Окна в сценарии жизни новых городов. VEKA Rus на выставке «АРХ МОСКВА»


Окна в сценарии жизни новых городов. VEKA Rus на выставке «АРХ МОСКВА»

Фото: VEKA Rus. Презентация сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

26 мая 2023 года в рамках выставки «АРХ МОСКВА» состоялся премьерный показ пилотной серии из документального сериала «Сценарии жизни» о российском девелопменте. Новую работу вместе с главным героем сериала представили её непосредственные создатели и партнёры, среди которых один из ключевых игроков оконной индустрии – компания VEKA Rus. Затем состоялась дискуссия о человекоцентричном подходе в девелопменте. Подробнее о мероприятии – в репортаже tybet.ru.

Мероприятие открыл генеральный продюсер проекта и директор GMK Сергей Разуваев. Он представил новую концепцию проекта, её авторов и участников. Историями со съемок поделился главный герой – будущий архитектор 17-летний Артём Монахов.

В плеяду генеральных партнёров проекта вошли – девелопер «Унистрой» и производитель оконных профильных систем VEKA, а также партнеры – ГК «Железно» и ГК «ННДК», продюсерский центр BAZA. Хотя VEKA – и не девелопер, но это компания, которая отвечает за внешний контур архитектурно-строительных объектов (эстетика окон) и качественную комфортную среду внутри помещений (тепло, свет, звук). После показа пилотного фильма представитель компании принял участие в обсуждении, рассказал о том, как видит, чувствует и что делает VEKA для того, чтобы города были комфортными для людей.

Мир девелопмента глазами молодого человека

В 2021 году прошла первая презентация документального фильма «Сценарии жизни», и на сегодняшний день только на YouTube его просмотрело более 120 тысяч человек. Растущий интерес к данной теме способствовал тому, что возникла идея снять сериал, который станет новым шагом в исследовании городской среды и продолжит раскрывать темы, поднятые в первом фильме о российском девелопменте.

«Мы пытались в фильме рассказать, что и как нужно делать, чтобы сценарии жизни людей в тех объектах, которые строят девелоперы, были позитивными и люди могли чувствовать себя там счастливыми. Но вопросов было больше, чем ответов. Тогда мы поняли, что нам необходимо раскрывать эту тему дальше, –поделился генеральный продюсер проекта и директор GMK Сергей Разуваев. – Кроме того, мы поменяли формат. Если в первой версии это был полноценный документальный фильм, он длился порядка 1 часа 10 минут, то к продолжению мы подошли несколько иным путём и сняли сериал. Каждая серия – это примерно 26 минут, формат онлайн-кинотеатра, рассчитанный на то, что показ будет вестись по всей стране. Сегодня мы представляем пилотную серию – это фильм, специально созданный для «АРХ МОСКВА». Мы планируем примерно к концу лета сформировать все 5 серий и сможем предложить сериал в общий доступ».

По сюжету, главный герой сериала путешествует по России и исследует образ городов с разных точек зрения: со стороны местных жителей, сторонних наблюдателей, предпринимателей. Однако «Сценарии жизни» – это не просто документальный фильм, а уникальный фильм-исследование, для которого авторы со съёмочной группой объехали более 12 городов. В тур были включены не только Москва или Санкт-Петербург, но и города поменьше. И в каждом – своя уникальная история.

«Мы думали, каким образом построить диалог, от чьего лица. Если говорить только от лица людей, которые рассказывают о своих сценариях жизни, тогда это будут какие-то однообразные сценарии, поскольку человек в своей жизни может сформировать один, максимум два сценария. Если исходить только от девелоперов, тогда фильм будет не о жизни людей, а о конкретном девелопере, но у нас их много, и какие бы они хорошие ни были, мы не можем кому-то отдавать предпочтение. И здесь пришла мысль найти человека, который, с одной стороны, был бы близок к девелопингу, которому интересна эта проблематика, но который ещё не стал девелопером, с другой стороны. И на эту роль идеально подошёл Артем Монахов», – рассказал о поиске главного героя Сергей Разуваев.

Презентация сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

Фото: VEKA Rus. Презентация сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

В центре сюжета – 17-летний талантливый парень, Артем Монахов который с детства увлечен темой архитектуры будущих городов. Он прекрасно макетирует, много знает, мечтает стать архитектором, является членом детского экспертного совета при Минстрое России. Продюсеры нашли его интересным, необычным и перспективным, поэтому предложили возможность поучаствовать в проекте и пообщаться с большим количеством взрослых людей из архитектурно-девелоперской среды. Все они ему о чем-то рассказывали, а он им. В этих беседах много разных жизненных историй. И все отметили, что Артем очень талантлив, что он и такие как он – будущее страны, это поколение тех, кто через 10-15 лет будет определять будущее девелопинга.

«Мы попытались увидеть мир девелопмента, сценарии жизни глазами молодого человека. Для нас было очень важно, чтобы проведённая исследовательская работа транслировалась не только поколению, которое определяет сейчас российский девелопинг, но и будет это делать в будущем. Конечно, в сериале будет поднято очень много проблем. В любом случае, через все эти размышления, мы пытаемся не просто обозначить проблему, но найти какой-то выход или хотя бы предложить какое-то решение», – подчеркнул Сергей Разуваев.

Рекомендуем прочесть: Сегмент ИЖС как территория развития для рынка окон и дверей. Эксперты о сезоне 2023

Время человекоцентричного девелопмента

Также в сериале есть линия о том, как не нужно строить, как не нужно себя вести застройщикам и какие ошибки не надо допускать. Цель проекта – привлечь к этому аспекту как можно больше людей из мира архитектуры, девелопмента, застройщиков, власти, а также обычных людей разных поколений, с выростом на будущее. И выразить это в интеллигентном и современном формате.

В частности, в сериале девушка, чей дом пытаются снести, произнесла очень интересную формулировку о человечности девелопмента. Увы, как и любой другой бизнес, девелопмент – достаточно циничный, поскольку сконцентрирован на выгоде. Но если рассуждать в перспективе, города надо строить человекоцентричные, именно в таких городах будут формироваться такие сценарии жизни, в которых люди будут чувствовать себя счастливыми.

«Существует много проблем на этом большом пути. Первая проблема заключается в том, что всё ещё существует недоверие между гражданским обществом или потребителями, девелоперами и государством. Острота проблемы брошенных дольщиков снята, но окончательно доверие не восстановилось. Вторая проблема – это «просроченные города», которых в России очень много. Это когда город строится для того, чтобы обслуживать предприятие. И когда через 30-40-50 лет моно-предприятие становится уже неактуальным, этот город разрушается. И сегодня, закладывая новые города, надо иметь в виду, зачем это людям. И третье – несоразмерность той среды, которую формируют девелоперы, той среде, в которой бы людям хотелось жить. Плотность застройки по нормативам закладывается 6-8 тысяч кв. метров на гектар, а в жизни с 10-12 тысяч кв. метров на гектар всё только начинается, поэтому сложно жить в этих городах. Таким образом, проблематика человекоцентричных городов будет выходить на первый план», – прогнозирует генеральный продюсер проекта.

Рекомендуем прочесть: Совершенствуем запуск новых продуктов или услуг на рынок – метод design thinking

Дискуссия о настоящем и будущем российского девелопмента

После презентации фильма прошла дискуссия, в которой приняли участие все те, кто помогал в его создании, оказывал поддержку и были его непосредственными участниками и вдохновителями. Каждому спикеру модератором был предложен индивидуальный вопрос.

Будут ли современные проекты актуальными через 20,30,50 и более лет?

Михаил Иванов, генеральный директор ГК «ННДК»: Это достаточно сложный вопрос. Сейчас в эксплуатации ещё есть дома, построенные 50-100 лет тому назад. Даже если сравнить с тем, что происходило 50 лет назад, это огромная разница, поскольку технологии сейчас развиваются очень быстро. Тогда в ответ на политику урбанизации начинали строить хрущёвки, сейчас в Москве эти постройки начали сносить. В других городах-миллионниках идёт активное расселение по программе переселения из аварийного жилья. Дома барачного типа, которые идут под снос, по большей части построены в начале 20 века. Поэтому спрогнозировать, что будет актуально через 50 лет, тяжело. В принципе на актуальность влияет очень много факторов. Даже за последние три года случилось практически всё то, что считалось маловероятным. Я сейчас живу в доме, который построен ровно 20 лет назад, и, безусловно, он в какой-то степени морально устарел. Поэтому я бы так далеко не загадывал, а прогнозировал бы на 20-30 лет. Сейчас в современном девелопменте актуальны тенденции, которые ведут к повышению качества жилья, потребительских характеристик. Набирает силу принцип: сначала безопасность – потом комфорт. Думаю, что в ближайшие 10-20 лет всё это будет актуально».

Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus, на презентация сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

Фото: VEKA Rus. Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus,
на презентация сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

Важна ли в проекте эстетика или это лишняя трата денег и важнее практичность, академичность, функциональность?

Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus: «В этом контексте хочется процитировать великого древнеримского архитектора Витрувия, который жил как раз на переломе старой и новой эры. Он говорил, что у архитектуры есть три главных маркера: польза, прочность и красота. И если какая-то часть выпадет, то архитектурная задача у нас не решается. Поэтому мы не можем ограничить человека исключительно миром функциональности данных объектов. Наше социальное начало спроектировано таким образом, что мы ищем в мире вокруг себя, в рукотворном мире гармонию, красоту, которая нам созвучна и только благодаря которой мы можем чувствовать себя комфортно.

Конечно, мы можем заставить себя жить в мире одномерных городов, прямых линий окон, дверей и стандартных планировочных решений. Немецкий социолог Георг Зиммель ещё в 1903 году сказал, что самая большая проблема, которая есть у человека – это проблема стандартизации, унификации его городской средой. То есть эта проблема – не нова. Человек создан, чтобы жить в балансе и разнообразии, и его жизненный мир не может быть ограничен миром простой функциональности. Если в этом себя ограничить, это ведёт к тому, что человек начинает деградировать сам и деградировать начинает окружение вокруг него. Поэтому со времён Витрувия никто нового ничего не придумал. Эстетика – соразмерная жизненная мера самого человека, его представления о прекрасном, и только когда она присутствует, тогда решается социальный смысл архитектурной среды.

Мы делаем оконные профили и вместе с тем стараемся прививать нашему клиенту чувство прекрасного. И это одна из миссий, одна из причин, почему мы участвуем в проекте «Сценарии жизни». Нам не всё равно, что создаётся в мире вокруг нас, потому что мы живём не в безвоздушном пространстве, а в тех же самых городах¸ которые строят не какие-то духоносные или не духоносные существа, а такие же люди, как мы с вами. Если мы не будем менять мир архитектуры, если мы не будем на это влиять, он будет одномерным, функциональным и неприятным. А в таком мире жить очень сложно».

Рекомендуем прочесть: Эстетика – движущая сила оконного рынка

Как покупатели оценивают новые решения в девелопменте?

Гэльнур Валеева, заместитель коммерческого директора девелоперской компании «Унистрой»: «Здесь есть определённая проблема, потому что девелопер не всегда исходит из задач клиента. Наша задача – создать такой продукт, который, как минимум, будет полезным, как максимум – инновационным. Как показывают некоторые наши кейсы, где мы внедрили новые подходы, чтобы оценить новое решение, людям необходимо прожить в этой среде некоторое время. Мы проводили маркетинговое исследование, нацеленное выяснить, готовы ли потребители платить за дополнительные продуктовые атрибуты (закрытые дворы, охрана и т.д.). Большинство сказали «Нет». Но мы для себя решили, что для нас очень важно создавать такие комфортные условия, в которых мы сами хотели бы жить. И если клиенту в момент покупки важна стоимость квартиры, то только в моменте проживания он поймёт, в чём суть используемых решений. Могу сказать, что за многие вещи, против которых люди были изначально настроены категорично, впоследствии мы получали благодарность».

Обсуждение сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

Фото: VEKA Rus. Обсуждение сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

Должен ли девелопер спрашивать мнение потребителей, или всё же, обладая большими компетенциями и ресурсами, какие-то новые решения навязывать?

Виктория Белявская, автор идеи и продюсер сериала: «Нашему проекту «Сценарии жизни» два года, и надо сказать, что сама формулировка стала устойчивым выражением в девелоперской среде. Застройщики часто используют её в своих коммуникациях, когда хотят рассказать о том, каким будет их проект. Более того, наш проект стал исследованием, это проект-медиатор, который в едином поле объединяет разные сущности: девелоперов, государство, архитекторов и самого человека. Мы видим, что происходит движение навстречу друг другу и все хотят взаимодействовать друг с другом. В том числе даже девелоперы, невзирая на конкуренцию, более тесно взаимодействуют друг с другом, обмениваются опытом и обсуждают, какой сейчас клиент, чтобы простроить клиента, изучить его путь. Благодаря сериалу мы видим, что у клиента тоже есть потребность выступить неким соучастником в проектировании, он хочет сам повлиять на свой проект. Вошедшие в сериал истории формируют определённый архитектурный ликбез у всех причастных к созданию этой среды сторон. В будущем архитектурное образование людей будет расти, откроются новые школы и кафедры в вузах по девелопменту и в целом развитие среды будет более плотным».

Насколько оправданы инвестиции в научные подходы, насколько они помогают девелоперам в конкретных проектах?

Юрий Захаров, генеральный директор ГК «Железно»: «Для нас самих было открытием, что существуют конкретные научные подходы, которые можно использовать в нашей работе. По большому счёту, большинство девелоперов строят так, как это им кажется важным или нужным, не учитывая, понравится ли это человеку или как объект будет работать через 20-50 лет. Имея большой опыт работы как на рынке малоэтажной, так и многоэтажной застройки, мы всегда задавались вопросом – а что лучше для человека? У нас появилась тяга к тому, чтобы собрать научные знания вокруг этого вопроса: как сделать жильё максимально удобным, комфортным, чтобы люди были счастливы. Такую задачу мы перед собой поставили много лет назад, по этому пути мы шли и сформировали очень много концепций, сгенерировали их и начали использовать в наших проектах. И всем нашим проектам присуща некая атмосфера, которая создаётся за счёт многих маленьких деталей, радикально трансформирующих и улучшающих привычную среду обитания».

Большая часть сериала снята. Изменилось ли твоё мировоззрение на девелопмент и архитектуру на старте сезона и сейчас?

Артем Монахов, главный герой сериала «Сценарии жизни», эксперт детского совета при Минстрое РФ: «Конечно, изменения есть. Честно говоря, раньше у меня было негативное отношение ко многим застройщикам. Видя некоторые московские проекты, я понимал, что в погоне за прибылью они забывают о комфорте людей. После участия в сериале я очень рад, что мне удалось познакомиться с застройщиками, которые не забывают о комфорте жилой среды, они действительно думают о людях. И может быть делают вещи, которые не такие прибыльные, зато они очень перспективные и обеспечивают комфортную жизнь людям в комплексе».

Вручение наград во время презентации сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

Фото: VEKA Rus. Вручение наград во время презентации сериала «Сценарии жизни» на выставке «АРХ МОСКВА»

В конце мероприятия прошла церемония вручения «Оскара» участникам и партнёрам проекта «Сценарии жизни».

Рекомендуем прочесть: Дополнительное оснащение окон – что выбирают россияне в 2022 году?

Подготовлено редакцией tybet.ru.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru