Игроки рынка DIY ищут новые пути развития бизнеса.


В ситуации взрывного роста интернет-продаж одни ритейлеры сделали ставку на маркетплейсы, другие — на создание собственных экосистем.

Для российского рынка DIY 2020 год запомнится не только закрытыми магазинами, но и новыми возможностями, связанными с взрывным ростом интернет-торговли. Если в первом квартале общее количество запросов с упоминанием строительных товаров в поисковиках «Яндекс» и Google было на 10% ниже, чем годом ранее, то во втором квартале этот показатель вырос сразу на 30%. Такие данные на онлайн-конференции DIY & Household Retail Russia привел директор по маркетингу онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру» Валентин Фахрутдинов. В сентябре и октябре, по его словам, в онлайне наблюдалось небольшое замедление, однако отката к докризисным значениям не произошло. Это дает основание полагать, что покупатели «распробовали» преимущества онлайн-покупок, и обратно в «офлайн» уже не вернутся.

Рост выручки за счет мобильного приложения отметили и в сети «Леруа Мерлен». Этот канал продаж обеспечил французскому ритейлеру 30% онлайн-дохода. Последний на пике «первой волны» вырос вдвое. «У нас было порядка 60 тыс. онлайн-заказов в день. Это большой вызов для онлайн-компании», — заявил директор онлайн-бизнеса «Леруа Мерлен» Максим Трухин.

При этом после открытия магазинов часть клиентов продолжила покупать через онлайн-каналы. Если в конце прошлого года доля онлайн-продажи давали «Леруа Мерлен» порядка 3-3,5% товарооборота, то сегодня это показатель составляет 7-8%. А по итогам года может и вовсе приблизиться к 10%, рассказал представитель сети.

Другим приоритетом для всех ведущих игроков рынка DIY стала логистика. Если в предыдущие годы отгрузка и доставка товара могли занимать 2-3 дня, то теперь ритейлеры стремятся доставлять товары уже на следующий день после покупки. В особенности это касается таких крупных населенных пунктов, как Москва. В других российских городах усовершенствовать сервис помогает открытие складов и пунктов выдачи заказов.

Впрочем, тотального перехода DIY в онлайн в ближайшее время ждать не стоит, считают представители крупнейших сетей. По словам Максима Трухина, сейчас существенное число покупателей «Леруа Мерлен» приходят в физические магазины после выбора товара на онлайн-платформе. Это, по мнению эксперта, означает только то, что интернет становится дополнительным помощником в торговле, но не главным каналом сбыта, поскольку очень многие товары по-прежнему требуют визуального осмотра перед покупкой (например, в таких категориях, как краски, лаки, обои и пр). Кроме того, в магазине всегда можно получить помощь компетентного специалиста по установке или использованию продукта.

Да и с засильем маркетплейсов готовы мириться далеко не все. Альтернативой им должны стать собственные экосистемы DIY-ритейлеров, убежден директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин. «Мы решили создать экосистему вокруг customer journey человека, делающего ремонт, — поясняет эксперт. — У него должна быть нормальная доставка, прокат инструмента, вывоз мусора, при этом он может делать это сам, а может привлекать профи, и для профи тоже нужно создавать различные системы и сервисы». В экосистеме «Петровича» за это отвечают сервисы «Петрович BRO» (работа со сметами, сотрудниками и клиентами) и «ПРО Петрович» (биржа профессионалов), тогда как для конечных пользователей доступны дизайн-центры в строительных торговых центрах, а также сервисы «Калькулятор ремонта», «Петрович монтаж», «Петрович дизайн» и «Петрович ремонт».

«Мир полностью поменяется в пользу маркетплейсов, но унывать не стоит, — уверен Колынин. — Чтобы победить этих монстров, мы должны создать собственного Годзиллу, который будет также крут, велик, страшен и ужасен, но будет наш. И мы уже начали этим заниматься».

Источник: radidomapro.ru Мария Шевцова