«Только не надо нам помогать»: как сети DIY реагируют на рост цен на стройматериалы


«Только не надо нам помогать»: как сети DIY реагируют на рост цен на стройматериалы

Фото: vk.com/maxidom. «Максидом»


В России продолжают дорожать стройматериалы. Как реагируют на рост отпускных цен сети DIY и что по-настоящему тревожит сегодня крупных ритейлеров, разбирался портал Ради Дома PRO.

С осени прошлого года в России продолжается рост цен на стройматериалы. Так, ДСП, по оценкам экспертов, подорожала на 60%, пластик – на 50%, металл – более чем на 70%, поролон – на 100%. Как ритейлеры будут компенсировать столь серьезное удорожание материалов, и когда его в полной мере ощутят на себе конечные потребители, на площадке DIY&Household Retail Russia 2021 обсудили представители крупнейших сетей DIY.

«Ритейлу не надо ничего делать. Нужно просто спокойно ждать, когда это всё пройдет, – считает совладелец сети «Максидом» Мария Евневич, – Да, из-за того, что закрылась Америка, контейнерные перевозки выросли в четыре раза, выросло в два с половиной раза железо, пластик, деревяшки. Но таков рынок. Что мы могли – компенсировали сами, что не смогли – переложили на потребителя. Мы используем все механизмы регулирования ценообразования. Вот только не надо, пожалуйста, нам помогать».

По мнению Евневич, самое главное, чтобы в ценообразование не вмешивались различные контролирующие органы. Иначе на рынке DIY может случиться ситуация, аналогичная той, что произошла в продуктовом сегменте, когда после заявления о сдерживании стоимости подсолнечного масла и сахара возник дефицит этих продуктов.

«Товары DIY находятся в четвертой части потребительской корзины. На первом месте стоят продукты питания, они неэластичны по цене: от того, что у нас подорожает базовый набор продуктов питания, люди меньше их есть не станут. На втором месте стоят лекарства, дальше за ними идут одежда и вечно неэластичные детские товары и товары для животных. Дальше начинается четвертая часть потребительской корзины – DIY, а также развлечения: рестораны, кинотеатры. И чем больше зажимаются границы, чем дольше люди остаются дома, тем больше они покупают товаров для дома. Этот последний год был нашим основным драйвером роста, не знаю, хорошо это или плохо, но это было так. Если ситуация нормализуется, то мы начнем терять. Если этого не произойдет, то постепенно так и будем ехать. Но такого скачка, как был в прошлом году, когда во время изоляции люди срочно ремонтировали дом, я думаю, что мы не увидим», – говорит совладелец «Максидом».

Пока, впрочем, спрос на товары для строительства и ремонта не вызывает у ритейлеров тревог. Он до сих пор остается стабильно высоким благодаря «пандемийному» 2020 году с его весенней изоляцией и ростом продаж недвижимости.

То количество ипотечных кредитов, которое было выдано в последнее время, по словам управляющего директора по коммерции и маркетингу сети Hoff Максима Генке, дало задел рынку DIY на ближайшие год или даже два.

«Это зависит от того, с какой скоростью будут вводить новое жилье. Но все равно, даже если маски снимут, всех выпустят с «удаленки», статья расходов на собственное и на более качественное жилье некоторое время в голове еще останется. Я вижу по сотрудникам нашего офиса, что очень много людей купили квартиры, или, наоборот, продали квартиру в городе и переехали за город. Понятно, что расходы на дом с переездом из квартиры вырастают значительно, потому что, во-первых, площадь больше, во-вторых, обслуживание, участок – это все прекрасно увеличивает расходы. Это все будет двигать нас вперед», – считает Генке.

Единственное, что действительно тревожит ритейлеров – это цепочки поставок. Если спрос будет сохраняться, может возникнуть ситуация, когда он превысит предложение. По мнению гендиректора маркетплейса «ВсеИнструменты.ру» Виктора Кузнецова, последние полтора года выигрывал тот, у кого были товары, и именно на этом в ближайшее время следует сосредоточиться строительному ритейлу.

«Рост первых месяцев 2021 года пока должен сохраниться. Но при этом очень важно, на мой взгляд, качественно и аккуратно балансировать с поставками. Сегодня все еще продолжает выигрывать тот, у кого есть достаточно товаров. Дальше процесс с цепочками поставок будет или налаживаться, и тогда есть шанс, что через полгода-год мы не увидим банкротств, либо просто сохранится спрос и мы выйдем на какое-то плато. Так или иначе, рынок пока чувствует себя хорошо, наш прогноз удовлетворительный», – заключает Кузнецов.

Текст: Мария Шевцова, radidomapro.ru