Чего ждать стройматериальщикам от нового ТК? Интервью с Виктором Осиповым президентом Национального партнерства ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов


Чего ждать стройматериальщикам от нового ТК? Интервью с Виктором Осиповым президентом Национального партнерства ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов

В промышленности строительных материалов России происходят большие перемены. Что они несут предприятиям отрасли, что зависит от них самих и созданных ими ассоциаций и союзов – об этом корреспондент Ancb.ru беседует с Виктором Осиповым, президентом Национального партнерства ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов.

Виктор Иванович, недавно вас выбрали президентом Национального Партнерства Ассоциаций и Союзов предприятий промышленности строительных материалов. Пригодился вам опыт, приобретенный на посту президента Национального Объединенного Совета предприятий стекольной промышленности «СтеклоСоюз» России?

– Да, конечно. СтеклоСоюзу за время своей работы многое удалось. Если в 2000 году в России импорт стекла составлял 63 %, то теперь, можно сказать, почти ноль. За эти годы заводы перевооружили производство, и мы производим весь спектр продукции, ввозим в небольших объемах только некоторые уникальные виды стекол. Равномернее стало распределение мощностей по регионам.

Однако в условиях экономического кризиса нам грозил кризис перепроизводства. В стекольной промышленности это опасное явление, ведь наши стекловаренные заводы относятся к предприятиям непрерывного цикла, и остановка грозит выводом предприятий из строя. В «СтеклоСоюзе» был создан Антикризисный штаб, который начал искать выход из ситуации. Общими усилиями удалось расширить рынки сбыта за счет экспорта. Например, «Саратовстекло» и «Каспийский завод листового стекла» почти всю продукцию экспортируют. Теперь стекольной промышленности перепроизводство не грозит, рынок четко регулируется. Например, когда в России была принята программа по развитию тепличного хозяйства, к нам обратилась Ассоциация «Теплицы России» с просьбой наладить поставки стекла для защищенного грунта, поскольку у строителей тепличных хозяйств возникли проблемы из-за нехватки стекла на рынке. Проблема была оперативно решена.

Расскажите немного об истории Национального партнерства ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов.

– Партнерство действует уже пять лет, в него входят десять союзов и ассоциаций, объединяющих производителей строительных материалов. Среди них Ассоциации «Недра», «СтеклоСоюз», Хризолитовая ассоциация, Российская гипсовая ассоциация и др.

Я стал президентом партнерства несколько месяцев назад, и хотя СтеклоСоюз уже давно — член партнерства, но приходится вникать в самые разные проблемы отрасли строительных материалов.

Сейчас мы разрабатываем программу действий НП на 2017 год и в декабре будем ее утверждать на общем собрании.

Одной из главных задач на данном этапе можно назвать разработку программы действий по претворению в жизнь Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, которая была принята в мае нынешнего года распоряжением Правительства РФ № 868-р. Кстати, члены партнерства активно участвовали в ее разработке. Поскольку стратегия – это, как говорится, рамочный закон, Минпромторг РФ привлек профессиональное сообщество и к наполнению этих рамок конкретикой, практическими рекомендациями и разработками. Проект программы по осуществлению Стратегии обсуждался на разных уровнях и недавно направлен на рассмотрение в Правительство.

Надо сказать, что с мая прошлого года, когда промышленность стройматериалов была передана в Минпромторг, нас постоянно привлекают к сотрудничеству – к разработке законодательных и правовых актов, других документов, к деятельности НТС, экспертных групп Минпромторга и т.д.

У членов партнерства много и внутренних проблем, крупных и, казалось бы, не очень. Например, члены партнерства тесно связаны с проблемами грузоперевозок, их объемы в промышленности строительных материалов очень значительны и влияют на ценообразование в отрасли. Одно время грузоперевозчиков стройматериалов обвиняли в завышении веса груженого автотранспорта. Это давало пищу для всевозможных злоупотреблений на дорогах. Но порядок был наведен после того, как в 2015 году вышел Федеральный закон N 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов». Теперь никто не решится перегрузить автомобиль, штрафы таковы, что себе дороже.

Но нынче на дорогах перевозчиков подстерегает другая неприятность – обвинения в неравномерности распределения грузов на ось. Наши заводы начинают пользоваться услугами независимых перевозчиков, они контролируют правильность распределения веса на автомобильную ось, за это платятся немалые деньги, выдаются соответствующие документы, тем не менее, заводы жалуются на непомерные штрафы, которые достигают 50-60, а порой и 100 процентов от стоимости грузов. Некоторые производители несут большие убытки. Мы направили от имени партнерства обращение в МВД, надо находить решение этой проблемы.

Сейчас идет подготовка к созданию ТК »Строительные материалы (изделия) и конструкции», который будет курировать Минпромторг. Что ждут члены партнерства от нового ТК?

– Для многих наших членов и соответственно предприятий, которые в них входят, проблемой стало отставание в разработке нормативно-правовой документации. Наши производители осваивают выпуск инновационных материалов, в том числе ориентированных на экспорт, и не могут дождаться, когда эти материалы получат законное право на жизнь. А проектировщик, каким бы передовым он ни был, не имеет права предлагать заказчику такие материалы, да заказчик и сам не будет рисковать. Значит, надо строить по СТУ, а это дороже и времени больше занимает. Был проведен анализ документации, которая выходит из-под пера ТК 465 «Строительство». Оказалось, что от всей массы стандартов, по линии промстройматериалов утверждается около 17%. Такое соотношение по сравнению с объемами документации для рынка строительно-монтажных работ производителей стройматериалов не устраивало. Отсюда возникла инициатива по созданию нового ТК под патронажем Минпромторга, и она получала все большую поддержку в профессиональном сообществе, в том числе и самого министерства.

Инициатива была проанализирована и одобрена экспертами Росстандарта. 11 августа на сайте Агентства появилось сообщение о формировании ТК »Строительные материалы (изделия) и конструкции». Это решение не противоречит мировой практике: в такой обширной отрасли как строительство, как правило, действует множество технических комитетов по разным направлениям деятельности.

В конце августа идею одобрила ТПП РФ. А 12 сентября представители ассоциаций и союзов производителей стройматериалов съехались на общее собрание, причем были не только те, кто входит в наше партнерство, но и все остальные (более 20 организаций), и единогласно поддержали инициативу. В Правительство было направлено письмо, и мы там тоже получили поддержку. А 11 ноября члены ТК и Федеральные отраслевые организации собрались еще раз и рассмотрели кандидатуры на пост руководителя нового ТК. Подавляющим числом голосов проголосовали за кандидатуру Константина Жиляева, руководителя отдела Минпромторга России.

Надеемся, что с созданием ТК по стройматериалам деятельность по разработке нормативной документации ускорится, и мы сможем наверстать упущенное, в том числе и в сфере международного сотрудничества. Ведь из-за наших проволочек Россия среди стран – участниц Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и СНГ оказалась отстающим государством в плане разработки нормативной документации. Наша страна до сих пор не входит в члены Межгосударственного технического комитета МТК 540 «Строительные материалы и изделия», который был создан в прошлом году странами ЕАЭС И СНГ (члены МТК 540 – Республики Беларусь, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Армения, Киргизская Республика; Республики Азербайджан и Таджикистан входят в МТК 540 как наблюдатели). В результате у российских производителей – постоянные проблемы с продвижением стройматериалов за рубежом, а из-за того, что мы остались и без национальных стандартов, и без межнационального технического регламента рынок стройматериалов России оказался беззащитным, он наводнен контрафактными и фальсифицированными стройматериалами. Надо ужесточать наказания за эти нарушения. Ну, заплатит пойманный за руку производитель контрафакта миллион рублей штрафа! Но он в день, может, получает в несколько раз больше.

Так что мы ждем от нового ТК многое, впрочем, точнее сказать не ждем, а сами будет эти ожидания помогать осуществлять.

Татьяна Шавина