Строительные материалы. С надеждой на госзаказы


Строительные материалы. С надеждой на госзаказы

В первом полугодии 2016 года на рынке стройматериалов сглаживались негативные тенденции 2015-го. Темпы снижения объемов производства к июлю замедлились. Отделочные материалы даже показывали рост, ряд предприятий заявили об инвестиционных проектах, связанных с модернизацией или расширением географии. Аналитики считают, что крупные федеральные проекты и поддержка ипотеки смогут стимулировать рынок строительства и стабилизировать спрос. Подробнее читайте в материале kommersant.ru.

Выход из пике

По оценкам экспертов, сокращение спроса на стройматериалы для капитального строительства в 2015 году составило в среднем до 25%. Это связано с уменьшением объемов строительства. В Южном федеральном округе, по данным СМПРО (независимая инвестиционно-консалтинговая компания в промышленности строительных материалов России и стран СНГ), объем работ по виду деятельности «строительство» за шесть месяцев 2016 года снизился на 21,2%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 6,1% (–5,5 пп). Рост зафиксирован только в Крымском федеральном округе – +43,4% (+25,2 пп). «В кризис резко снизилось количество запусков новых проектов, а следовательно резко снизился сектор начальной стадии строительства; в то же время уже начатые проекты в медленном режиме, но продолжают свою работу», – отмечает Олег Семененко, генеральный директор «Производственной компании «ПрофБетон».

Эксперты констатируют, что хотя снижение объемов производства продолжается, но его темпы замедлились. Так, по данным Росстата, снижение производства строительного кирпича по отношению к аналогичному периоду 2015 года составило в январе текущего года 21,5%, а в июне уже 13,7%. Портландцемента – 15,1% и 8,5% соответственно. ЖБИ – 21,9% и 15,2%. Стеновых блоков из мелкоячеистого бетона – 39,2% и 4,3%. Индекс активности предприятий стройиндустрии, по данным СМПРО, составляет –4,2% к аналогичному периоду прошлого года, но +0,1%, если сравнивать июль и август 2016 года. Министерство экономического развития РФ в отчете за первое полугодие делает вывод, что снижение спроса достигло «дна». «Стремительного движения вперед сейчас практически нет, скорее идет перераспределение. Некоторые «пузыри бизнеса» совсем уходят с рынка. Поскольку снижение объемов рынка приостановилось, можно сказать, что мы достигли «дна», – подтверждает Сергей Зюзя, генеральный директор «Sika Россия».

В поисках драйверов

Снижение объемов ввода жилья крупными строительными компаниями увеличивает долю розничных продаж стройматериалов. Частные застройщики ведут строительство, отделку, занимаются ремонтом, что помогает поддерживать спрос как на стройматериалы для капстроительства (в меньшей степени), так и на отделочные материалы, отмечают эксперты. Участники рынка считают, что удельный вес розницы в объеме реализации стройматериалов можно будет объективно оценить только в конце года, потому что для розничных продаж определяющее значение имеет сезонность. «Первый квартал 2016 года оказался несколько успешнее, чем второй. Это объясняется тем, что на этот период приходится большое количество праздников, у людей есть свободное время, в том числе и для ремонтных работ, – комментирует Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU по Восточной Европе. – Май традиционно низкий, потому что сад-огород, открытие дачного сезона – это святое. А вот самым успешным месяцем второго квартала стал июнь – время, когда многие уходят в отпуск и, опять же, имеют возможность взяться за ремонт в квартире, на даче или в загородном доме». Об оживлении летнего спроса говорили и производители газобетонных блоков, объясняя этот факт началом строительства и ремонта на дачных участках.

Для крупных производителей серьезной поддержкой спроса становятся государственные программы, масштабные федеральные проекты, финансируемые за счет госбюджета. «Положительное влияние на состояние рынка в южном регионе оказывает федеральная программа поддержки сельского хозяйства, инициированная государством в рамках политики импортозамещения. Она помогает сформировать условия, при которых бизнес может активно инвестировать средства в развитие аграрного блока ЮФО, в том числе направлять их на создание (строительство) новых производственных мощностей. Это важно, поскольку юг России способен обеспечивать продукцией многие другие регионы нашей страны», – отмечает Андрей Белоедов.

Так, компания «ТехноНИКОЛЬ» в текущем году завершила реализацию инвестиционного проекта по развитию производства каменной ваты и строительству своего флагманского предприятия — завода «Техно» на территории Ростовской области. Выход на полную мощность позволит предприятию производить 1,3 млн куб. м готовой продукции в год, что обеспечит значительную долю потребления в Южном федеральном округе. Материал широко используется при строительстве теплиц, на юге России реализуется ряд крупных инвестпроектов, связанных с организацией тепличных хозяйств.

Производители нерудных строительных материалов связывают свои надежды с крупными инфраструктурными проектами (Южный хаб в Ростовской области, Керченский мост в Краснодарском крае). Сегодня проекты находятся в стадии активного строительства и могут до конца 2017 года обеспечить стабильный спрос на продукцию стройиндустрии. «Южный федеральный округ сейчас является активно развивающимся регионом с точки зрения строительной отрасли и обладает большим потенциалом для внедрения инновационных строительных материалов. Он привлекателен и с логистической точки зрения для поставки продукции в соседние регионы», – добавляет Сергей Зюзя.

Плановое дорожное строительство и ремонт и замена коммуникаций – значительно меньший по масштабам, но тоже стабильный источник спроса. «Сейчас в сфере производства строительных материалов нас выручает возведение Керченского моста. Работы вошли в активную стадию. Прибавим к этому реконструкцию стадиона «Фишт», который готовится к чемпионату мира по футболу, строительство перинатального центра. В перспективе – участие региона в федеральной программе «Школы России» и создание промпарков. Так что для производства стройматериалов фронт работ имеется», – уверен вице-губернатор Краснодарского края, курирующий вопросы строительного рынка, Юрий Гриценко.

Импортозамещение на перспективу

Скачок курсов валют создал конкурентное преимущество для отечественных производителей некоторых групп стройматериалов. Отечественные стройматериалы подорожали в среднем, по оценкам Росстата, на 10,4%, тогда как импортные – почти на 40%. При общем дефиците средств и низкой доступности кредитов строительные компании, если на рынке существовали аналоги, оказывали предпочтение российской продукции. Так, импорт цемента и кирпича, по данным Росстата, по итогам 2015 го-да снизился более чем в три раза, существенно сократились импортные поставки бетона, железобетона, некоторых кровельных материалов, строительного стекла. «В сегменте строительного стекла (флоат-стекла) импорт фактически полностью вытеснен российским стеклом, по крайней мере в европейской части нашей страны, – комментирует Андрей Стольный, генеральный директор «Гардиан Стекло Сервисис». – Дальний Восток по-прежнему импортирует некоторые объемы. Также российские компании закупают стекло в Белоруссии. В целом мы ожидаем троекратного снижения импорта стекла в Россию в 2016-м по сравнению с 2015 годом».

Доля отечественной и импортной продукции очень сильно отличается в различных группах стройматериалов. «Строительный рынок сейчас практически не зависит от импорта базовых строительных материалов: цемента, кирпича, кровельных материалов, утеплителей и т. д. Что касается финишных отделочных материалов, здесь мы зависим от импорта более чем на 80%, – рассказывает Сергей Зюзя. – В основном компании стараются локализовать производст­во тяжелых и дешевых материалов, чтобы сократить издержки, связанные с логистикой, а высокотехнологичные и дорогие материалы по-прежнему импортируются. Тем не менее многие компании уже производят в России и высокотехнологичные материалы, такие как промышленные полы, полимерные мембраны и добавки в бетон». Исполнительный директор Национального объединения производителей стройматериалов, изделий и конструкций Николай Соболев добавляет, что при возведении домов эконом- и комфорт-класса импортные стройматериалы сегодня уже практически не используются. То же самое относится и к социальным объектам, доля импорта в строительстве которых, по подсчетам экспертов, не превышает 10%. В сегментах же «элит» и «премиум», по мнению эксперта, найти замену качественным импортным стройматериалам практически невозможно. Сергей Зюзя согласен с тем, что импортозамещение в сегменте сложных отделочных материалов потребует большого количества времени. «Все эти материалы – химическая промышленность. Российская химическая промышленность после 90-х и начала нулевых только сейчас начинает реанимироваться», – объясняет эксперт. «Чтобы в этой отрасли появилось импортозамещение, надо модернизировать всю цепочку – начиная от переработки нефти и газа и заканчивая производством сухих компонентов. То есть вход в химическую отрасль гораздо более капиталоемкий и наукоемкий, чем в отрасль сухих смесей и даже стройматериалов», – согласен генеральный директор ТД «Седрус» Владимир Докучаев.

Директор компании «Строительная информация» Наталья Скороходова отмечает, что в сегменте сухих строительных смесей (ССС) в последние годы импортозамещение идет довольно активно. Сегодня рынок ССС в стране достаточно насыщен, считает эксперт, на нем представлены более 200 производителей, как отечественных, так и зарубежных, локализовавших производство в России. Причем производители занимаются модернизацией и расширением производства, в том числе и на юге России. Так, в августе введен в строй гипсовый завод ООО «Корпорации «Волма» в Майкопе. Производственные мощности предприятия – 180 тыс. т гипсовых сухих смесей и 540 тыс. кв. м пазогребневых плит в год. «Запуск высокотехнологичного и современного производства на юге России позволит отечественным строительным материалам составить серьезную конкуренцию импортным аналогам», – считает управляющий директор ООО «Волма-Майкоп» Юрий Гусев. Завод «Кнауф гипс Кубань», расположенный в поселке Псебай Краснодарского края, рассматривает проект модернизации производства. Руководство предприятия надеется, что это приведет к снижению себестоимости продукции и позволит ей быть конкурентной на рынке региона.

«Кризис не изменил процесс локализации, он усилил позиции тех, кто уже был локализован, и дал возможность провести модернизацию, – резюмирует Андрей Стольный. – Она, в свою очередь, позволила вытеснить значительные «остатки» импортных материалов, поставлявшихся нелокализованными конкурентами. Например, компания «Гардиан стекло Ростов» в настоящий момент модернизирует линию вакуумно-магнетронного напыления, на которой будет производиться новое поколение мультифункциональных энергоэффективных стекол для строящихся зданий России и СНГ».

В Невинномысске 13 сентября запущен новый завод по производству сухих строительных смесей, построенный компанией «Седрус». На заводе планируется выпуск модифицированных сухих строительных смесей в объеме более 100 номенклатурных позиций. Поставки с завода в Невинномысске будут осуществляться в 17 регионах России, в том числе в Крыму. «Для зарубежных компаний сейчас самое время инвестировать в открытие новых производств в России, – уверен Сергей Зюзя. – В первую очередь это связано с девальвацией рубля. Снижение курса позволило уменьшить расходы на строительство нового предприятия, рабочую силу, а также на локальное сырье, открыв перспективы экспорта продукции в другие страны (новый завод компании запущен в сентябре в Волгограде. – „Ъ“). К тому же если западная компания хочет остаться на российском рынке, то она вынуждена снизить цену на свою продукцию, а добиться этого можно благодаря локализации производства и переходу на местное сырье».

Сдержанный оптимизм

Дальнейшие позитивные изменения на рынке стройиндустрии его участники связывают в основном с политикой государства. Госфинансирование программ капремонта и переселения из ветхого и аварийного жилья и стимулирование ипотеки под­держат жилищное строительство, а значит и спрос на стройматериалы. Курс на модернизацию промышленных предприятий стимулирует промышленное строительство. Андрей Белоедов считает, что хорошим драйвером роста продаж на строительном рынке может стать внутренний туризм, получивший в последнее время активное развитие в ЮФО и в Крыму. «Соответственно, деньги не «уезжают» за границу, а остаются внутри страны и впоследст­вии тратятся на обновление рекреационных зон», – поясняет эксперт.

Более пессимистичный прогноз предполагает, что рынок не возобновит рост, а просто остановит падение. «На данный момент мы не видим предпосылок для улучшения или ухудшения; скорее всего, данная ситуация сохранится – прогнозировать трудно, так как сейчас мы сильно зависим от внешней политики, валютных скачков и цен на сырье», – считает Андрей Стольный.

В целом эксперты сходятся во мнении, что даже при благоприятной ситуации быстрого роста рынка ждать не стоит. «При совместной работе бизнеса и власти, направленной на восстановление развития рынка, ситуация может измениться в лучшую сторону. За последние десять лет произошло достаточно много позитивных изменений в этом направлении, но, к сожалению, это очень медленный процесс», – констатирует Сергей Зюзя.

Иван Демидов, Ъ-Юг