Марат Бикмуллин, «Мирокон»: «Производство мы тоже продаем, задорого»


Марат Бикмуллин, «Мирокон»: «Производство мы тоже продаем, задорого»

Золотые времена оконного бизнеса в Татарстане прошли – большая часть «вторички» уже остеклена, пишет business-gazeta.ru. А спрос со стороны строителей ограниченный, говорят эксперты, объясняя, почему Марат Бикмуллин сворачивает дело, в которое вложил столько сил. Сейчас на рынке выживают гиганты, которые производят по 3 тыс. окон в день – столько, сколько «Мирокон» выпускает за месяц.

Бренд «Мирокон» за 1,5 миллиона

О своем решении продать оконный бизнес под брендом «Мирокон» рассказал вчера известный казанский бизнесмен, создатель ООО «Информационные системы» Марат Бикмуллин. Объявление о продаже появилось на одном из бесплатных сайтов почти две недели назад, и за это время, по словам собеседника газеты, интерес проявили два потенциальных покупателя.

«За 1,5 миллиона рублей мы продаем торговое предприятие – бренд „Мирокон“ и три салона продаж. Торг возможен, зависит от спроса, – сообщил он и добавил. – Производство мы также продаем. На нем производились окна и других дилеров. Покупатель на него уже есть. Продаем дорого – десятки миллионов рублей. Завод находится в Казани, в месяц примерно на нем производилось до двух-трех тысяч окон».

Компания по производству пластиковых окон и алюминиевых конструкций – ООО «Производственное Объединение Казанский Опытный Механический Завод» (ООО «ПО КОМЗ») – была создана в 2001 году, однако на ее сайте указано, что деятельность ведется уже 19 лет. В интервью несколько лет назад Бикмуллин рассказывал, что годовой оборот в 2010 году составил 133 млн рублей. Согласно базе данных «Контур.Фокус», если в 2013 году чистая прибыль предприятия составила 993 тыс. рублей (при выручке в 73,9 млн рублей), то в конце 2016 зафиксирован убыток в 487 тыс. рублей (при выручке 17,8 млн рублей). То есть за последние три года выручка сократилась в четыре раза.

В беседе с журналистом в начале этого года создатель предприятия отмечал, что кризис, конечно, повлиял на деятельность компаний, причем особенно сильно в оконной сфере. «Произошло сокращение спроса. В первую очередь во всем, что связано со строительством. Наиболее сильное падение в производстве окон: спрос уменьшился процентов на 50, хотя последние месяцы показывают оживление. Почему вымерли динозавры? Потому что они были большие. Так и с бизнесом: в кризис проще выживать мелким компаниям», – говорил он в феврале этого года. Сам Бикмуллин, напомним, называет себя «серийным предпринимателем»: у него и сеть аптек «Сакура», и «БИМ-радио», и «Курай», и технопарк «Авиатор», и «Дубль-Дом», и множество других проектов.

Причину долгой работы на рынке окон Бикмуллин объясняет созданием качественного продукта для того, чтобы клиент был доволен. «Конкуренция на рынке высокая и всегда была высокая. Думаю, сейчас на рынке не меньше 300 игроков, как было в 2011 году. В основном, конечно, это те, кто торгует продукцией без собственного производства», – считает бизнесмен.

 «Рынок схлопнулся, стало меньше дури»

Согласно данным отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг», только за первое полугодие 2017 года потери рынка пластиковых окон в денежном выражении составили 12%. Объем потребления пластиковых окон за 9 месяцев (с января по сентябрь включительно) 2017-го сократился на 2% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

При этом в исследовании отмечается, что 2017 год стал переломным для рынка окон в позитивном плане. «Объем рынка пластиковых окон начиная с 2012 года сократился почти в два раза, и сокращение на 2 процента за 9 месяцев можно назвать удовлетворительной динамикой», – сообщают в центре.

С этими данными согласен руководитель группы компаний «ООО „Еврокомплект“» (бренд «Вот такие окна») Дмитрий Пионтковский. «В последние два-три года произошла серьезная консолидация рынка. Рынок схлопнулся практически в три раза, поэтому нам стало на порядок легче работать, стало меньше дури, – считает он. – Остались адекватные игроки. Раньше завышали или занижали цены, придумывали что-то. Сегодня нормальная, здоровая конкуренция. Она всегда должна быть. А печалит то, что уже 29 месяцев падают доходы россиян». На вопрос, есть ли вообще в оконном бизнесе сегодня прибыль, бизнесмен отвечает положительно.

«Я считаю, что любой бизнес в России прибыльный, просто надо им заниматься. Любой бизнес приносит от 4 до 8 процентов от оборота. Если работаешь плохо, приносит 0-2 процента, – рассказал Пионтковский. – Одно время на рынке были очень высокие заработки, и большое количество людей ринулось в оконную сферу. Это было в 2005-2009 годы, когда рентабельность составляла 12-16 процентов от оборота. С насыщением рынка желающими заработать денег процент рентабельности начал падать – сначала он пришел к норме 4-8 процентов, потом (у большинства игроков) – 4 процента, а когда стала ниже 2 процентов, все побежали, потому что стало неинтересно работать. Лично я спокоен, мне интересен этот бизнес. Мы в этом году открыли еще два производства. Для нас это не кризис, а определенные возможности».

О «золотых» докризисных временах вспоминает и руководитель компании «Народные окна» Александр Чумаров. «Оконный рынок как падал, так и будет падать. Предел насыщаемости пройден. Золотые времена – до кризиса 2009 года – закончились давно, мелкие производители закрылись, на рынке остаются только крупные, и зарабатывать тяжело. После 2009 года игроки перешли на эконом-вариант в попытке остаться на рынке, началось увлечение дешевыми материалами», – рассказал эксперт.

Что касается количества игроков на рынке, мнения расходятся. Бикмуллин считает, что, как и в 2011-м, сейчас на розничном рынке остается порядка 300 компаний. Чумаров говорит, что в 2010-2011 годах в Казани только производителей окон было больше 100, а сейчас, вероятно, нет и 50.

По информации Пионтковского, оптовый рынок делится следующим образом: 60% занимает «Империя Окон Поволжье», 30% – у Волжско-Камского оконного завода и Поволжской алюминиевой компании (ПАК), а еще 10% – за мелкими игроками. Однако эти компании не продают продукцию конечному потребителю, а работают только через дилеров. «По розничному рынку, думаю, 15 процентов занимают мои „Вот такие окна“, а порядка 80 процентов – остальные 25 - 30 игроков. Думаю, через какое-то время мы придем к рынку экспертов», – сказал он.

«Он просто продает отработанную марку»

Эксперты прокомментировали нашей газете новость о продаже бренда и производства «Мирокон».

Дмитрий Пионтковский – руководитель группы компаний «ООО „Еврокомплект“» (бренд «Вот такие окна»):

– 1,5 миллиона бренд и стоит. Марат лучше знает, по какой цене продавать. Хотя, думаю, в понимании Бикмуллина все не настолько круто, как пишут СМИ о продаже бренда. Он просто продает отработанную марку. А стоимость производства зависит от того, какие стоят станки. Одна линия может стоить 10-12 миллионов рублей. Вообще, думаю, на упаковку цеха под 100 окон в день нужно порядка 2,5 миллионов рублей.

На рынке уже давно все сменилось, давно другие игроки. «Мирокон» был обалденной компанией, но, возможно, с потерей интереса к компании, перехода в другой бизнес собственником или при наличии определенной конкуренции все стало уходить. Бренд имеется, все его помнят, но сегодня действуют другие условия. При 100 окошках в день, как у «Мирокон», я просто закроюсь, не смогу работать. Например, у нашей компании пять производственных площадок – в Зеленодольске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Ижевске и Уфе, и сегодня мы можем производить до трех тысяч окон в день. В этом году на ежегодном форуме оконного бизнеса в апреле определяли Топ-50 производителей окон России. По итогам 2016 года мы вошли в пятерку оконщиков. По таким мероприятиям, разным форумам с течением времени видно, что какие-то игроки бросают дело и уходят из бизнеса.

Александр Чумаров – руководитель компании «Народные окна»:

– «Мирокон» в последние годы потерял позиции. В свое время владелец активно занимался этим бизнесом – и в нужное время, кстати. Он инвестировал в бренд, популярность, известность. Сейчас, когда рынок падает, он, видимо, посчитал, что есть более интересные бизнесы. Может, это и правильное решение – зачем распыляться на много бизнесов.

Основная доля вторичного жилья сегодня остеклена, а «первичку», по крайней мере серьезные компании, стараются строить сразу с нормальными окнами, которые редко потом меняют. Поэтому рынок из года в год снижает объемы. При этом будущее есть у любого рынка – проходятся определенные этапы. На оконном рынке останутся несколько игроков, что постепенно и происходит.