Нужна ли нам специализированная пресса?
Уважаемые читатели tybet.ru, представляем вашему вниманию статью, подготовленную нашими коллегами, редакцией уважаемого нами и популярного журнала «Окна. Двери. Фасады». Как представители Интернета, оставляем за собой право не во всем согласиться с коллегами в отдельных вопросах. Но как потребители информации с определенными амбициями и, в недавнем прошлом издатели отраслевого печатного журнала, присоединяемся к коллегам, и обращаем внимание на актуальность поставленной темы.
Последнее время часто приходилось слышать о том, что «бумага» умирает. В этой статье речь пойдет естественно не о бумаге, как таковой, а о бумаге, как носителе информации, а точнее - о специализированных печатных СМИ. Действительно ли Интернет окончательно вытесняет по популярности отраслевую периодику или уменьшение объемов спецжурналов, которое мы сегодня наблюдаем, – это лишь временный эпизод, связанный с кризисом на рекламном рынке? Попытаемся разобраться.
Если взглянуть правде в глаза, то мы увидим, что за время кризиса количество журналов на оконном рынке России сократилось, а те, что остались, примерно в 1,5-2 раза уменьшились в объеме. Аналогичная тенденция происходит и с иностранными оконно-«стеклянными» журналами. Возьмем, например, всемирно известный GLASWELT. Сегодня его толщина чуть превышает школьную ученическую тетрадь. Или польский журнал OKNA, некогда напоминавший том Льва Толстого «Война и мир», сегодня выходит со «скромным» объемом около 120 страниц. Немецкиий печатный оконный «авангард» в лице GFF и Glass+Rahmen также заметно похудели. Российский журнал «Окна. Двери. Фасады», побивший рекорд специализированных журналов в России, своим объемом в 450 страниц (больше не взялась печатать типография из за технических проблем, редакция тогда готова была напечатать 500 страниц) сегодня выходит объемом около 170-220 страниц.
Сокращение объемов журналов, естественно, связано с сокращением рекламной выручки, а не уменьшением потока отраслевой информации. Это, в свою очередь, происходит по двум причинам: резким сокращением рекламных бюджетов у системных игроков рынка и появившимся недоверием к печатной прессе, как таковой. С сожалением приходится наблюдать, что некоторых «специалистов» эта ситуация даже радует. Под лозунгом «нам такая пресса не нужна» появилось немало желающих поплясать на ее могиле.
Возникает вопрос – а нужна ли нам вообще печатная отраслевая пресса? Может быть наличие соединения с интернетом, таких выставок, как «Мосбилд» и «Стройсиб», мобильного телефона с контактами поставщиков в телефонном списке решат проблему получения профессиональной информации? Мы проанализировали ситуацию на основе опроса директоров фирм-производителей ПВХ-окон и выяснили, откуда они предпочитают получать информацию.
Как и предполагалось, первое место среди источников, к которым в первую очередь обращаются руководители в поиске профессиональной информации сегодня прочно занимает Интернет. Он на много опережает все остальные источники, такие как пресса, семинары, конференции и выставки. После Интернета, с большим отрывом, в качестве первого источника информации, к которому предпочитают обращаться руководители, следуют выставки и только потом – специализированные журналы. Но, вот что примечательно: в качестве второго источника для получения отраслевой информации наибольшей популярностью пользуются именно отраслевые печатные журналы. Они на много опережают Интернет и выставки.
Что это означает? То, что если у руководителя есть потребность в профессиональной или коммерческой информации он первым делом заходит в Интернет или же (заметно реже) дожидается отраслевую выставку. Это говорит о том, что каждый уважающий себя поставщик комплектующих сегодня просто обязан иметь сайт с подробным техническим описанием свой продукции.
После этого, среднестатистический руководитель оконной компании, начинает поиск нужной информации в специализированных журналах. Интернет стал играть роль «скорой информационной помощи», а журналы – своеобразного «стационара», где информационная проблема должна решаться глубоко и всесторонне.
Кроме того, опрос показал, что отсутствие полной информации о рынке – это четвертая по значимости проблема, после демпинга и нехватки квалифицированных кадров, волнующая 24% руководителей. Интернет сегодня не в состоянии утолить информационный голод. Во-первых, пока доступ к информации не будет платным (а это произойдет не скоро), в Интернет не будет выкладываться ценная информация требующая высоких трудозатрат. Во-вторых, сейчас, рекламные сборы отраслевых порталов, даже в результате усиления роли Интернета, оставляют желать много лучшего.
Все это говорит о том, что слухи о смерти «бумаги» несколько преувеличены. Отраслевые журналы были, есть и еще долго будут радовать специалистов шуршанием страниц наполненных актуальной, профессиональной информацией.
Из предисловия к апрельскому номеру журнала
Таблица 1. Что больше всего раздражает руководителей оконных фирм (Источник: опрос журнала «Окна Двери Фасады» ВЕСНА 2011. Опрос открыт до 1 марта 2011)
Политика государства |
28.05% |
Демпинг конкурентов |
58.54% |
Отсутствие спроса |
10.98% |
Отсутствие квалифицированных кадров |
41.46% |
Недоступность кредитов |
14.63% |
Отсутствие полной информации о рынке |
24.39% |
Ничего |
2.44% |
Все |
1.22% |
Другое |
8.54% |