Состоялось заседание рабочей группы «СтеклоСоюза России» «Промпереработка. Безопасное и противопожарное стекло»


Состоялось заседание рабочей группы «СтеклоСоюза России» «Промпереработка. Безопасное и противопожарное стекло»

В «СтеклоСоюзе России» под председательством президента «СтеклоСоюза» 21 декабря 2017 года состоялось расширенное заседание рабочей группы «СтеклоСоюза» «Промпереработка. Безопасное и противопожарное стекло», сообщает steklosouz.ru.

В заседании приняли участия руководители предприятий стекольной промышленности, представители «Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук», технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», отраслевых ассоциаций и союзов связанных со стекольной отраслью.

В ходе заседания президент «СтеклоСоюза» подписал отраслевую методику «Светопрозрачные противопожарные конструкции. Рекомендации по контролю продукции и документов на стадии выбора поставщика и при приемке» разработанную группой компаний «ФОТОТЕХ». После утверждения «Национальным союзом организаций в области обеспечения пожарной безопасности» «СтеклоСоюз» совместно с ГК «ФОТОТЕХ» доведут методику до: предприятий отрасли, проектировщиков, строительного сообщества, надзорных и контрольных органов и организуют с ними взаимодействие по применению этого документа. На базе утвержденной отраслевой Методики ГК «ФОТОТЕХ» совместно с «СтеклоСоюзом России» и «Национальным Союзом организаций в области обеспечения пожарной безопасности» организуют разработку свода правил по применению светопрозрачных противопожарных конструкций в ранге нормативного документа применяемого на обязательной основе.

В соответствии с решением рабочей группы «СтеклоСоюз России» совместно с заинтересованными организациями примет участие в работе «Центра по сертификации оконной и дверной техники» над следующими нормативными документами:

– Актуализация ГОСТ Р 56926-2016 «Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия»;
– Разработка ГОСТ 23166-2017 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия»;
– Разработка ГОСТ «Конструкции оконные и дверные специальные для детских, дошкольных и общеобразовательных зданий. Общие технические условия».

Разработка в рамках этих документов разделов в части применения безопасного остекления может позволить существенно увеличить объемы применения изделий и конструкций из закаленного стекла и триплекса в жилищном строительстве и строительстве объектов социальной инфраструктуры.

Одним из основных вопросов заседания было обсуждения хода работы над проектом изменений № 1 к своду правил СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» в части принятия новых базовых значений требуемого сопротивления теплопередаче светопрозрачных ограждающих конструкций. Разработчик СП д.т.н., проф., член-кор. РААСН, главный научный сотрудник НИИСФ РААСН – Гагарин Владимир Геннадьевич доложил присутствующим о состоянии дел с разработкой данного документа.

Особое внимание участников заседания было обращено на тот факт что Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил» (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» раздел СП 50 относительно показателей сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций относится к документам применяемым на обязательной основе. Поэтому необходим взвешенный и ответственный подход к принятию вводимых нормативов.

Предлагаемые производителями низкоэмиссионного стекла завышенные значения сопротивления теплопередаче сделают невозможным применение обычных двухкамерных стеклопакетов без стекол с покрытиями, которые сейчас составляют основную долю производимых стеклопакетов (а во многих регионах под запрет могут попасть и стеклопакеты имеющие менее 2-х стекол с «мягким» покрытием). А также стеклопакетов с твердыми низкоэмиссионными покрытиями.

Негативные последствия преждевременного введения повышенных нормативов ощутят как производители, так и потребители светопрозрачных конструкций.

При отсутствии длительного переходного периода более 50,0% мелких и средних производителей стеклопакетов и окон будут разорены и прекратят свою деятельность.

В то же время, заявленный эффект экономии не будет достигнут из-за отсутствия необходимого инженерного оборудования зданий и сооружений.

Основная масса потребителей после установки окон с повышенным сопротивлением теплопередаче выяснит что они не могут экономить тепло и компенсировать свои затраты из-за отсутствия в их помещениях средств индивидуального поквартирного учета и регулирования тепла (приборами индивидуального поквартирного учета и регулирования тепловой энергии оснащено менее 1% жилого многоквартирного фонда). Кроме того, установка таких стеклопакетов приведет к существенному перегреву помещений в летний период и потребители будут поставлены перед необходимостью установки систем кондиционирования помещений. А потребители, у которых системы кондиционирования установлены, столкнутся с проблемой резкого увеличения расхода электроэнергии.

Участниками заседания предложены следующие согласованные решения по данному вопросу:

1. Учитывая сложность обсуждаемого вопроса и возможные негативные последствия для производителей оконной продукции и потребителей, просить Минстрой России провести дополнительные комплексные научно-исследовательские работы (НИР), в рамках разработки данного СП, по определению оптимальных показателей базовых значений сопротивления теплопередаче и последствий введения более жестких ограничений для производителей окон и потребителей. А также, по изучению эффективности предлагаемых решений, будет ли достигнут необходимый результат в условиях недостаточного обеспечения зданий и сооружений соответствующей инженерной инфраструктурой.
2. Необходимо вводить повышающие нормативы базового сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций в части светопрозрачных ограждающих конструкций постепенно по мере готовности производителей и потребителей. Переходный период должен составить не менее 5 лет.
3. Параллельно с разработкой СП рекомендовать принять программы государственной поддержки при использовании энергосберегающих окон, с частичной компенсацией затрат потребителям.

Особое внимание участников вызвало обсуждение вопроса посвященного проблемам рынка листового стекла в условиях ожидаемого кризиса перепроизводства и падения объемов потребления листового стекла.

Как известно, сохранить устойчивое положение производителям листового стекла в период экономического кризиса позволило существенное увеличение экспорта продукции. Только в Турцию в год экспортировалось около 10,0 миллионов квадратных метров стекла, а общий экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья превысил 60,0 миллионов метров квадратных. В результате цены на российское стекло стали снижаться, местные производители также начали снижать цены. В тоже время, цены на российском рынке выросли в среднем со 160,0 рублей за квадратный метр до 240,0 рублей. Таким образом, привлекательность экспортных поставок заметно снизилась. Поэтому часть стекла, порядка 20,0 миллионов метров квадратных, которое ранее шло на экспорт придется реализовывать на Российском рынке.

Внутренний рынок листового стекла в ближайшие годы продолжит сжиматься из-за кризиса в строительной отрасли, потребность упадет примерно еще на 20,0 миллионов квадратных метров.

После намеченных на 2018-2019 годы реконструкции ряда производств и пуска новых мощностей на рынок начнет поступать дополнительно еще порядка 30,0 миллионов квадратных метров листового стекла.

Пуск новых производств в ближнем зарубежье – Казахстане и Азербайджане также может добавить на российский рынок порядка 15,0 – 20,0 миллионов квадратных метров листового стекла.

Кроме того, наметились определенные условия для возобновления ограниченного импорта стекла из Китая.

Все это в совокупности может привести к кризису производства, при этом профицит продукции на внутрироссийском рынке листового стекла может достичь 80,0-90,0 миллионов метров квадратных в год.

Решением рабочей группы предложено:

– подготовить отраслевой баланс спроса и предложения на рынке листового стекла с учетом ввода новых мощностей и падения объемов потребления листового стекла.
– организовать отраслевое взаимодействие между производителями листового стекла и предприятиями по промышленной переработке.

Также был рассмотрен вопрос расширения объемов применения в промышленной переработке высокотехнологичных видов листового стекла: особопрозрачного стекла, высокопрочного термостойкого стекла (высокоалюминатного и боросиликатного), стекол с «твердыми» покрытиями. Отраслевыми Планами импортозамещения Минпромторга России предусмотрено освоение в 2018-2020 годах российскими производителями производства особопрозрачного и высокопрочного стекла. Первые партии высокопрочного листового флоат-стекла могут быть выпущены в конце 2018 года, массовое производство особопрозрачнгого стекла намечено на 2020 год.