«Бережная» реставрация. Дом-памятник в центре Нижнего Новгорода остался без балконов


«Бережная» реставрация. Дом-памятник в центре Нижнего Новгорода остался без балконов

Нижегородка была возмущена варварским отношением к дому-памятнику, расположенному на площади Маркина, пишет NN.RU. Под предлогом реставрации с Доходного дома Блиновых «соскребли» два балкона с коваными чугунными решётками.

О демонтаже элементов здания на площади Маркина, 3В сообщила вчера, 4 октября, нижегородка Ася Сорокина. «Вчера был день архитектуры. А сегодня снесли балкон Блиновского дома на площади Маркина. Он, конечно, покосился. Но снести, нельзя отреставрировать. Прямо сейчас идёт демонтаж», – написала она на своей странице в соцсети Facebook. На снимках, сделанных горожанкой, видно, что оба балкона, украшавшие фасад дома, были полностью уничтожены. В центральной части стены остались дыры от арматуры и обломки кирпичей. 

Здание является региональным объектом культурного наследия. Это Доходный дом Блиновых, построенный в 1853 году. По информации проекта «Рождественская сторона», в своё время проект фасадов дома был был согласован с Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссией. Изначально здание представляло с собой двухэтажные каменные лабазы П-образной формы. В доме размещались «лавки Блинова», а также конная мельница (для перемолки соли).

Как сообщается на сайте регионального управления госохраны памятников, в мае это года проект реставрации здания прошёл научно-государственную экспертизу. В августе – сентябре научно-проектная документация проходила публичные слушания. Предложения по проекту отсутствовали. Управление госохраны приняло информацию к сведению.

«Формально собственник здания выполнил требования законодательства. Есть проект реставрации, предусматривающий демонтаж балконов. Он прошёл государственную историко-культурную экспертизу, – пояснила нижегородский историк, градозащитник Анна Давыдова. – Предполагаю, что проект предусматривает приспособление здания под современное использование. Но, думаю, что была возможность сохранения балконов. В любом случае, реставрацию могли проводить более бережным способом. То, что сделано сейчас, – это ненаучно. Правильно говорят: сейчас у нас под реставрацией понимают что угодно, вплоть до сноса подлинного объёма и постройки новодела».

Впрочем, дом уже пострадал от «модернизации», окна и дверь на первом этаже заменили на пластиковые, нисколько не позаботившись о том, чтобы хотя бы цвету они гармонировали со зданием. По словам Анны Давыдовой, сейчас пластиковые окна используются при реставрации. Их появление вполне уместно, если, к примеру, рамы стилизованы под дерево. Но на практике всё бывает иначе. Дом купца Маркова на улице Ильинской (один из корпусов ННГАСУ) был отреставрирован мастерски, со вкусом. А вот дом Климова на Большой Печёрской – деревянное здание, федеральный памятник, – по мнению градозащитницы, просто испохабили белыми рамами. Анна Давыдова считает, что сейчас ключевой вопрос – сохранение кованых решёток. Сейчас ковка в моде, и декоративные элементы могут просто «взять в коллекцию».

Ранее исчезли балконы у особняка Каменских на Верхне-Волжской набережной. Балконы находились в аварийном состоянии, их невозможно было сохранить, сочли реставраторы.