Ян-Герд Фос, генеральный директор ЗАО «профайн РУС»: «Рост на рынке оконных профилей наступит в 2018 году»


Ян-Герд Фос, генеральный директор ЗАО «профайн РУС»: «Рост на рынке оконных профилей наступит в 2018 году»

Руководитель ведущего производителя оконных систем рассказывает о ситуации на рынке, тенденциях, инновациях и дает прогноз на перспективу.

На вопросы журнала «СТРОИТЕЛЬСТВО.RU» отвечает генеральный директор ЗАО «профайн РУС» Ян-Герд Фос.

Г-н Фос, какие планы вам удалось реализовать за первое полугодие 2016 года? Какие факторы в большей мере оказали свое влияние на строительную индустрию в этот период?

– В первой половине 2016 года на наш бизнес влияли многие тенденции, которые сформировались еще в 2015 году. Рынок продолжал падать: в 2015 году он упал на 20-25%, а в нынешнем году – еще на 16-20%.

Сегодня из-за кризиса у частных инвесторов нет денег для приобретения высококачественных и энергоэффективных окон. Доля дешевых систем достигает 50%, что очень сильно влияет на результативность нашего бизнеса.

Еще одна рыночная тенденция заключается в том, что сырье для производства оконных профилей, а именно ПВХ, с нашей точки зрения, в России продается по завышенной цене.

Все эти факторы привели к тому, что прибыльность нашего бизнеса  пошла вниз.

Тем не менее наши планы достаточно амбициозны. Сейчас по обороту мы отстаем на 1% по сравнению с первым полугодием прошлого года и надеемся до конца года «догнать» этот процент.

Несмотря на все сложности, нам удалось увеличить свою долю на российском рынке: если в 2014 году она составляла 15%, то сегодня – около 18 %. В этом смысле мы даже улучшили свои позиции.

Как вообще можно стабильно работать производителю в стране с такой волатильностью курса национальной валюты?

– Да, разница в курсе огромная. Если в феврале 2013 года 1 евро стоил 40 руб., то сейчас – более 72 руб. (на момент интервью – Ред.). Поскольку мы все консолидируем в евро, для нас это очень жестко.

Но каждая компания, которая хочет долго работать в России, должна понимать эту экономическую ситуацию и использовать ее. Сегодня рубль достаточно низко оценен, и благодаря такому курсу Россия стала предрасположенной к экспорту. Но экспорт наших готовых изделий сдерживают цены на ПВХ, которые достаточно высоки по сравнению с зарубежными.

Тем не менее сегодня российский рынок – один из самых конкурентных. Например, в Европе срок изготовления готового окна (неламинированное, стандартной комплектации – Ред.) составляет 4 недели, а в России такое же окно поставляется в срок от 3 до 6 дней.

Мы структурировали и приспособили к условиям рынка весь наш профайновский «корабль», который благодаря принятым мерам проходит кризис на полной скорости. Наши воскресенский и хабаровский заводы полностью загружены.

Что в планах компании на 2017 год?

– По нашей оценке, 2017 год не принесет больших изменений, мы рассчитываем на них с 2018 года, возможно с его второй половины. Мы будем агрессивны на рынке, выйдем с идеями новых продуктов, проведем определенные мероприятия, в основном маркетингового характера и продолжим инвестировать в этот рынок, чтобы быть уверенными в будущем и не останавливать движения вперед.

Наша цель на 2017 год – увеличить долю на рынке до 25%.

А какие у Вас прогнозы на конец 2016-го и 2017 год для всей оконной отрасли?

– Думаю, этот год отрасль закончит с показателем минус 15%. В 2017 году будет где-то минус 10%. Мы видим, что рынок очищается, у многих мелких конкурентов пропадает интерес инвестировать в нерентабельные предприятия.

Прогнозирую, что рынок консолидируется в течение 2017 года, а в 2018-м ожидаю небольшого роста.

На чем вы планируете сделать акцент в корпоративной стратегии компании на ближайшее время?

– Наша основная цель для России совершенно понятна: это увеличение доли рынка. Конечно, есть дополнительные цели, в частности прибыльность. Также есть цель стать лидером в инновациях. Мы хотели бы ввести новые энергоэффективные высококачественные системы для России, установить уровень определенной эмоциональности применительно к окнам.

Для России у нас есть ряд продуктов, которых нет в других странах. К слову, 90% продаваемого здесь товара – это наше собственное производство в РФ. У нас сейчас очень мало позиций, которые мы закупаем в других странах и привозим из Германии. «профайн РУС» – это компания, которая способна работать самостоятельно, автономно.

Но, к сожалению, доля энергоэффективных оконных систем в России пока низка, более того, в кризис она даже падает, уступая дешевому сегменту. И нам потребуются значительные усилия по повышению энергоэффективности, экологичности и экономичности.

Сегодня многие компании заявляют о себе как об экологически ответственных…

– …многие говорят об экологии, а мы с ней живем. В наших стабилизаторах уже много лет нет свинца, мы заменили кадмий кальцием. А вот другие крупные европейские производители много говорят об экологии, но до сих пор в России используют свинец и кадмий. В отличие от них наша компания во всем мире – бессвинцовая.

Мы были первым предприятием, которое сертифицировалось в РФ и получило экомаркировку «Листок жизни», что не так просто. Был серьезный аудит, который проводят независимые эксперты НП «Экологический союз», что потребовало внести небольшие корректировки в работу нашего производства. И мы горды тем, что это сделали, поскольку думаем о будущих поколениях и хотим работать с чистыми ресурсами.

Частные потребители и застройщики в России должны понять, насколько это важно. Ведь люди не видят, со свинцом окно или без, с кадмием или с кальцием.

И когда мы указываем на это вдумчивому конечному потребителю, часто данный факт оказывает решающее значение при выборе продукта. Тем более что такой продукт, хотя он и дороже в изготовлении, но продается нами по тем же ценам, что и стандартный, то есть без наценки. Когда у вас есть два одинаковых продукта, и один изготовлен по технологии greenline и имеет экомаркировку «Листок жизни», а второй – нет, то, конечно, выбор будет в пользу экологичного.

Насколько сейчас в России актуальна и востребована тема энергоэффективного строительства и «умных домов»? Какие тренды в этой сфере прослеживаются в Европе?

– Энергоэффективность строительных материалов и элементов, с нашей точки зрения, должна в России развиваться активнее.

Например, у нас есть премиальная 76-я система, которую мы вывели на рынок в 2015 году. Она обладает высокими параметрами по теплозащите – такими же, как системы шириной более 80 мм, но она предлагается потребителю по доступной цене. То есть сегодня можно строить, экономя энергию за счет таких окон, и это будет не слишком дорого.

Кроме экономии энергии очень важное направление – «умный дом». Мы разработали и запатентовали инновационную оконную ручку с замком LOCKSTAR. Она препятствует взлому и при этом очень интересна по дизайну. Датчик этой ручки срабатывает при любой попытке механического воздействия на закрытое окно, стекло и фурнитуру.

При помощи одной кнопки вы можете дистанционно закрывать все ручки ваших окон. Находясь в отпуске на море, вы можете из другой страны регулировать климат в своем доме, приводить в движение солнцезащитные системы и даже включать телевизор. А если кто-то стучит по стеклу, пытается взломать окно, то оно само вам об этом сообщит.

Весной мы показали эту инновацию на выставке в Нюрнберге. Интерес к ней большой, и не только со стороны частных клиентов. Например, одно из российских силовых министерств заинтересовалось данным продуктом.

Сколько стоит такая система?

– Порядка 100 евро. Согласитесь, если смартфон стоит 500 евро, то отдать сотню за такую оконную ручку — это вполне нормально.

Там внутри чипы?

– Да, две платформы: одна на основе Android, другая – на базе iOS.

Впечатляет. А какие профильные оконные системы вы разработали для люксового сегмента?

– Мы недавно показали на выставке в Германии новую систему 88 мм, скоро она будет продаваться и в России. У этой оконной системы есть дополнительная компетенция: алюминиевые накладки. Оптически такая накладка выглядит, как деревянная, но огромная разница в теплозащите, очень высокая прочность. К тому же ее можно окрасить в любой цвет.

Это без преувеличений хай-класс. Однако у нас есть такие же накладки и на 76-ю систему, причем уже российского производства. Кстати, в Австрии, например, эта система имеет 80% рынка, а в более холодной России – менее процента. Как видите, есть куда расти…

Каких еще модификаций вашего продуктового портфеля можно ждать в 2017 году?

– В премиальном сегменте мы предлагаем технологию покрытия ProCoverTec, она пришла в нашу отрасль из автоиндустрии. Это специальное высококачественное покрытие, которое наносится на внешнюю сторону профиля, включая фальц, то есть полностью покрывает всю поверхность.

Есть еще ряд интересных проектов, над которыми мы пока трудимся и планируем удивлять наших заказчиков инновационными разработками.

Г-н Фос, спасибо за интересный разговор. Желаю вам реализовать в России все ваши планы!

Беседу вел Андрей Чернаков