Уже в IV квартале Интернет может стать вторым медиа в России по объему размещенной рекламы


В России грядет интернет-революция: до конца нынешнего года Интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы. В III квартале интернет-компании уже практически догнали операторов наружной рекламы и печатные СМИ.

В III квартале этого года интернет-компании заработали на рекламе 7,3 млрд руб. ($240 млн по курсу ЦБ), следует из опубликованной вчера оценки Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Расходы рекламодателей в Рунете в этом квартале немногим меньше, чем объемы размещения в наружной рекламе (8,1 млрд руб.) и печатных СМИ (7,8 млрд руб.), но темпы роста доходов от виртуальной рекламы выше.
Если бюджеты на печатные СМИ в III квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 года выросли только на 8,3%, а наружной рекламы – на 28,6%, то на Интернет – на 40,4% (расчеты «Ведомостей» на базе данных АКАР).

Высокий рост доходов операторов наружной рекламы в III квартале (в первой половине года этот рынок вырос только на 13%) – эффект низкой базы, объясняет директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, в прошлом году III квартал был для наружки провальным. В IV квартале бюджеты операторов так быстро расти не будут, уверен он. Зато рекламная выручка интернет-компаний все последние годы быстро увеличивается, и даже в кризис Рунет оставался единственным медиа, доходы которого не падали, а только росли. В прошлом году рекламодатели в России сократили общие бюджеты на четверть, а вот на Интернет – увеличили на 8% (19 млрд руб.).
Кроме того, конец года для Рунета традиционно «урожайный» период: в это время рекламодатели тратят в сети 35–40% годового бюджета, указывает Андрей Чернышов, гендиректор AdWatch Isobar Russia.
Таким образом, уже в IV квартале Интернет может стать вторым медиа в России по объемам размещения, предсказывает он, а по пессимистическому сценарию Интернет обгонит наружную рекламу и печатные СМИ во II квартале 2011 года. В любом случае, по итогам нынешнего года Интернет уступит наружке и печатным СМИ, говорит А. Чернышов, и обгонит их по итогам всего 2011 года.

Вероятность того, что Интернет станет вторым по объемам размещения в IV квартале этого года, достаточно высока, согласен руководитель крупной интернет-компании.

Бурный рост интернет-рекламы происходит прежде всего за счет роста числа интернет-пользователей, объясняет представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Российская аудитория Интернета выросла с июля 2009 года по июль 2010 года, по подсчетам Comscore, на 31% и составила 43,3 млн пользователей. «Яндекс», крупнейший портал Рунета, в сентябре этого года обогнал по ежедневной аудитории телеканалы СТС и РЕН ТВ, а также радиостанцию «Европа плюс» (данные TNS по аудитории от 12 до 54 лет).

Кроме того, быстро увеличивается число самих рекламодателей, продолжает Манджиков: число только региональных компаний, которые размещают контекстную рекламу (объявления, тематически связанные с содержанием страницы или поисковым запросом), по данным «Яндекса», выросло с июня 2009 года по июнь этого года на 80%.
«С одной стороны, Интернет проникает в умы все большего числа людей, в том числе и тех, кто распределяет рекламные бюджеты», – говорит руководитель крупной иИнтернет-компании, с другой – рынок интернет-рекламы в России контролируют несколько крупнейших игроков, которые «разгоняют» его совместными усилиями.

По словам А. Чернышова, сказывается и то, что показатель CPT (стоимость тысячи контактов) в Интернете ниже, чем у главного российского медиа – ТВ. Как рассчитала Aegis Media для газеты «Коммерсантъ», в первой половине этого года CPT на ТВ составляла 106 руб., а в Рунете – 86 руб.

В бюджетах многих рекламодателей – сотовых операторов, автомобильных брендов – Интернет уже сейчас занимает второе место после телевидения, указывает гендиректор видеопортала RuTube Михаил Ильичев: «Интернет-медиа стали по-настоящему массовыми и помимо интерактивности дают и больше инструментов для решения конкретных маркетинговых задач».

Представитель МТС Ирина Осадчая с этим не согласна: в бюджете этого оператора наружная реклама занимает большую долю, чем Интернет, и вряд ли эта пропорция изменится в ближайшее время.

По материалам сайта Ведомости