Экспертиза оконного рынка: тенденции, куда идёт и как быть?


Экспертиза оконного рынка: тенденции, куда идёт и как быть?

Фото: mperspektiva.ru. Мирослав Пожар, «Эргохаус»

В 2022 году, несмотря на все сложности, в России активно продолжала развиваться строительная сфера: в стране было введено более 101,5 млн кв. м. жилья и огромный объём другого типа недвижимости. В связи с этим рынок окон тоже динамично рос и продолжает расти до сих пор. Коммерческий директор группы компаний «Эргохаус» Мирослав Пожар в беседе с «Московской перспективой» рассказал, что происходит сейчас на оконном рынке России и чего россиянам ждать в ближайшие годы.

Мирослав, какой сейчас главный тренд на рынке окон в России?

— Сейчас самые главные тренды — увеличение оконных проемов, а также рост процента стекла в фасадах. Это касается не только бизнес-центров, когда вместо стен делаются стёкла, но и элитных домов, жилого домостроения, коммерческой недвижимости. Данный тренд приводит к появлению новых подходов к работе и к использованию менее привычных материалов. Если лет 20-30 назад везде применялся пластиковый профиль, то сейчас его становится меньше: он мягкий, нестабильный, имеет большой коэффициент температурного линейного расширения, со временем деформируется и он не дает создавать крупногабаритные конструкции.

И что же тогда заменит пластиковые окна?

— Идёт переход на алюминиевые системы, плюс, так как габариты увеличиваются до таких размеров, что алюминия не хватает, то в моду входят также сталь и бронза. Если речь идёт о премиум-сегменте: клубные или частные дома — применяется бронза и латунь для оконных блоков. Вместе с тенденцией к увеличению окна мы также наблюдаем стремление к уменьшению сечения профиля — если у нас даже очень большое окно, то всё равно должно быть как можно меньшее количество переплетов, стыков систем. При этом эти стыки пытаются уменьшить по сечению, чтобы было максимальное единение экстерьера с интерьером, максимальное количество света. Алюминий и сталь как раз тут актуальны.

Но, я так понимаю, для массового рынка алюминий и бронза дороговаты, разве нет?

— Если раньше главным премиальным материалом считался алюминий, то сейчас история изменилась и он стал дешевле для потребителя. В настоящее время мы приходим к тому, что алюминий стал более доступным, а его место в премиальном сегменте заняли более тонкие системы как раз из бронзы, латуни и стали. Все работают над оптимизацией и уменьшением затрат, чтобы снизить стоимость продукта для конечного потребителя. Я думаю, что можно сказать, что в этом вопросе алюминий стал доступнее в 3-4 раза, чем 20 лет назад. Если 20-25 лет назад алюминиевые витражи применялись на самых дорогих коммерческих и государственных объектах и на частном рынке его почти не было, то сейчас 80% бизнес-класса, среднего класса загородного строительства — везде алюминий. В квартирах среднего-класса сейчас так же.

Но разве алюминий, сталь и бронза оптимальнее? Они проводят больше звука, тепла, да и подвержены коррозии, в отличие от того же пластика.

— Сталь не является новым материалом для окон. Её применяли ещё в конце XIX века на фабриках и мануфактурах. Но да, ещё тогда со сталью были проблемы: через нее в помещение проходил холод, а из-за образовывающегося конденсата быстро наступала коррозия. Но сейчас технологии ушли далеко вперёд: в профили интегрируется термовставка, которая является звеном между внешней вставкой стального профиля и внутренней. Как правило, это полиамид армированный стекло- или карбоновым волокном. Эта проставка препятствует выходу тепла зимой и проникновению излишнего тепла внутрь. Что касается коррозии, то сейчас также есть отличные технологи: современные краски стали более надежными, более долговечными, не так сильно истончаются из-за солнечного или теплового воздействия. Также всё применяется процесс цинкования, когда стальной профиль покрывается тонким слоем цинкового сплава, создающего плёнку, а сверху наносится еще краска в несколько слоёв. Цинковый слой позволяет окну “самозаживляться” — если возникает царапина и профиль корродирует, то идёт ограниченная коррозия, которая в итоге останавливается и как бы запечатывает повреждение.

Важно отметить, что стальной профиль за счёт его физических особенностей — сталь более жесткая, более статически надёжная — может нести больше ветровой и весовой нагрузки, то есть при одинаковой площади остекления минимизируется количество самого профиля по отношению к площади стеклопакета. В итоге мы сокращаем количество профиля, что минимизирует тепловые и звукоизоляционные потери. То есть да, сталь лучше звук пропускает, чем пластик, но так как стали в профиле меньше, чем было бы пластика, то общий показатель звукоизоляции даже увеличивается. И не забываем, что у нас также применяются специальные звукопоглощающие плёнки. Что касается вибрации, то она происходит чаще всего на стыках механизмов, на стыках профилей. То есть увеличивая площадь стеклопакета, мы уменьшаем площадь профиля и вместе с этим уменьшаем вибрацию. Если раньше был витраж из 10-15 сегментов, то сейчас мы можем такой же сделать из двух.

С профилями всё более или менее понятно, а есть ли что-то новое именно в области стёкол или фурнитуры, например?

— Недавно на российском рынке произошла громкая победа. Компания Larta Glass выпустила первое полностью просветленное стекло со сниженным количеством железа в составе стекла, что привело к тому, что в нем нет зеленоватого оттенка, который имеет обычное стекло. Его представили совсем недавно, на последней выставке MosBuild 2023. До этого в России такие стёкла были, но они все были привозные. Это было очень дорого, да и транспортировать их было сложно, а потому такое применялось локально на каких-то особо дорогих проектах. Сейчас же это стекло разработали и выпустили в России.

В целом же в области стёкл идёт тенденция к увеличению энергоэффективности, светопрозрачности, цветопередачи, размера конструкции. Например, на них добавляют всевозможные энергоэффективные покрытия, которые препятствуют потерям теплового инфракрасного излучения. Потеря данного излучения была раньше серьезной проблемой. Сейчас много покрытий, которые сохраняют тепло, но свет при этом нормально проходит. Есть покрытия которые работают и наоборот — спасают от перегрева. Раньше боялись делать большие панорамные окна с тонким профилем, потому что помещение при плохой вентиляции сильно перегревалось. Сейчас есть покрытия, которые не пускают в помещение и отражают наружу до 70-80% невидимого глазу инфракрасного излучения, которое и вызывает парниковый эффект и отвечает за перегревание. В итоге современные стеклопакеты летом не позволяют излишне перегреваться зданию или помещению, а зимой не выпускают тепловую энергию.

Что касается фурнитуры, то для профилей больших витражей требуется соответствующая по размеру фурнитура. Так что на рынке идёт увеличение объема фурнитуры большого размера, а также повышенной технологичности — появилось больше скрытой фурнитуры. Есть тенденция к тому, чтобы петли и другие элементы были максимально спрятаны в профиль. Если раньше это было дорого и привозилось из других стран, то сейчас появляется много российских производств.

Также, в нашей сфере идёт активная цифровизация — всевозможные автоматизированные открывания на большие высоты, на большие габариты створок, на открывающиеся створки. Это всё особенно видно на панорамных и больших окнах, ведь когда есть высокое окно в 3 метра, то там сложно что-то руками открывать. Наша компания делает раздвижные перегородки до 6 метров в высоту, с огромными стёклами и тонкими профилями, когда вес одной створки может достигать до 1 тонны. Такое окно тяжеловато вручную открывать даже со всеми инженерно продуманными распределениями веса, поэтому много применяется двигателей, которые интегрируются в систему умного дома и управляются голосом или с телефона.

Вы много упоминали про активизацию российских производителей. В связи с этим вопрос: санкции и ситуация в мире сильно повлияли на оконный рынок в России?

— Поначалу были сложности. Например, первые санкции привели к проблемам с различными европейскими приводами и электроприводами, потом это отразилось и на фурнитуре, а также профильных системах. Но это простимулировало всех местных производителей инвестировать деньги, силы, время и умственные ресурсы в разработку собственных решений и мы уже видим плоды этих инвестиций. Очень много технологий, которые раньше привозили из Европы, теперь делаются в России, при этом делаются вещи не только без потери качества, но даже местами лучше. Раньше мы думали, что отстаем, не умеем работать или что-то технологии не позволяют сделать; сейчас же мы видим, что в России не только могут всё это делать, но делают даже лучше. Эти процессы привели также к удешевлению производства и конечной стоимости, так как очень большие финансовые потери приходились на таможенное оформление, перевозку, особенно, когда речь шла про широкоформатное остекление. Огромные профили очень сложно и дорого привозить из Европы.

Также мы понимаем, что российский внутренний туризм сейчас активно развивается, в итоге стало больше строиться гостиниц, комплексов отдыха, а у них есть потребность в окнах с большим количества света и визуальным увеличением пространства. Нам пришлось потрудиться больше, чем обычно, но последние события благоприятно действуют на развитие внутреннего рынка.

Как вы думаете, что ждёт оконный рынок в ближайшем будущем?

— Основные тренды в остеклении сохранятся, как для коммерческих, так и для жилых зданий, как для жилья среднего-класса, так и для премиум-класса: увеличение световых проемов, максимальное проникновение солнечного света, объединение пространства интерьера с экстерьером, снижение отношения профиля к остеклению, увеличение высоты и ширины окон и при этом увеличение технологичности и энергоэффективности, чтобы экономить и повышать уровень комфорта.

Вместе с этим я думаю, что в будущем объем пластиковых профильных систем будет уменьшаться, их будут производить меньше. Также из-за санкций будет увеличиваться и развиваться степень российского производства, это будет вести к развитию химического производства, необходимого, например, для различных уплотнителей, герметиков и прочего. Считаю, что обычные дома будут всё чаще строиться с панорамными окнами — мы видим тенденцию к увеличению оконных пространств, особенно в загородных домах: люди окончательно перестанут бояться строить дома с остеклением в пол.