Рынок комплектующих для производства СПК: итоги года и перспективы развития. Интервью с генеральным директором компании «ТБМ» Виктором Треневым


Рынок комплектующих для производства СПК: итоги года и перспективы развития. Интервью с генеральным директором компании «ТБМ» Виктором Треневым

Виктор Тренев, генеральный директор компании «ТБМ», крупнейшего игрока на рынке комплектующих для окон, рассказал об итогах уходящего года и перспективах наступающего и дал свой рецепт выхода из кризиса – повышение эффективности процессов, создание цивилизованного рынка и его ответственное регулирование.  

Виктор Феликсович, как вы оцениваете ситуацию на рынке в 2016 этом году в секторе комплектующих для производства окон и дверей?

– В целом, экономическая ситуация в этом году продолжает тенденции 2015 года: рынок в физическом выражении показал падение на 15-20%; производители окон стараются заменять дорогие качественные комплектующие на более дешевые, а в некоторых случаях – на комплектующие, которые не соответствуют требованиям ГОСТ и технических регламентов. Все это приводит к тому, что готовые изделия, поставляемые на рынок, имеют все более низкие характеристики. Не могу сказать, что они становятся абсолютно некачественными, но клиент  требует низких цен,  которые можно получить, лишь снижая стоимость комплектующих и сырья за счет уменьшения их материалоемкости.

На рынке продолжается череда банкротств отдельных производителей и торговцев. Это связано с  тем, что у разных компаний разный запас прочности. Там, где концепция продаж, производства и снабжения не эффективна, такие предприятия длительное время получают отрицательный экономический результат и разоряются. Причем, страдают секторы как нового строительства, так и частного клиента.

В секторе новостроек мы видим банкротство значительного числа строительных компаний, не имеющих доступа к быстрым и дешевым кредитам, сокращение госфинансирования, а также низкие платежные возможности строителей и инвесторов, которые пытаются за счет поставщиков решать свои финансовые проблемы.

На рынке частного потребителя основная причина падения – снижение покупательской способности населения. Люди тратят практически все свои средства на товары первой необходимости, а покупка инвестиционных товаров, в частности покупка окон, откладывается на будущее.

Однако на общем негативном фоне, я могу выделить и некоторые положительные моменты. В частности то, что многие комплектующие стали производиться в России, например, оконная фурнитура, оконные ручки, профили из алюминия, клеи, краски и т.д. Такое развитие рынка в непростых экономических условиях позволяет надеяться на то, что доля комплектующих, производимых в России, и в дальнейшем будет расти.

И второй положительный момент, который я могу выделить, – повышение эффективности российских компаний, – производящих светопрозрачные конструкции. Компании сокращают издержки, совершенствуют процессы, выстраивают более активные и эффективные системы продаж. На рынке остаются наиболее хорошо управляемые компании, что, в конечном счете, я уверен, положительно скажется на ситуации в целом

Как, на ваш взгляд, поставщики комплектующих реагируют на ситуацию в отрасли?

– Если говорить не о производителях окон, а о компаниях, которые торгуют комплектующими для производства окон, дверей и мебели, то тут ситуация также неоднозначная: некоторые участники рынка сокращают представительства в регионах, оставляя только структуры в крупных центрах. Другие ограничивают круг своих партнеров, сосредотачиваясь на наиболее крупных и надежных, – все это приводит к высокой концентрации рынка.

В вопросах поставки комплектующих я также вижу различные подходы к поставкам: одни компании предоставляют широкий ассортимент товаров по характеристикам и ценам, в частности, появляются материалы как дорогого, так и среднего и дешевого сегментов. Это позволяет удовлетворять различные потребности конечных потребителей, которые могут покупать разные конструкции с многообразными техническими характеристиками.  

Но есть и другие примеры, когда отдельные участники рынка пытаются выдать на рынок дешевый продукт с низкими качественными показателями, которые не соответствуют никаким техническим нормам. Эта тенденция замечена давно, но сейчас она носит угрожающий характер. Это проведет к тому, что производители окон и дверей будут сталкиваться с большими проблемами из-за потока рекламаций на конечную продукцию.

Мы также видим, что отдельные компании, к сожалению, возвращаются к схемам 90-х и пытаются уходить от налогов и таможенных платежей. Эта проблема коснулась даже участников  Ассоциации продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры (АПП). Так, в прошлом месяце, мы были вынуждены исключить компанию «Меезенбург» за несоблюдение правил Ассоциации, поскольку АПП не может в дальнейшем давать гарантии, что экономическая деятельность этого продавца комплектующих в полной мере соответствует российскому таможенному и налоговому законодательству.

Одним из обязательных условий для участия в Ассоциации является полная прозрачность с точки зрения уплаты налогов и таможенных пошлин. И если кто-то не выполняет этих условий, то своими действиями отбрасывает тень на всю нашу Ассоциацию, и мы не можем полноценно представлять отрасль и продолжать защищать интересы остальных ее участников.

А для чего нужны отраслевые ассоциации? Какую роль они играют в урегулировании рынка?  

– Нужно понимать, что невозможно создать цивилизованный рынок, если все время исходить из тезиса: любой ценой выжить сейчас, а завтра, хоть трава не расти. При таком подходе действительно не будет позитивного роста, а будет наблюдаться лишь постоянная стагнация рынка. Поэтому одна из важнейших целей Ассоциации – в любой экономической ситуации защищать интересы потребителей и добропорядочных компаний от некачественной продукции производителей окон и поставщиков комплектующих.

Для этого участники Ассоциации участвуют в разработке и утверждении ГОСТов, технических регламентов, разрабатывают собственные стандарты аудита процессов производства и монтажа окон. Мы надеемся, что это поможет добросовестным компаниям усиливать позиции на рынке и обеспечивать достойное качество изделий для конечных потребителей.

Кроме этого очень важна и финансовая прозрачность рынка: некоторые компании уходят от уплаты НДС, таможенных пошлин, и тем самым создают налоговые риски для членов Ассоциации и наших партнеров. Чтобы этого не происходило, мы принимаем ряд мер в сотрудничестве с налоговой службой и таможенным комитетом, давая гарантию того, что все наши участники ведут законную деятельность. Участники АПП, например, солидарно отказываются от работы с отдельными поставщиками, в отношении которых есть сомнения в полной прозрачности их деловой репутации. 

Мы гарантируем для каждого участника рынка окон и дверей полную безопасность закупки через членов Ассоциации, не приемлющих никаких подделок и серых схем. Это важный момент, так как покупка комплектующих из сомнительных источников создает финансовые риски для покупателя в перспективе на 2-3 года, а учитывая текущую высокую активность налоговых ведомств, эта тема становится все более актуальной.

Мы также активно участвуем в работе Национального оконного союза (НоКС). За последнее время, особенно с приходом нового директора Сергея Файзиева, нам удалось внедрить систему аудита качества процессов производства и монтажа оконных конструкций из ПВХ и дерева. Опыт НоКС активно используется нашими партнерами для реальной оценки процессов производителей окон. Мы приглашаем всех участников отрасли к активному взаимодействию в целях техрегулирования и повышения качества конечных изделий и компонентов.

Помимо того, что вы являетесь членом АПП и НоКС, вы, в первую очередь генеральный директор компании «ТБМ».  Расскажите, какова стратегия развития ТБМ? На что вы делаете ставку?

– Наша главная цель – быть лучшим поставщиком для наших клиентов и лучшим работодателем для наших сотрудников.  И мы выстраиваем свою работу, исходя из возможностей для достижения этой цели.

Чтобы наши клиенты в трудных условиях рынка могли обеспечить бесперебойность работы, эффективность процессов и предлагать конкурентные цены, компания «ТБМ» соответствующим образом приспосабливает свой ассортимент к их требованиями. В нашей торговой программе присутствуют несколько видов комплектующих: от дорогих брендовых продуктов, до продуктов эконом-сегмента. Это  позволяет клиентам исполнять заказы в любой ценовой категории без потери качества продукции.

Кроме этого, мы поставляем товар в любом количестве в любую точку РФ в соответствии с договорными условиями: наш клиент может приобрести крупную товарную партию, или одну единицу изделия.

Также мы продолжаем совершенствовать свои бизнес-процессы и помогаем совершенствоваться нашим клиентам в целях обеспечения наименьших издержек в цепочке: производитель комплектующих – «ТБМ» – оконная компания – конечный потребитель.

Мы уделяем много внимания развитию интернет-стратегии, постоянно дорабатывая и улучшая специальное программное обеспечение. Это очень важно для эффективной коммуникации с партнерами, как с клиентами, так и с поставщиками. Ведь чем быстрее и безошибочней мы создаем заявки, счета, накладные и прочую документацию, тем эффективнее и бережливее становятся наши информационные процессы.  

Мы сокращаем издержки, связанные с дополнительной обработкой и транспортировкой товаров, и сокращаем ряд звеньев, прежде всего логистических, которые с учетом падения рынка и тоннажа обрабатываемых товаров становятся неэффективными. Для этого мы сократили ряд региональных логистических центров, при этом полностью сохранив филиальную сеть компании.

Что касается наших сотрудников, то мы видим главной целью в условиях кризиса сохранение коллектива. Для этого мы проводим обучение персонала, обеспечивая ротацию кадров из отдельных стагнирующих  направлений в перспективные. Так, например, мы продолжаем развивать наши интернет-магазины «ТБМ-Маркет», продающие продукцию для конечных потребителей и мелких компаний, и принимаем в этот отдел как новых сотрудников, так и переводим туда специалистов из других подразделений компании.

Каковы ваши прогнозы на 2017 для рынка в целом и компании «ТБМ» в частности?

– К сожалению, я не вхожу в число оптимистов  и предполагаю, что негативные тенденции этого года продолжатся и в 2017 г. Дело в том, что строительная отрасль очень инерционна: даже при общем росте экономики мы сможем увидеть подъем этого сектора не ранее чем через 1,5-2 года. Поэтому на рост продаж в новом строительстве мы пока не рассчитываем.

Однако, эта негативная тенденция может быть уравновешена на  рынке частного клиента. Это может произойти при сочетании некоторых благоприятных факторов: роста цен на нефть, уменьшения учетной ставки ЦБ, стабилизации курса рубля.

На этом фоне «ТБМ» планирует прирастать в рыночных секторах, где доля нашей компании пока незначительна: мебель, лакокрасочные материалы, алюминиевые конструкции и комплектующие для них. Для этого мы развиваем наш ассортимент, а также новые виды сервиса по изготовлению готовых строительных и мебельных комплектующих по размерам заказчика. Данное направление совместно с розничным проектом «ТБМ-Маркет» позволит нам компенсировать падение оборота и маржи на основных наших рынках: оконная фурнитура, стеклопакетные комплектующие и т.д.

И, безусловно, мы будем продолжать дальнейшее проведение политики совершенствования бизнес-процессов как внутри компании «ТБМ», так и на стыках с нашими поставщиками и клиентами. Думаю, что таким образом мы сможем снизить затраты и повысить эффективность нашей товаропроводящей цепочки при любом развитии рыночной ситуации.