В Черноземье дорожную развязку построили с использованием уникальных стекольных песков


Воронежская межрайонная природоохранная прокуратура завершила серию проверок по фактам незаконной добычи полезных ископаемых в нескольких районах Воронежской области, сообщает communa.ru.

Проверено около ста песчаных карьеров, из них 60 действовали незаконно, то есть – без лицензии. Особенно много нарушений допущено в Семилукском, Каширском, Новоусманском, Рамонском и Лискинском районах.

Ранее сообщалось о том, что злоупотребление должностными полномочиями инкриминируется заместителю главного госинспектора Воронежской области по охране природы Руслану Яценко.

Напомним, что, по версии следствия, Яценко знал о незаконной добыче песка близ селения Солнцево – Дубрава в Рамонском районе. Но вместо того, чтобы пресечь бизнес на песке, он, наоборот, «возглавил процесс». По предварительным данным СКР по Воронежской области, чиновник руководил финансово-хозяйственной деятельностью фирмы, которую учредили его родственники.

Массовые проверки этого и других фактов незаконной добычи песка были вызваны участившимися жалобами людей на рост песчаных карьеров, которые затем превращаются в осыпающиеся овраги, а со временем переходят в разряд обыкновенных свалок, нередко расположенных вблизи населённых пунктов. По данным Управления Росприроднадзора, на территории Воронежской области находится 119 бесхозных карьеров, которые занимают площадь в 480 гектаров.

Один из таких карьеров, превратившихся в стихийную свалку, расположен в Новоусманском районе. Впрочем, хоть и став свалкой, он не такой уж и бесхозный. У него есть владелец – бизнесмен Орехов, который наладил вывоз мусора (не бесплатно, конечно) из Воронежа. Районная прокуратура не раз штрафовала предпринимателя и после проведённой экспертизы возбудила уголовное дело по статье 254 УК РФ – «Порча земли». По предварительным данным, ущерб, причинённый окружающей среде, оценивается в огромную сумму – 20 миллионов рублей.

В ходе недавних прокурорских проверок возбуждено ещё одно уголовное дело по ч. 2 ст.171 УК РФ (незаконная предпринимательская деятельность). В карьере на улице Землячки (Железнодорожный район Вороенжа), из которого брали песок для строительства дорожной развязки близ Новой Усмани, образовалась яма глубиной 20 метров. Ущерб от незаконной добычи оценивается в 84 миллиона рублей.

По словам руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Алексея Карякина, при строительстве одного километра дорог с использованием «левого» песка областной бюджет теряет 356 тысяч рублей прибыли. А предприниматели на том же самом километре обогащаются более чем на пять миллионов.

Ради этой арифметики бизнесмены и идут на нарушение закона. Незаконной добычей песка в Новоусманском районе, например, занималось ООО «Строй-Экс». Экстремальные добытчики работали в карьерах, расположенных вблизи автомагистрали М-4 «Дон», в районе села Никольское.

Между тем в районе находятся залежи уникальных стекольных песков, которые запрещено использовать при отсыпке дорог.

- На Отрадненском участке, – говорит начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области департамента в ЦФО Александр Плаксенко, - содержание кварца в песке таково, что его можно пускать на переплавку при производстве стекла без обогащения. Такое сырьё в большом дефиците на стекольных заводах

В ходе проверок прокуратура вынесла несколько представлений об устранении нарушений закона. Восемь должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Инициировано 15 процессуальных проверок на предмет наличия признаков правонарушений. В итоговом документе, подготовленном по ходу проверок, подчёркивается, что в ряде случаев «усматривается причастность к незаконной добыче должностных лиц органов местного самоуправления». На это обращает внимание также заместитель начальника отдела геологического контроля Росприроднадзора Галина Жданова.

- Мы очень часто просто реагируем на жалобы и обращения жителей, - говорит она, - тогда как на местах сразу видно, что за техника «осваивает пласты», чтобы добраться до чистого песка. В этом случае нужно обращаться в полицию или прокуратуру, заниматься рекультивацией всё равно придётся за счёт местного бюджета. А это очень накладно.