. Когда восстанавливается правильная температура, система снова включает LED-светильники.

Система также позволяет гибко запускать сценарии освещения. Базовым функционалом является выбор сцен с помощью программы на основном сервере. Однако, благодаря использованию для связи компьютерной сети, также возможно администрирование системы с любого правильно настроенного компьютера с доступом в Интернет. С помощью веб-браузера выбирается приложение, внешний вид и функции которого разработаны в соответствии с требованиями пользователя. Помимо запуска световых сцен, доступна такая информация, как рабочее состояние контроллеров в распределительных шкафах и температура на отдельных датчиках. Также отображается сообщение о том, находится ли температура в требуемом диапазоне. Дополнительным функционалом является специально разработанное приложение для смартфонов. Войдя в систему, можно управлять освещением фасада.

Фасадное программирование можно разделить на интерактивное, адаптивное и автоактивное. Фасад может выступать как элемент визуальной коммуникации, функционирующий как социокультурный бюллетень. Наблюдатель может играть активную роль и участвовать в создании проекции. Примером интерактивного программирования фасада может служить инсталляция на одном из зданий на Потсдамской площади в Берлине (2006 год). Адаптивное программирование работает, обрабатывая импульсы, поступающие извне. На основе таких параметров, как погодные условия, свет или звуки, которые записываются сенсорными камерами или программными технологиями в режиме реального времени и обрабатываются для использования при программировании мультимедийных проекций. С другой стороны, автоактивное программирование сочетает в себе элементы цифровой фотографии, видео, анимированных текстов и графики.

Рекомендуем прочесть: Водопад в остеклении небоскреба – конкурентное преимущество на рынке недвижимости

Объекты с медиафасадами – сложный проект остекления

Игра цвета и света в архитектуре всегда привлекала и восхищала. В настоящее время наблюдается тенденция к росту проектов, в которых используются различные формы освещения и изображений. Это связано с поиском вариантов демонстрации новых впечатлений, новых возможностей, а также развитием современных технологий. Фасады меняют свой внешний облик благодаря использованию медиа-инсталляций, интегрированных в структуру здания. Изначально для создания задуманного эффекта требовалось много исследований, иногда длившихся несколько лет. В последние годы это трансформировалось в применение определенных отработанных схем. Однако каждый раз требуется индивидуальный подход, чтобы они составляли единое целое архитектурной концепции, что подтверждают проекты знаковых зданий с медиафасадами.

Первый прото-медиафасад здания NASDAQ реализован в Нью-Йорке в 1996 году. Он принял форму 10-этажного закругленного видеоэкрана и быстро стал символом американских финансов. В отличие от других зданий, конструкция этого фасада позволяла проникать дневному свету, что позволило использовать его на стенах с оконными проёмами. Здесь дизайн не ограничивается лишь включением дополнительного экрана на глухой стене, а мультимедиа становятся неотъемлемой частью формы здания, интегрированной с архитектурной концепцией на ранней стадии проектирования. Светодиоды RGB встроены в специальную металлическую сетку, которая не мешает доступу света внутрь, а также позволяет просмотр как изнутри, так и снаружи здания.

Национальная библиотека в Минске, Беларусь
Фото: autotravel.ru. Национальная библиотека в Минске, Беларусь

Национальная библиотека в Минске, Беларусь, построенная в 2006 году, получила запоминающийся облик благодаря интересной архитектурной форме. Помимо очевидной функции библиотеки, здание должно было стать символом города. Ромбовидное здание, дополненное медиафасадом, состоит из 4646 трехцветных светодиодных модулей, установленных на всех стенах. Таким образом, создается пространственное тело радиусом 62 метра, построенное из медиапанелей размером 25х25 м.

Торговый центр Star Place в городе Гаосюн, Тайвань, имеет медиафасад, объединяемый с оригинальной деталью, представляющей собой непосредственную конструкцию самого здания. Эта комбинация и соответствие обоих элементов производит потрясающее впечатление, независимо от того, смотрит ли человек на него днем или ночью. Фасад здания цельностеклянный, криволинейный. Кроме того, к нему добавилась пространственная конструкция, состоящая из горизонтальных элементов, которые функционируют как солнцезащитные жалюзи, а также вертикальных элементов разной ширины и расположенных под разными углами по отношению к кривизне фасада, которые выполняют функцию защиты от непогоды. Для реализации такого фасада был изготовлен параметрический проект и прототип материальных решений конструкции фасада. Криволинейная навесная стена в своей передней части имеет форму вогнутой линзы, а ее концы закруглены наружу и с «тыльной» стороны переходят в прямолинейный фасад. Пространственная конструкция построена по горизонтали из алюминиевых ламелей и по вертикали из прямоугольных стекол, по краям которых размещены источники света. Расположение диодов было подобрано таким образом, чтобы наиболее эффективно и равномерно распределять свет по поверхности стекол. В этом проекте использовались мощные RGB-светодиоды в сочетании с двумя линзами, чтобы свет падал на панели под правильным углом, что позволяло создавать деликатные цвета, которые могут переходить в интенсивное освещение. Хореографию и цвет света можно изменить в цифровом виде. Отображаемые изображения представляют собой динамическое решение.

Торговый центр Centercity Cheonam в Южной Корее (2010 год) – в этом проекте UNStudio из Амстердама статика компактного тела здания сочетается с динамикой его деталей, а простота со сложностью оптической иллюзии. Для достижения этого эффекта был построен двухслойный фасад из экструдированных алюминиевых профилей с треугольным сечением, расположенных вертикально. Внешний слой навесного фасада цельностеклянный, в месте расположения вертикальных профилей используется трафаретная печать, остальная часть выполнена из прозрачного флоат-стекла. Внутри здания алюминиевые профили скрыты за стенкой. Днем фасад имеет однотонный цвет серебристого шампанского, а ночью здание оживляется за счет использования медиафасада, освещенного светодиодной подсветкой пастельных тонов. Освещение было размещено на двухслойной конструкции фасада. Его инсталляция планировалась таким образом, чтобы получить наибольшую мультимедийную площадь и при этом использовать минимум осветительных приборов. Освещение интегрировано в профили внешнего слоя фасада по специальному заказу. Профили невидимы снаружи, и свет отражается обратно на их внутренний слой. Углы здания криволинейные и благодаря такому скруглению удалось получить плавно переходящую мультимедийную стену на весь фасад здания. Он имеет низкое разрешение по углам, а затем плавно переходит в зоны с высоким разрешением, что позволяет отображать изображения с большей детализацией. Места на фасаде, где было решено использовать стеклопакеты, хорошо видны ночью, так как в подсветке не участвуют.

Рекомендуем прочесть: Остекление торговых центров как стимул повышения продаж

Медиафасады – имиджевый элемент офисных зданий

Всё больше офисных зданий используют медиафасады для повышения узнаваемости своего бренда. Сделавшие ставку на это решение компании, подтверждают значительный прирост оборота после его установки.

Офисное здание Uniqa в Будапеште, Венгрия
Фото: sixay.com. Офисное здание Uniqa в Будапеште, Венгрия

Одним из таких примеров является проект офисного здания Uniqa в Будапеште, Венгрия. На фасаде этого здания размещён огромный медиаэкран в технологии RGB LED, который продвигает продукты страховой компании за счет отображения цветов, субтитров, анимации с использованием логотипа компании. Принципиальным отличием является то, что медиаэкраны были интегрированы только в полосах между этажами, но они составляют одну общую проекцию на весь фасад здания. Это разумный подход, позволяющий снизить капиталовложения и затраты на обслуживание такого фасада, поскольку его поверхность не сплошная. В общей сложности концерн получил фасад длиной 70 м и высотой более 12 этажей, ставший современным символом города. Использовался принцип «подключи и работай» (plug‘n’play) и более 4104 модулей 16PXL Boards RGB. Их разместили в 246 специально подготовленных стеклянных панелях. К каждой из панелей подключен микросервер с флэш-памятью и два блока питания по 100 Вт. Так была создана система из 6 горизонтальных медиаполос, прикрепленных к фасаду здания с помощью реек в межэтажной зоне. Установка экрана, включая активацию подсветки, заняла всего восемь часов. Реализация этого фасада следует за аналогичной реализацией офисного здания той же компанией в Вене. Тогда медиафасад обеспечил компании значительный прирост оборота после его установки. После столь удачного архитектурного опыта концерн заявил о намерении создать подобные иллюминации на всех крупных офисных зданиях в других странах.

Мультимедийный подход использован и для офисного здания The Crystal Tower в Сеуле, Корея. Это 450-метровый небоскреб, на фасаде которого установлены светодиодные экраны. По задумке архитекторов, они должны отображать панораму города и все, что видно с противоположной стороны. Из-за этого его нарекли «невидимым небоскребом». Днем фасад напоминает эффект отражающего зеркального стекла без видимых делений, а ночью обеспечивается другая подсветка. Также с целью заработка предусмотрен показ рекламы. Инвестор, объявляя конкурс, предположил, что здание должно стать витриной города. Архитекторы предложили сделать акцент на технологическом уровне, которым славится Корея, а не на очередном «рекорде» высоты. На самом деле эффект «исчезновения» здания лучше всего виден на рассвете и закате. Фасад дополнительно оборудован 18 HD-камерами, фиксирующими погодные условия и передающими изображение в режиме реального времени на медиафасад.

Офисное здание в Ольде, Германия, представляет собой здание со стандартным фасадом с оконными проемами, в котором запланирован дополнительный внешний слой, представляющий собой комбинацию стальной сетки со светодиодной инсталляцией. Медиаэкран длиной 9 м и высотой 4,7 м расположен в верхней части фасада и может создавать различные визуальные эффекты. Однако сама сетка раскинулась по всему фасаду здания, напоминая блестящую подарочную упаковку, которая в дневное время играет роль дополнительного солнцезащитного экрана, а также является дополнительной защитой от шума. В сумерках на ней можно отображать тексты, графику и видео, используя более 16 миллионов цветов.

Здание бывшей штаб-квартиры Bayer AG в Леверкузене, Германия, является одним из примеров того, что проект с медиафасадом требует всесторонней проработки. Построенное в начале 1960-х годов, оно считалось по тогдашним меркам самым современным европейским офисным зданием, но время взяло своё и руководство задумалось о его сносе. Однако объект получил шанс на вторую жизнь и стал мультимедийной скульптурой из света и цвета. В 2006 году было принято решение, что 122-метровое здание станет визитной карточкой корпорации, а также символом региона. Для проецирования в дневное время движущихся изображений, красочной иллюминации и логотипа Bayer диаметром 40 метров использовались 5,6 млн светодиодов, обеспечивая видимость из самых дальних уголков города. Реализация идеи заняла 4 года. В 2009 году были предприняты попытки отобразить графику с помощью реальной инсталляции, раскинувшейся на поверхности фасада площадью 17 500 м2. К сожалению, проект требовал все больше усилий и ресурсов. Особенным вызовом было сильное действие ветра, которое нанесло слишком большой ущерб. Предложение заменить все светодиодное покрытие побудило инвестора подвести окончательный баланс и отказаться от реализации и решиться на снос здания.

Рекомендуем прочесть: Технические вызовы при остеклении небоскрёбов

Подготовлено редакцией tybet.ru.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru