2015 год – дистанция с препятствиями по новым правилам. Интервью tybet.ru® с Главой Представительства SIEGENIA в России, Хансом Дилем


Наступивший 2015 год, отрасль производства оконных конструкций, как и остальные в стране, начинает на «низком старте». Общее падение в 2014 году не оставляет иллюзий: впереди на дистанции – бег с препятствиями по новым правилам. Какими они будут, как отразится новый кризис на рынке окон и компаниях в перспективе, в интервью tybet.ru® рассказал глава Представительства SIEGENIA в России, Ханс Диль.

Господин Диль, кстати, по-разному участники рынка оценивали пошедший 2014 год. Ряд производителей окон и профильных систем говорили, в том числе, и о заметном росте. Что происходило на рынке фурнитуры и в работе вашей компании?

– По нашей оценке, и оценке таких значимых торговых партнеров SIEGENIA, как «ТБМ», VBH, Meesenburg,  роста на рынке оконной фурнитуры в минувшем году не было. Возможно, из-за каких-то преимуществ системы сбыта, представленности, имиджа, ценовой политики, некоторый рост был у отдельных оконщиков, но у поставщиков перелома в разнице показателей быть не может, для этого нужно делать глобальные ошибки. Поэтому на нашем рынке фурнитуры, показатели у всех, примерно, одинаковые. Мы все в начале первых четырех месяцев 2014 года имели хорошую положительную динамику, но в июле-августе стало совершенно понятно, что будет спад.

Изначально в прогнозах по общему оконному рынку ожидалось падение до 10-12%, к концу года прогноз ухудшился до «минус» 15%, и даже 20%. В итоге общее падение составило 13-15% – цифру поддержали и самые крупные дилеры, и самые крупные переработчики. По фурнитуре год показал снижение от 10 до 12%, у некоторых компаний до 15% в денежном выражении. В количественном, из-за падения цены, снижение было меньше.

Эта тенденция объясняется, конечно, общей экономической ситуацией: кризис, снижение спроса, валютные колебания вызвали на рынке окон и оконной фурнитуры изменение цен, «плюс» мы ощущаем давление со стороны поставщиков дешевой и низкокачественной фурнитуры. Объемы низкокачественной продукции растут, но не потому, что люди потеряли доверие к европейцам, а от нестабильности периода. В такой ситуации покупатели смотрят в первую очередь на цену. Особенно это ощущается в российском строительном бизнесе, в котором, из-за отсутствия, действительно, работающих норм и стандартов госнадзора, как, например, в соседней Беларуси, превалирует дешевый, зачастую не отвечающий этим нормам, товар.

Что касается SIEGENIA, мы – в общем тренде, который я описал. «Плюс» в начале года и «минус» в конце, позволили сохранить нам приемлемый уровень. Результат мог быть намного хуже.

В такой ситуации вам удается сохранять свою долю рынка?

– Несмотря на эту непростую ситуацию, мы удерживаем свои позиции среди поставщиков фурнитуры и оцениваем свою долю как четверть российского рынка. 

Есть ли в этом проблема отсутствия локализованного производства? В принципе, вас беспокоит этот момент? 

– Я считаю, что Россия живет в современном мире, и не думаю, что будут закрываться границы. Люди в России хорошо разбираются в качественных продуктах, и вряд ли захотят отказываться от них.

Не появилось ли сегодня решения построить свой российский завод? Насколько я знаю, есть даже купленный под это земельный участок.

– Да, наш собственный земельный участок площадью около 15 га находится в районе Симферопольского шоссе. Он был куплен 7 лет назад, тогда же был подготовлен инвестиционный план производства полного цикла. Но в силу причин – бюрократические проволочки с разрешительными документами и, случившийся кризис 2008 года – строительство было отложено. Когда на рынке после спада наступило оживление, мы также были готовы начать строительство логистического центра в 5 тыс. кв. м. Был выделен значительный бюджет, как в холдинге, так и в России. Но в связи с новыми катаклизмами рынка  инвестплан был скорректирован. Конечно, мы предвидели многие рыночные события, оценивали риски, но никогда не могли и подумать, что будет война на Украине, такое сильное падение рубля, санкции, и весь этот ажиотаж. В сегодняшней ситуации мы не видим предпосылок для начала строительства завода, но кто знает, что будет дальше?

Тем не менее, несмотря на сложившуюся ситуацию и новые риски, мы продолжаем свою работу. Мы будем работать и над продуктовой стратегией, и над производственно-сбытовыми процессами, и над затратной частью компании, чтобы остаться конкурентоспособными. Кризис – это всегда новый шанс. Так было и в 2008 году. Что касается строительства российского завода – для этого у нас все готово. Подождем благоприятных условий.

Будет ли концептуально меняться модель бизнеса вашей компании?

– В бизнес-модели долгосрочно мы пока ничего не хотим менять, но точно сконцентрируемся на продуктовой стратегии. SIEGENIA всегда была и остается инновационной компанией. Всем известно, что в отличие от ряда конкурентов, мы сами создаем и производим для себя весь спектр продукции от порталов «раздвижки» до таких высокотехнологичных решений, как AERO и DRIVE, Мы продолжим инвестировать в инновации и будем предлагать новые продукты. Какие? Это уже скоро мы продемонстрируем рынку на московской выставке Batimat в апреле 2015 года. 

Также, мы однозначно будем расширять региональное присутствие, и реорганизуем свой сбыт. Есть такие регионы, где SIEGENIA занимает 30% рынка, а где-то на карте для нас остаются «белые пятна», которые мы будем заполнять, привлекая новых клиентов и дилеров. Разумеется, не оставим без внимания и сферу сервиса.

А что касается конкуренции, Вы уже сказали о росте доли турецкой фурнитуры, появляется российская, вероятно, последует китайская. Как, на Ваш взгляд, в этих условиях будут обороняться европейские производители? 

– К сожалению, кризис меняет многих в мышлении, в отношении к клиенту, к рынку. Отсюда идут провалы в цене, растет спрос на дешевую фурнитуру. Но мы не должны забывать, что кроме стандартной фурнитуры, существует большой спектр других оконных продуктов в более дорогом сегменте. Например, это «раздвижки», «алюминий», вентиляционные приборы, замки – здесь еще нет такой жесткой конкуренции и провал значительно меньше. Наверное, уже более полутора лет мы работаем над увеличением доли таких продуктов, конечно, продолжим эту стратегию в будущем. Спрос на продукты хорошего качества никогда не исчезнет. Также мы никуда не уходим с объектного рынка, при этом считаем, что средний и высокий сегменты будут иметь долгосрочную перспективу и справедливую востребованность. 

Если Вы посетите нас на выставке в Москве (примеч. ред. – Batimat-2015), увидите, как много интересных инновационных решений мы можем сегодня предложить. Значительная доля разработок относится к таким продуктовым группам, как Portal, AERO, и DRIVE. По сути это разработки, приближающие будущее, например, электромеханические замки, интегрируемые с системами контроля доступа, или системы радиоконтроля  iWindow, являющиеся элементом «умного дома». Все эти продукты совместимы с операционными системами на платформах Apple и Android.  

Вообще, за последние 10 лет наша компания предложила рынку окон ряд принципиально новых фурнитурных систем. Одно из наших достижений – фурнитурная система Titan IP, которая, с нашей точки зрения, является наиболее инновационным продуктом среди существующих оконных фурнитур. SIEGENIA была первой среди серьёзных европейских игроков рынка, кто представил систему концептуально ориентированную на увеличение возможностей автоматического производства с возможностью сокращения времени на выпуск одного изделия. Развиваемая нами в настоящее время фурнитура Titan AF, также является примером того, как инновации SIEGENIA применяются в массовом продукте, повышая тем самым требования к стандартам оконной фурнитуры. 
 
В инновациях наша сила, мы продолжим развиваться в этом направлении.

Вопрос о ценах: какие здесь у вас возможности для сохранения баланса?

– Цена – это, конечно, чувствительный вопрос. Для нас, не буду скрывать, задача поддержания баланса несколько сложнее, чем для локализованных в России компаний. Мы ощущаем ценовое давление, но существует определенный предел, который, мы уверены, понимают и производители фурнитуры и рынок в целом. Мы никогда не упадем на уровень дешевой низкокачественной продукции. При этом, да, будем стремиться к тому, чтобы разница в цене на нашу продукцию не была критической настолько, чтобы производители окон хотели от нее отказаться в пользу китайской или турецкой фурнитуры. Для этого мы будем оптимизировать, в том числе, свою затратную часть.

К тому же сегодня для нас есть хорошая тенденция снижения таможенных пошлин. Сейчас ввозная пошлина составляет 15%, а в сентябре 2015 года ее размер снизится до 12,5-10%. В целом, вопрос цены – это не та большая проблема, которая сможет нас вытеснить с рынка.

По вашему мнению, будут ли и насколько повышаться цены на оконно-дверную фурнитуру в 2015 году?

– Скажу прямо: мы не планируем на сегодняшний момент повышать цену на нашу продукцию. В силу объективных причин мы сделали это в 2014 году, когда за счет незначительного изменения цены попытались компенсировать расходы на подорожавшую в Европе сталь и энерготарифы. И мы оказались единственными, кто на это решился. 2015 год будет для рынка еще тяжелей, есть неприятная ситуация с валютой, но теперь пусть другие компании покажут на что они способны.

По Вашему мнению, как скажется текущий кризис на самом окне? В какую сторону будет развиваться продукт в условиях падения спроса, режима экономии на издержках, ценовой конкуренции, прихода игроков с Востока? Каким путем на этот раз пойдет российский рынок оконных конструкций? 

– В своей работе я наблюдаю два рынка – европейский и российский, и считаю, что отставание второго составляет около 10 лет. Посмотрите, какие дорогие окна сегодня устанавливаются в Европе! И дорогие они не просто потому, что этого хочет производитель. Рынок активно стимулируется государством, действием законов по энергосбережению. 

Сегодня окно в Германии – низкий широкий цветной профиль, створка с трехкамерным стеклопакетом, при этом стеклопакет вклеен так, чтобы закрытая створка не уменьшала светового проема, целиком безопасная взломоустойчивая фурнитура со всеми предохранителями, скрытолежащие петли, алюминиевые накладки… Стоимость такого окна составляет 300-400 евро за кв. м – представьте, что это в обычном многоквартирном доме! Все просто: обеспечивая здание энергосберегающим материалом, строительная компания может рассчитывать на получение льготного кредита, а потребитель существенную экономию в энергорасходах. 

Я считаю, когда-то такой момент настанет и в России. Но пока мы видим слабость законодательной базы, отсутствие стандартизации и нормирования, в объектах ставится лишь бы что, главное – закрыть проем, потом приезжает собственник и начинает все переделывать. Если для строителей будет еще и повышена ставка рефинансирования, с их стороны усилится давление на цены строительных материалов. Эффект от этого очевидный – ничего позитивного, в том числе, с окном в ближайшие несколько лет не произойдет. 

Возможно, принципиальный перелом ситуации в оконной отрасли случится через 3-5 лет, когда в полную силу заработает наше объединение НОДОФ (прим. ред. tybet.ru – НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДВЕРИ ОКНА ФАСАДЫ). Его задача – как раз обеспечить необходимые стандарты качественного окна.

Конечно же, прекрасные решения в объектах сегодня есть и в Москве. Я думаю, что через 5 лет их в России будет значительно больше. Люди всегда стремятся к комфорту. Прогресс неизбежен. Если заглянуть еще дальше, лет на 15-20 вперед, уверен, что окно будет принципиально другим: бОльшие функции – обогревать, охлаждать – возьмет на себя стекло и приборы вентиляции. В этом плане SIEGENIA очень развита уже сегодня.

А пока за окном новый непростой 2015 год. Что бы Вы хотели пожелать своим российским партнерам и клиентам в наступившем году?

– Я бы хотел сказать нашим партнерам-оконщикам, что, несмотря на сложное время, не будем поддаваться панике. Мы пережили 1998, 2008 год, уверен, нам хватит выдержки пережить и этот кризис. Давайте будем думать о том, что в нашем бизнесе, кроме вопросов цены есть много других аспектов – доверительные взаимоотношения, качество нашей продукции, сервис для наших клиентов. 

Что касается SIEGENIA, мы не собираемся сворачиваться, и сворачивать с пути сотрудничества. Мы никогда не оставим без внимания и обслуживания наших многочисленных российских клиентов. В 2014 году SIEGENIA исполнилось 100 лет, компания прошла через 2 войны, через множество кризисов, и этот кризис она тоже выдержит. 

Конечно же, я хочу пожелать всем крепкого здоровья, желания и сил переломить ситуацию. Не будем забывать, что мы, оконщики – представители среднего бизнеса, и именно «середняк» дает возможность развиваться экономике всей страны. Давайте будем делать хорошо нашу работу. За спадом всегда будет рост и новые возможности. Нам нужно смотреть в долгосрочное будущее, кризис – это не навсегда.

Спасибо за интервью.
Судницина Марина, tybet.ru®


Сергей Распономарев, января 26, 2015 6:32 pm
Цитата
мы ощущаем давление со стороны поставщиков дешевой и низкокачественной фурнитуры
Господин Диль, во-первых, в прессе стоило бы более корректно (почтительно) отзываться о
коллегах по рынку (конкурентах)... Во-вторых, как передового производителя высококачественной фурнитуры могут одолевать турецкие и китайские производители? То ли качество Зигения уже не то, то ли оппоненты подросли...
В-третьих, хотелось бы увидеть, по каким конкретно параметрам и кто оценивал продукцию других не "немецких" марок, что вы дали такую оценку...