Поправки Минстроя в Техрегламент о безопасности разрушительны и коррупционны


Поправки Минстроя в Техрегламент о безопасности разрушительны и коррупционны

Очередной шквал критики в отношении законодательного творчества Минстроя прозвучал на состоявшемся 1 февраля совместном заседании двух Комитетов Торгово-промышленной палаты РФ: по предпринимательству в сфере строительства и по техническому регулированию, стандартизации и качества продукции, пишет ancb.ru.

Более полусотни представителей профессиональных ассоциаций, крупных компаний с госучастием, научных и производственных структур поддержали резолюцию, которая фактически дезавуирует проект подготовленного Министерством строительства и ЖКХ закона о внесении изменений в ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 2009 года и Градостроительный кодекс РФ.

В чем изъяны нового законопроекта?

Выступивший перед участниками с основным докладом глава Комитета ТПП по техническому регулированию Сергей Пугачев сдержанно, но достаточно убедительно перечислил изъяны этого законопроекта, который концептуально меняет действующую систему технического регулирования и стандартизации, возрождает ведомственное законотворчество, ибо Минстрой, Минздрав, МЧС и другие ведомства получают право утверждать в сфере технического регулирования нормы обязательного применения.

Наконец, текст закона, по его словам, имеет коррупциогенный характер из-за неопределенности и расплывчатости формулировок и монополии Минстроя на утверждение технических норм и ведение Федерального реестра нормативных документов в строительстве. В этот реестр, являющийся составной частью минстроевского законопроекта, необходимо будет включать все документы (строительные нормы, ГОСТы, своды правил) не только на здания и сооружения, но и на строительные материалы, конструкции и технологии, применяемые при проектировании и строительстве. Экспертизу должны проходить в Минстрое все документы по стандартизации, уже прошедшие все процедуры разработки, обсуждения и экспертизы, что потребует дополнительного времени и финансирования. Причем стандартизованные материалы должны будут проходить в Минстрое оценку технической пригодности, если ГОСТы не будут включены в Реестр. Это новый административный барьер для разработчиков документов и для применения инновационных технологий, подчеркнул Сергей Пугачев.

Предлагаемая Минстроем отмена специальных ТУ в условиях отсутствия федеральных норм для многих инновационных конструкций вызвала шквал критики со стороны ведомств госкомпаний. Результат этих предложений очевиден для всех – это срыв многих инвестпроектов, в т.ч. по поручениям Президента РФ и Правительства РФ. Об этом и написали глава ПАО «НОВАТЭК» и другие компании в Правительство РФ.

Очень серьезным доводом докладчика стал упрек в закрытом и непрозрачном характере обсуждения вырабатываемых Минстроем проектов нормативных актов, который впоследствии поддержало большинство участников заседания.
«Закон продвигается более трех лет, но пока никакого публичного обсуждения с участием профессионального сообщества так и не состоялось», – подчеркнул Сергей Пугачев.

Более того, продолжал он, несколько раз он выносился на рассмотрение Правительства РФ, но Минпромторг, Минтранс, МЧС,Минэнерго, Минэкономики и крупные компании с госучастием– «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и многие другие неизменно выражали свое несогласие с ним.

Очень сильные сомнения вызывает тезис Минстроя о том, подчеркнул докладчик, что принятие нового закона не повлечет дополнительных расходов для бюджета. Абсолютно нереально избежать огромных затрат на разработку и внедрение принципиально новых нормативных документов, не говоря уже о факторе времени. А сколько сил и средств придется потратить компаниям на выполнение новых норм? А менять придется практически все, заключил Сергей Пугачев.

Иные мнения и проблемы

Взявший после него слово глава Комитета ТПП по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин слегка охладил пыл главного докладчика. «Мы не должны все отвергать, мы что-то конструктивное придумать должны», – сказал он, вспомнив при этом, что в прошлые годы в НОСТРОе были разработаны сотни стандартов для компаний – членов строительных СРО, которые сейчас используются очень мало. Вспомнил он и о плавающих фундаментах спортивных объектов Сочинской Олимпиады, которые были новаторски построены его компанией опережая все действовавшие нормы.

Ефим Басин в то же время критически отнесся к затее создания федерального реестра нормативных документов в строительстве, заявив, что на его создание уйдет очень много времени. Как и многие другие ораторы он поддержал упрек Минстрою в келейности, сказав, что «если бы все было открыто, то не было бы и нынешних ляпов».

Впрочем, на его пожелание «придумать что-то конструктивное» откликнулся президент Союза проектировщиков России Виктор Новоселов. Он сообщил, что в 2016 году в НОПРИЗ были разработаны Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования и Дорожная карта по ее реализации, которые были одобрены в Советом по техрегулированию при Минпромторге, комитетами РСПП и ТПП. Эти документы могут быть взяты за основу при устранении нынешних проблем с законопроектом о техническом регламенте, сказал он.

Новоселова поддержал Сергей Пугачев, отметив необходимость возвращения к этой концепции.

Тема нашей конференции – механизмы обеспечения безопасности и качества, продолжал Виктор Новоселов. Но в том, что касается нового закона, то он только усугубляет проблемы технического регулирования в строительстве. Недостаточно лишь обеспечение механической безопасности, нужна доступность, безопасность пользования зданиями,  акто будет разрабатывать нормы для остальных 7-ми базовых требований в новом законе нет.

Безопасность не только в нормах, но и в материалах

Подробно остановился на проблеме безопасности строительства в связи с контрафактом и некачественными стройматериалами президент Нацобъединения участников строительной индустрии Александр Лощенко. Он сообщил, что в период нынешнего кризиса многие предприятия работают на грани или даже ниже рентабельности, что сказывается на качестве продукции. По данным других участников дискуссии, сейчас в России используется 10 миллионов тонн фальсифицированного цемента, более 50% сухих смесей – контрафакт, на рынке присутствуют сотни тысяч тонн некачественной арматуры. К сожалению, говорили они, об этой прямой угрозе безопасности зданий и сооружений наши ведомства хранят молчание.

Важную тему – стимулирование развития отрасли или направления за счет выверенной нормативной базы подняла заместитель главы комитета ТПП по предпринимательству в сфере строительства Лариса Баринова. Примеры – квартирные радиаторы отопления, заводы по производству которых стали строить в России немецкие инвесторы. В то же время она посетовала на утрату нашей советской научной базы, особенно материаловедения, что вынуждает нас латать дыры, а не разрабатывать качественные стандарты в области строительных материалов.

Илья Пономарев, Андрей Лоцманов, Светлана Бачурина, другие известные в профессиональной среде специалисты также высказали свои претензии к навязываему Минстроем закону, отмечая, что он может стать обременением строительной отрасли, тормозом и запретом при применении современных стандартов в изысканиях, проектировании и строительстве.

В выступлениях было отмечено, что Минстрой ведет разработку регламента ЕАЭС более 7 лет и все это время строительная отрасль не может отрегулировать обязательные требования к строительным материалам и изделиям. Учитывая, что предложения Минстроя по введению строительных норм и строительных правил в евразийский регламент требуют пересмотра Договора ЕАЭС, процесс принятия регламента затягивается на многие годы.

Все выступающие поддержали заключение о нецелесообразности принятия законопроекта и обратились с просьбой к руководству ТПП направить принятую на совместном заседании резолюцию в Правительство РФ. Одновременно в целях решения проблемы фальсификата они высказались за разработку российского технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Предложено также провести еще одну конференцию по рассмотрению и конкретизации уже упоминавшейся концепции НОПРИЗа по реформе техрегулирования.

В финале заседания я спросил Сергея Пугачева, чем вызвана такая настойчивость Минстроя протолкнуть не мытьем, так катаньем этот пресловутый закон. Он хитро усмехнулся и как-то иносказательно ответил: вы же слышали выступления многих участников, говоривших, что Минстрой тянет одеяло на себя. Дело в том, что за многими нововведениями, касающимися новых строительных норм, Реестра, повторной экспертизы стандартов, оценки технической пригодности стандартизованных материалов и прочими стоит огромное дополнительное финансирование…