Что ждет крупнейшие новостные агрегаторы в недалеком будущем?


Что ждет крупнейшие новостные агрегаторы в недалеком будущем?

Продолжается обсуждение и дополнение нашумевшего «закона о блогерах». Мы приводим сокращенный вариант статьи «Ъ» по последним инициативам Госдумы и что же будет делать «Яндекс.Новости» в случае принятия поправок?

Вчера в Госдуму внесены поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации», больше известному как «закон о блогерах», и к Административному кодексу. Проект вводит особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию (вводится новое понятие «новостной агрегатор»). Режим будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Вести их реестр поручено федеральному органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор). Проект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Их перечень определит правительство. Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%. Шесть месяцев дается на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства. В течение шести месяцев компания обязана также хранить распространенную ею информацию. Ответственность (штрафы от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц) агрегатор будет нести, если не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора.

«Мы заполняем юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована», – пояснил один из авторов проекта член фракции «Справедливая Россия», участник ОНФ Алексей Казаков. По его словам, «новостные агрегаторы» должны «ответственно» подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку. «Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам», – сказал господин Казаков. «Идеологические манипуляции имеют место, и мы должны их контролировать и минимизировать иностранное влияние», – подчеркнул он. Господин Казаков отметил, что соцсети или ресурсы типа eBay или «Али-Бабы» подпадут под действие закона, только если заведут собственную ленту новостей, принудительно распространяемую всем пользователям, «отдельные новостные подписки не играют роли». 

Член фракции КПРФ Александр Ющенко подтвердил, что вносит законопроект в Госдуму совместно с господином Казаковым. Он сослался на социологические исследования, по которым около 60% пользователей черпают новости не через традиционные СМИ, а в поисковых программах и агрегаторах. «Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ», – отмечает он, подчеркивая, что недостоверность информации может быть связана и с «ангажированным размещением новостей» в топах. Кроме того, по его словам, иностранные социальные сети Twitter, Facebook в других странах уже тестируют собственные новостные сервисы, поэтому такая деятельность требует регулирования российскими законами.

Глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин пока незнаком с деталями предложений коллег, но считает регулирование в этой сфере «актуальным». 

«Растет роль социальных сетей как современных новостных сервисов. Пользователи интернета потребляют их продукцию, как газеты и телевидение в прошлом. Вместо электронной доски объявлений они превратились в высокотехнологичных распространителей новостного контента со своим программированием, сопоставимым с телевизионными каналами», – сказал господин Левин.

По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.

В пресс-службе «Яндекса» сообщили, что сервис «Яндекс.Новости» просто не сможет существовать, если возложить на ресурс ответственность проверять новости. «Каждый день «Яндекс.Новости» индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У «Яндекс.Новостей» нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор «Яндекса» не публикует – читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. Таким образом, «Яндекс.Новости» объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию», – заявили в пресс-службе «Яндекса».

Фактически для интернет-агрегаторов предлагается установить те же самые правила, что и для СМИ с иностранным капиталом. В октябре 2014 года президент Владимир Путин подписал закон об ограничении с 2016 года доли зарубежных акционеров в капитале российских СМИ до 20%. Закон предписывает медиакомпаниям уведомить Роскомнадзор об исполнении закона к 1 февраля 2016 года, после чего ведомство начнет проверки. Неисполнение закона грозит медиакомпаниям закрытием: регулятор вправе обратиться в суд для приостановления деятельности СМИ.

Напомним, «Яндекс» – российская интернет-компания, владеющая самой популярной в России поисковой системой и интернет-порталом. По данным LiveInternet, в феврале 2016 года доля поиска «Яндекса» на российском рынке составила 57,9%.

Президент ассоциации интернет-издателей Иван Засурский считает, что «прессовать агрегацию бесперспективно: в соцсетях ее вообще не достать». Напомним, Роскомнадзор неоднократно указывал не имеющей представительства в России Twitter на нарушение российского законодательства и требовал удалить экстремистские группы, в том числе «Правого сектора». «Мы ждем других новостей – не о том, как задушить информацию, а о новых инструментах развития. Развитие интернета возможно только на базе общественного консенсуса», – говорит господин Засурский.

Ирина Нагорных, Владимир Лавицкий, Владислав Новый, Роман Рожков
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2923453