В России только 30% домов имеют энергоэффективное остекление


В России только 30% домов имеют энергоэффективное остекление

Мы плохо умеем экономить энергоресурсы, может от того, что их у нас  много, а может от того, что так и не научились работать эффективно.

Государство хочет заставить застройщиков повышать энергоэффективность зданий, более активно экономить ресурсы необходимые как для сооружения домов, так и при дальнейшей их эксплуатации. Для реализации этих целей, оно, как обычно, выбирает путь административного давления.  Вот только предыдущая практика показывает, что такой способ далеко не самый эффективный.  Но по-другому наши ведомства либо не могут, либо не желают действовать.

С 1 июля 2018 года вступил в силу первый этап приказа Минстроя «Об утверждении требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений». Документ устанавливает требования к снижению расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию. Всего это уменьшение должно составить 50% от базового, но не сразу. Разработан график, согласно ему конечная цель должна быть достигнута к 2028 году. А пока в период с 2018 по 2023 сокращение потребления должно составить 40%, с 2023 по 2028 отрасль должна выйти на окончательные значения.

Под действие приказа попадают все типы вновь строящихся зданий. Что касается домов, прошедших капитальный ремонт, то здесь должно быть достигнуто однократное повышение энергоэффективности на 20%.

Как поясняет Александр Фадеев, специалист отдела коммунального хозяйства Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя, к этому приказу министерство шло долго. Попытка подготовить такой  документ предпринимались давно, но были  неудачными, переход к энергоэффективному строительству оказалось нелегким делом. В 2016 году была разработана дорожная карта, удалось выполнить ее основные пункты.

Важная часть приказа посвящена капитальному ремонту зданий. Его проведение должно сопровождаться соблюдением обязательных требований по энергоэффективности дома. А с 2023 года вступает в силу требование об использовании возобновляемых источников энергии.

Большая роль отводится самим жителям. Перед проведением капитального ремонта оператор будет предлагать им два варианта:  капремонт в пределах минимальной сметы;  в этом случае будет достигнуто достижение стандартной энергоэффективности. Либо собственники  решат ее повысить более значительно, для чего от них потребуется дополнительный взнос. Зато это позволит в дальнейшем снизить расходы на эксплуатацию здания.

На эту цель должен работать и подготовленный Минстроем законопроект об упрощении заключения и использование энергосервисных контрактов. Предполагается, что их оплата будет производиться за счет экономии энергоресурсов. Это позволит через какое-то время  перевести на такую форму обслуживания большинство  квартир.

Уже давно говорится о том, что всем многоквартирным домам будет присваиваться свой класс энергоэффективности. Это происходит уже сегодня, но большинство жителей даже не подозревают об этом. Если же от класса дома будет зависеть размер коммунальных платежей, разные ставки налога на имущество,  то это сразу же вызовет большой интерес к этому вопросу. Да и на стоимость недвижимости так же будет влиять  этот параметр.

Минстрой намерен внедрить еще одно поистине революционное новшество.  Готовится законопроект, который позволит квартирам продавать возобновляемую энергию в сети. Для этого будут ставиться специальные счетчики.

Как замечает Александр Фадеев, ключ к повышению энергоэффективности дома – это тотальный учет всех поступаемых и используемых ресурсов. На эту цель направлен еще один проект закона, который запрещает ввод зданий, не отвечающим базовым требованиям энергоэффективности. На сегодня это обычная практика, признает чиновник.  В тоже время прямого запрета на применение не энергоэффективных материалов вводить не предполагается, однако вся идеология государства  в этом вопросе направлена на то, чтобы они не использовались при строительстве и капремонте.

Повышение энергоэффективности домов неизбежно приведет как к росту цен на жилье, так и к увеличению коммунальных платежей. Еще в 2010 году Минэкономразитие оценила повышение стоимости квартир по этой причине в среднем на 3%. Однако, как говорит Александр Фадеев, надо учитывать то, что срок жизни дома не меньше 40 лет, и на всем этом протяжении эксплуатационные расходы будут ниже. Поэтому в конечном итоге строить энергоэффективные здания выгодно всем.      

На первый взгляд, все эти задумки Минстроя выглядят красиво и убедительно. Однако на деле ситуация гораздо сложней. Сами по себе провозглашенные цели возражений не вызывают. Более того, они давно назрели и идут в общемировом русле. В мире здания и сооружения поглощают все больше энергии. Так, в США на эти цели расходуется до 70% от ее выработки в стране. Это диктует поиск способов ее экономии. В 69% стран действует система по выкупу электроэнергии у домохозяйств, Россия входит в 31% государств, где она не работает.

По словам председателя Комитета по проектно-изыскательской деятельности и инжинирингу «Деловой России» Николая Алексеенко, прорыва  в области энерго и ресурсо сбережения в строительства нет. А ведь поставлена задача  по возведению 120 млн кв. м жилья в год; если не экономить ресурсы, их потребуется очень много. Значит нужно искать решения вопроса.

Но вопрос этот совсем не простой. Станислав Щеглов руководитель направления «Энергоэффективность зданий» корпорации «Технониколь» отмечает, что есть три способа, как  достичь этой цели: увеличить утепленность зданий, ставить новые окна, осуществлять рекуперацию воздуха. Но каждый из них носит однобокий характер, он требует затрат, но не дает максимального эффекта. Нужен комплексный подход с использованием всех возможностей. Это делает относительные затраты ниже, а их окупаемость выше.

Но надо понимать, что повышение энергоэффективности здания несет риски. Ведь это дополнительные затраты, поэтому может не хватить денег, могут использоваться неэффективные решения, бизнес далеко не всегда верит в целесообразность подобных мероприятий.   Нередки  случаи, когда будут проведены соответствующие работы, а  они не окупятся. Это приведет к подрыву веры во всю программу повышению энергоэффективности.

На этом перечень рисков не исчерпывается. Генеральный директор компании «Техем» Алексей Алексеев указывает на то, что если счетчик у кого-то из жильцов выйдет из строя, УК будет рассчитывать платежи по квадратным метрам. Одни жильцы станут платить за других. Необходима поголовная установка датчиков, которые должны четко работать. Но сегодня многие застройщики ради экономии ставят ненадежные китайские приборы. К тому же вертикальная разводка отопления, которая действует в 90% МКД, не позволяет устанавливать приборы на батареях в квартирах. Хотя в этом случае экономия может достигать 37%. Это примерно 6 тыс. руб.  в год. а по стране  эта сумма составит 240 млрд руб.  Не случайно. что поставщики тепла выступают против установки таких измерителей.  

В Европейском Союзе до 90% остекления зданий носит  энергоэффективный характер. За последние 10 лет требования к остекленению в ЕС ужесточились в 1,5-2 раза. В России лишь 30% домов имеют энергоэффективное остекление. Для того, чтобы догнать Европу, нам потребуется 20 лет, прогнозирует Вадим Рыжов, председатель президиума Союза стекольных предприятий.

Энергоэффективное остекление дает большой эффект. Оно снижает потери тепла, создает комфортные зоны близ окон, так как известно, что до 10% площадей по сути дела теряются, так как возле окон более холодно, чем в остальной части помещения. Всего же снижение теплопотерь по этой причине может достигать 26%.

В России требования к окнам недостаточные, Между тем, по словам  Вадима Рыжова, отрасль готова выпускать продукцию с повышенным уровнем энергоэффективности. Но для этого в первую очередь следует изменить нормативную базу. У нас холодный климат, а требования к окнам примерно такие же, как гораздо в более теплом Париже.

Акцент только на строительство неверен, для достижения поставленных целей требуется соблюдение баланса интересов, убеждена Светлана Бачурина, член Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете ГД по земельным отношениям и строительству. А все начинается с грамотного проекта. Именно тогда становится ясно за счет чего можно сэкономить энергию и ресурсы. Только комплексный подход к решению вопроса даст нужный результат. Если же пытаться искать узкие и однобокие решения, далеко продвинуться не удастся.

И один из таких вопросов – это контроль за использованием материалов.  Не секрет, что строители часто заменяют их на более дешевые, а то и фальсификаты. И никто этому не препятствует, так как на контрольные цели расходуется всего 0,03% от бюджета стройки. То есть, практически контроля у нас нет.

Так что вряд ли один приказ Минстроя решит проблему, которая не решается десятилетиями. Потребуется еще целый комплекс, как организационных, так особенно стимулирующих мер для повышения энергоэффективности в строительстве. И не стоит тянуть с их принятием, иначе выпущенный приказ пополнит ряды документов, которые оказались невостребованными.

Владимир Гурвич
iastr.ru