«У бизнеса не бывает плохой погоды». Интервью tybet.ru c Председателем Правления VEKA AG Андреасом Хартлайфом и СЕО VEKA Rus & Ukraine Йозефом Бекоффом


«Оконный» сезон – на пике. Правда, в этом году его неоднородность, разнонаправленность ощущается на российском рынке особенно остро. Как оценивают его развитие ведущие игроки? Претерпят ли изменения их стратегии? Что означают для российского рынка оконных конструкций прошедшие недавно слияния и поглощения? Про то, что меняется, про Россию, про санкции, про VEKA, GEALAN, про Новосибирск и новые возможности бизнеса мы поговорили с Председателем Правления группы компаний VEKA AG, Андреасом Хартлайфом (Andreas Hartleif) и СЕО VEKA Rus & Ukraine Йозефом Бекоффом (Josef Beckhoff). 

Г-н Хартлайф, г-н Бекхофф, сегодняшняя ситуация в России многими оценивается как тревожная с точки зрения политики и нестабильная с точки зрения экономики. Это только у нас так или во всём мире происходит, примерно, то же самое? Как VEKA, являясь глобальным игроком, видит и оценивает актуальную ситуацию на рынках светопрозрачных конструкций?

Андреас Хартлайф: Мировые рынки развиваются неравномерно, и в разных странах ситуация выглядит по-разному. В целом после кризиса 2008 – 2009 года ситуация улучшается. Есть позитивная динамика в США и странах Латинской Америки, наблюдается осторожный, пока что ещё неуверенный, но всё же рост в странах Южной и Западной Европы, например, в Греции или Испании. 

А как на этом фоне выглядит Россия?

Йозеф Лео Бекхофф: Оконный рынок, как часть рынка строительства и строительных материалов, не может существовать вне и независимо от национальной экономики в целом. Экономика России находится, скажем так, не в лучшей форме. И поэтому на оконном рынке мы видим все симптомы возможной стагнации или даже рецессии: снижение объёмов потребления, увеличение доли низкомаржинальных продуктов.

Причина – геополитика и санкции?

Йозеф Лео Бекхофф: Думать, что виноваты в сложившемся положении, якобы, сложная ситуация в отношениях с другими государствами или же санкционная политика – значит заблуждаться. Диспропорции в российской экономике, обусловленные её сырьевой направленностью, начались не в этом году, и не годом ранее. В России – самая скромная статистика их всех стран БРИКС. А если экономика нестабильна, то потребитель меняет стратегию своих трат, и окна в шкале ценностей опускаются, становятся не столь нужны. В этой ситуации оконные компании должны внимательно анализировать свои бизнес-процессы, внимательно изучать рынок и развивать сбыт, активные продажи.

И тогда всё будет хорошо?

Андреас Хартлайф: Рынок постоянно меняется, и универсального рецепта, одинаково применимого для всех ситуаций, не существует. Но я согласен с г-ом Бекхоффом, что в условиях кризиса, или рецессии, называйте как хотите, всё большее значение будет иметь эффективный сбыт.

В лексиконе VEKA в последние годы всё чаще стало появляться слово «поглощения». Это – ваш ответ на нестабильное развитие большинства рынков?

Андреас Хартлайф: Поглощение является одним из возможных инструментов, генерирующих рост. Целью развития любой компании является извлечение прибыли и, чтобы достигать этой цели, существуют разные возможности. Если рынок обладает большим потенциалом экстенсивного роста, оправданы меры, стимулирующие собственный рост компании и увеличение клиентской базы на «родной», неосвоенной территории. Если рынок насыщен или перенасыщен, то приобретение конкурирующей компании может быть средством, дающим больший эффект, и более быстрый.

Так, несколько лет назад VEKA приобрела в Великобритании компанию Bowater, продукция которой сейчас представлена в России под маркой WHS-Halo. В результате этого поглощения наша британская дочка VEKA Plc стала самым крупным экструзионным предприятием на британских островах, существенно укрепив свои позиции. Что, кстати, позитивно отразилось и на делах VEKA на континенте.

А теперь – GEALAN?

Андреас Хартлайф: Совершенно верно. В прошлом году состоялась сделка по приобретению VEKA компании GEALAN, всей группы. Это более масштабная сделка, чем в случае с Bowater. GEALAN – это 5 современных экструзионных производств, развитая партнёрская сеть, интересное ассортиментное предложение. Приобретение GEALAN вывело VEKA на первое место в мире по такому показателю, как «реализованный тоннаж ПВХ-профилей для производства светопрозрачных конструкций». То есть мы приобрели не только активы, в широком смысле этого слова, но и перспективную площадку для дифференцированного роста и развития, учитывая особенности актуального позиционирования группы и продуктов GEALAN.

Окажет ли сделка по приобретению GEALAN влияние на бизнес VEKA в России?

Йозеф Лео Бекхофф: Пока что нет. В рамках достигнутых соглашений обе компании пока не будут ничего менять в своих действиях на рынке – в том, что касается отношений между нами. И GEALAN, и VEKA будут в России жить своей собственной жизнью. Да, у нас в России появилась «сестра», но у этой сестры уже есть свой круг интересов и общения, куда мы не собираемся вмешиваться. 

Значит ли это, что клиенты VEKA смогут теперь использовать GEALAN вторым профилем?

Йозеф Лео Бекхофф: Нет, не значит. Наши партнёры могут решить все задачи, которые ставит перед ними рынок, при помощи продуктов VEKA, потому что мы предлагаем весь ассортимент инженерных решений, для любой строительной ситуации – и всё только в самом высшем сегменте качества. Есть сегменты, где конкурентные возможности профилей VEKA ограничены, потому что профили VEKA, продукты класса RAL «A» нельзя сравнивать с эконом-сериями. Для успешного же решения задач в низкоценовом сегменте наши партнёры успешно используют WHS. Но принципиально, что клиенты GEALAN остаются клиентами GEALAN. Партнёры VEKA остаются партнёрами VEKA.

Возможна ли в будущем взаимная интеграция VEKA и GEALAN? На уровне совместных продуктовых разработок, маркетинговых проектов?

Андреас Хартлайф: Да, конечно, такая кооперация возможна. Например, в технологической области, в сфере разработки и производства инструментов в сфере IT, и так далее.

Пытаться сейчас делать конкретные прогнозы, и называть реальные сроки, было бы не совсем правильным. Компании продолжат свою деятельность в прежнем, автономном режиме, работая над развитием своих преимуществ. В дальнейшем мы будем действовать, исходя из рыночной ситуации. В любом случае главным мерилом эффективности любых действий будет успех наших партнёров.

Вот, кстати, комментарий от генерального директора GEALAN Rus, Сергея Левена: «Компания GEALAN – сильная немецкая марка, ориентированная на инновационные решения и конкурентные преимущества на базе наших собственных систем. Во всех странах Европы, а также в России с нами работают успешные оконные компании. Преимущества, которые несут в себе наши уникальные продукты, становятся «голубым океаном» на оконном рынке в кризисное время. Мы планируем и дальше развивать профильные системы GEALAN на базе их сильных конкурентных преимуществ. Мы, безусловно, рады тому, что являемся теперь частью семейного предприятия. В лице компании VEKA мы получили серьезную поддержку и возможность продолжать реализовывать наши планы по развитию представленности марки GEALAN в России и других странах Европы».

Йозеф Лео Бекхофф: Гораздо более высокий приоритет сейчас имеет реализация и развитие тех проектов, результаты которых имеют непосредственное влияние на наш с партнёрами бизнес.

Например?

Йозеф Лео Бекхофф: Например, введение в эксплуатацию на новосибирском заводе VEKA нового автоматического комплекса для приготовления экструзионного сырья многокомпонентным способом. Это очень сложный проект, на реализацию которого ушло чуть больше года. Но теперь новый смесеприготовитель вышел на проектную мощность первой очереди, став для нас очередным подтверждением правильности выбранного пути, правильности выбранной стратегии, как в России в целом, так и в Сибири. В этом году нашему новосибирскому предприятию исполняется ровно 10 лет. И собственный полноценный смесеприготовитель, да ещё и такого высокого уровня – это очень хороший, заслуженный «бонус» к нашему юбилею.

Как Вы оцениваете сибирский проект VEKA? Что за 10 лет Вам запомнилось больше всего?

Андреас Хартлайф: Строительство предприятия в Новосибирске стало одним из успешных инвестиционных проектов в масштабе всей VEKA Group. Как и в случае с проектом в Москве, мы вначале немного осторожничали, но это оказалось ненужным, потому что результаты оказались более чем убедительны.

Йозеф Лео Бекхофф: Новосибирский завод – заслуженный повод для гордости. Когда я первый раз увидел это поле, к которому вела разбитая тогда дорога, я, честно говоря, подумал: «Это вызов». Но, как говорится в русской пословице, «глаза боятся – руки делают». И сегодня технологический комплекс новосибирского завода, его производственные, логистические возможности создают очень хорошие условия для обеспечения успешного бизнеса наших партнёров в регионе. Ведь всё это делалось, и будет делаться для них, а не для нас. Доверие наших партнеров – самый ценный капитал, самая высокая награда.

Благодарим за интервью




array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given