«2015 год для нас, как игра в челлендж». Интервью tybet.ru® с генеральным директором «профайн РУС», Яном-Гердом Фосом


«2015 год для нас, как игра в челлендж». Интервью tybet.ru® с генеральным директором «профайн РУС», Яном-Гердом Фосом

Господин Фос, последний раз мы встречались с Вами в начале апреля на московской выставке Batimat-2015. На фоне общего сдержанного пессимизма, выступление «профайн РУС» отличалось эмоциональностью и размахом. Что вы хотели сообщить рынку? 

– Падение оборотов во всей индустрии началось где-то с июля 2014 года. Мы понимали, что рынок впадает в рецессию, тем не менее, решили, что будем выступать на выставке Batimat эмоционально и мощно, как мы и выступили. Это было посылом рынку и нашим клиентам о новом начале, новом лице «профайн», о наших инновациях. Делать смелые шаги и крупные затраты во время рецессий, конечно, непросто, но наши клиенты это заслужили! Я думаю, что мы приняли правильное решение и все цели, которые мы ставили, были достигнуты.

Какой из прогнозов по спаду отрасли реализовался в 2015 году? Как отразилась рецессия на рынке ПВХ-профиля? 

– Мы думаем, что падение продаж оконного профиля в тоннаже составит не меньше 25-30%, в каких-то регионах и «минус» 35%. Потерь в рублях у производителей, практически нет, но большое падение в евро. Что касается «профайн РУС», в этом году мы планируем увеличить нашу долю рынка более чем на 3%, а это значит, что падение для нашей компании будет минимальным. Сейчас наш объем продаж в тоннах даже больше, чем в августе-сентябре прошлого года. Наш кризис проявляется в другом, но об этом я скажу отдельно. 

Что-то принципиально изменилось в поведении экструзионных компаний, и в чем главная причина повышения цен на профиль? 

– Повышение цен на сырье – вот в этом и заключается кризис рынка экструзионных компаний. Даже при падении продаж в 20-25% любая компания могла бы оставаться в нормальном положении, просто управляя затратами. Но с сентября 2014 по сентябрь 2015 рост цен на сырье составил 40%! Мы были вынуждены отреагировать на это повышением собственных цен – с одной стороны, но с другой, мы не могли и не можем позволить, чтобы на 40% повысили цену на окна наши клиенты. В итоге, ни у кого из западных экструзионных компаний цена на ПВХ-профиль в этом году не увеличивалась больше, чем на 25%, даже меньше. А разницу между увеличением расходов и повышением цены, производители профиля несут на себе сами. Конечно, в этом году мы не можем говорить о позитивных финансовых результатах, проблемы есть у каждой компании.

Как оценивают ситуацию на российском рынке в головном офисе profine?

– Конечно, радикальное изменение финансовых показателей по России затрагивает нашу материнскую компанию в Германии, и это никого не радует. Но, в принципе, мы смогли объяснить владельцу profine, доктору Питеру Мрозику, значимость работы компании на российском рынке и те возможности, которые дает кризис для развития. Мы все живем надеждой, что рынок в 2016 году нормализуется, да и неважно, когда это произойдет, задача – выйти из кризиса еще более сильными. Над этим мы активно работаем.

Вам лично уже приходилось видеть похожую ситуацию в прошлом, на других рынках?

– Я в отрасли уже 35 лет, но еще никогда не видел, чтобы одновременно совпало столько негативных факторов: скачки валют, спад экономики, чрезвычайное повышения цен на сырьевом рынке… Если хотя бы цены на сырье оставались на уровне 2014 года, наша индустрия могла бы гораздо легче, спокойнее реагировать на снижение продаж, например, наладив экспорт продукции в другие страны. Но и это сейчас невозможно, экспорт умер.

Что в таких обстоятельствах предпринимает «профайн РУС»?

– Мы постоянно анализируем все, что происходит на строительном рынке, конечно, следим за ситуацией в других отраслях. Очевидно, что кризис коснулся очень многих промышленников – значительное снижение покупательской способности сказалось на финансах. Сегодня больше всего страдает премиум продукт, сокращается средний сегмент и стремительно растет нижний. Для нас этот год был, как челлендж. В реальной ситуации мы перенастраивали мощности. 

Сейчас мы видим большой рост доли таких «антикризисных» продуктов, как Knipping и Gutwerk, но в будущем это нивелируется. В следующем году мы делаем ставку на наш главный бренд КВЕ. Именно этот продукт мы планируем продвигать в сегменте B2C.

Как в этой связи зарекомендовала себя ваша новинка 2015 года – система KBE_76?

– KBE_76 – это один из наших премиальных продуктов, который предназначен только для крупных прямых клиентов «профайн РУС». Оконные производители, которые имеют в портфеле топовые продукты, получают больший рост.

С технической стороны у нас не было никаких сомнений в том что, система зарекомендует себя хорошо. У пилотных клиентов мы запустили ее еще в марте 2014 года, и для нас больше стояла задача адаптации, чтобы начать производство в России, поскольку только производство в России позволяет предложить клиентам те условия, при которых система будет востребована и будет широко продаваться. Такая задача была реализована в ноябре 2014 года, и с 2015 года мы продаем KBE_76 с завода в подмосковном Воскресенске.

Да, кризис показал, что продавать дорогие продукты, действительно, трудно, поэтому, мы были вынуждены отложить активное продвижение системы со средним уплотнением, которое поставляется из Германии. Мы сконцентрировались на нашей ударной «76-й» системе и планируем вводить дополнительные опции, как-то алюминиевые накладки, которые тоже будут производиться в России. Таким образом, KBE_76 – это система, которая будет постоянно развиваться, расти и занимать долю рынка. В целом наше решение, было правильным – у переработчиков КВЕ должна быть премиальная система, которая будет отличать их от других, работающих в более низком сегменте. 

Наверняка, это не единственная поддержка клиентов с вашей стороны. А что с маркетингом, рекламой, которую в кризис многие сокращают? 

– Всю маркетинговую поддержку, которую мы запланировали на 2015 год, будь то Batimat, участие в проекте «Квартирный вопрос» или мероприятие в Сочи, мы выполнили. Как раз сейчас мы составляем бюджет на 2016 год. Я как генеральный директор, не стану делать ошибки, сокращая маркетинговый бюджет. За последние 20 месяцев мы хорошо реструктурировали компанию, оптимизировали затратную часть, и будем очень стараться даже увеличить рекламный бюджет по сравнению с 2015 годом. 

Для нас абсолютно ясно, что мы еще больше должны доносить до конечного потребителя достоинства марки KBE. Также мы считаем себя лидерами PR в оконной тематике. У нас есть большой потенциал в IT, в трейд-маркетинге, и мы не станем себя ограничивать.

Через 6 месяцев в Нюрнберге пройдет крупнейшая выставка оконной индустрии fensterbau/frontale. Будут ли на ней новые продукты profine, интересные проблемному российскому рынку? 

– Наша материнская компания планирует очень яркое выступление на fensterbau/frontale. Нашей темой на выставке станет спорт, так как profine является спонсором одной из футбольных команд Бундеслиги Mainz 05.

Конечно же, мы пригласим наших российских клиентов в Германию. Там мы представим, например, новую пятикамерную систему КВЕ на базе геометрии Gutwerk_70 для Сибирского региона, а так же покажем новую дизайнерскую раму KBE_82 мм, совместимую со створкой КВЕ_76 мм. Несмотря на трудный период, мы считаем, что премиальные продукты имеют хорошее будущее.

Еще одной интересной темой на выставке станет сервис. Я думаю, нашим партнерам будет что посмотреть. Прежде всего, нам важно передать настроение, сделать эмоциональный посыл. Наверняка, Доктор Мрозик опять будет барменом и будет мешать коктейли…

На московской выставке это было очень интересно. Господин Фос, каким Вы видите 2016 год для рынка и для «профайн РУС». Президент Путин, предложил подождать 2 года…

– Об этом он сказал год назад, значит осталось потерпеть еще год. Такое терпение у нас есть, как и ощущение, что все наладится. Наша четкая цель – завоевывать новые доли рынка. В 2016 году мы в «профайн РУС» планируем рост в 5%, а чтобы этого достичь идем вперед с правильными инструментами. 

Мы надеемся, что сырьевая индустрия вернется к нормальному ценообразованию, что также улучшит ситуацию. В конце концов, на этом рынке очень много лишних мощностей, не важно, экструдёров или производителей окон, и в принципе, нам нужна эта рецессия, чтобы оздоровить рынок. 

Благодарю Вас за интервью.
Судницина Марина


Сергей Поляев, октября 9, 2015 1:55 pm
Все по делу и по реальной ситуации. Но вот мне трудно понять, зачем пластик одевать в алюминий? - "и планируем вводить дополнительные опции, как-то алюминиевые накладки, которые тоже будут производиться в России."
профайн РУС, октября 12, 2015 11:34 am
Уважаемый Сергей, благодарим Вас за интерес, проявленный к данной теме.
Применение алюминиевых накладок на внешнюю поверхность светопрозрачных конструкций объективный тренд, который находит все большее применение.
Это касается, как изделий из дерева, так и из ПВХ. Причин зарождения такой тенденции несколько.
Во-первых это область архитектурных решений -  безграничные цветовые комбинации и  решения, увеличение габаритных размеров, за счет увеличения жесткости конструкций, и совершенно другое восприятие соединений элементов под прямым углом.
Во -вторых, происходит расширение области применения оконных блоков из ПВХ, за счет традиционной области применения алюминиевых конструкций.
И в- третьих, мы можем предложить архитекторам и заказчикам очень "теплые"  алюминиевые конструкции из ПВХ- систем  за меньшую стоимость, при сопоставимых характеристиках алюминиевых систем.
Прошедшая весенняя строительная выставка показала, что данный тренд в России имеет очень хорошие шансы и повторение успеха на  рынках Европы.
Сергей Поляев, октября 12, 2015 2:49 pm
Спасибо за ответ.
1. Цветовые комбинации достигаются более скромными способами:) Каким образом достигается увеличение жесткости конструкции? На сколько мне известно, накладки нащелкиваются на раму и створку под 45 градусов, и вопрос про соединение накладок под прямым углом.
2. Плохой тренд влезания пластика в область алюминия.
3. Как накладки на ПВХ помогают достичь характеристик алюминия?
Прекрасно понимаю накладки на дереве, но на пластике, кроме как функции декора, трудно дается:)
И коэффициенты расширения разные, что в углах будет.
Сергей Ельников, октября 12, 2015 3:00 pm
"мы можем предложить архитекторам и заказчикам очень "теплые" алюминиевые конструкции из ПВХ- систем"

Честно говоря, не совсем понятно, как могут быть "тёплые алюминиевые конструкции из ПВХ-систем".   Опечатка, наверное?

В остальном поддержу коллег. У нас в этом отношении позитивный опыт; многие партнёры VEKA успешно их используют, есть даже опыт собственного производства таких накладок.
Сергей Поляев, октября 12, 2015 4:07 pm
Из питерских у кого посмотреть:) для расширения кругозора.