Логика российской логистики


Немецкая компания SIEGENIA-AUBI, ведущий мировой производитель дверных замков под маркой KFV, оконной фурнитуры и систем проветривания, через своих региональных дилеров предоставляет клиентам комплекс логистических услуг, которые способны оказывать далеко не все российские 3PL-провайдеры.

Логистический аутсорсинг

Технологии ведения бизнеса в торговых и производственных компаниях постоянно усложняются. Растет значимость инфраструктурной составляющей, в том числе транспортно-складской сферы. И в наше кризисное время, когда востребованы любые способы оптимизации расходов, одним из самых рациональных путей повышения эффективности бизнеса становится логистический аутсорсинг. Как известно, это передача управления материальными потоками сторонним компаниям.

Однако на российском рынке пока работает недостаточное число 3PL-провайдеров, и далеко не все из них способны качественно оказывать те услуги, которые декларируют. И если крупные компании могут себе позволить обратиться к авторитетным логистическим операторам, то спасением для мелкого и среднего бизнеса становятся опциональные логистические услуги, которые предлагают клиентоориентированные западные компании и их дилеры или дистрибьюторы.

Какие же выгоды несет отказ от собственного логистического подразделения в пользу работы со специализированным оператором?

Российская специфика

Во всем мире логистический аутсорсинг является общепринятой практикой. По оценке Cap Gemini Ernst & Young, в 2008 году до 56% североамериканских компаний передавали на аутсорсинг логистические функции, а в Западной Европе доля таких компаний достигает 81%.

В России же, несмотря на огромный интерес со стороны промышленных и торговых компаний, эта услуга пока находится в процессе становления и еще далека от западных стандартов.

Современным форматом в сфере логистического аутсорсинга считается 3PL-провайдер (англ. third party logistics – логистика третьей стороны). Это логистический оператор, предоставляющий весь комплекс услуг: организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и в случае морских или речных перевозок фрахтовой документации (счета-фактуры, которые выписываются владельцем судна на имя грузоотправителя. В них фиксирован размер вознаграждения за доставку и обработку груза, складское хранение и доставку конечному потребителю).

Из более чем 150 логистических компаний, функционирующих в России, лишь пара десятков могут выступать в качестве полноценных 3PL-провайдеров. Это такие крупные фирмы, как, например, «Национальная Логистическая Компания» или FM Logistics и другие. Для огромной страны этого явно недостаточно.

Одной из главных проблем считается нехватка у логистических операторов (многие из которых выросли из транспортно-экспедиционных компаний) складских площадей класса А – высшей категории сервиса. На сегодняшний день такие склады сконцентрированы в основном в Москве (50% площадей) и Санкт-Петербурге (25% площадей), в регионах же их крайне мало. Из-за этого наблюдается огромная диспропорция в развитии аутсорсинга между центром и глубинкой: если в Центральном федеральном округе его доля в объеме рынка логистических услуг составляет более 30%, то в других регионах – в разы меньше. Кроме того, мелкий и средний бизнес часто останавливают расценки логистов – небольшие компании просто не могут обеспечить достаточный для льготных тарифов объем грузоперевозок и хранения.

Логистический сервис для производителей

Но что делать небольшим производственным компаниям, которым не выгодно ни обращаться к услугам логистических операторов, ни организовывать собственную логистику?

На сегодняшний день наиболее оптимальным для них становится сотрудничество с поставщиками, которые предоставляют логистические услуги в качестве дополнительной (и зачастую бесплатной) опции. Пока для российского рынка это довольно редкий вид услуг, и их оказывают лишь западные компании с налаженными логистическими цепочками и европейским подходом к обслуживанию клиентов.

Например, компания Ruukki, европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения, организует для своих клиентов доставку полных комплектов для возведения быстромонтируемых зданий прямо к месту строительства. Кроме того, сервисные металлоцентры компании в Ленинградской области и в подмосковном Подольске, изначально нацеленные на различные виды предварительной обработки металлов, заодно оказывают клиентам такие услуги, как регулярные поставки «точно в срок», и обеспечивают многофункциональную логистику.

Некоторые европейские производители пошли еще дальше. Хорошим примером служит немецкая компания SIEGENIA-AUBI («ЗИГЕНИА-АУБИ»). Через своих региональных дилеров компания предоставляет клиентам комплекс логистических услуг, которые способны оказывать далеко не все российские 3PL-провайдеры.

«Мы работаем в основном с производителями дверных и светопрозрачных конструкций, поставляя для них весь ассортимент продукции компании SIEGENIA-AUBI – от оконной и дверной фурнитуры до высокотехнологичных замков, – рассказывает Юрий Баранов, генеральный директор южного дивизиона компании «ТБМ», дилера немецкой фирмы. – В течение пяти лет мы последовательно выстраиваем систему управления товарными запасами, делая ее выгодной как для производителей дверных, так и светопрозрачных конструкций. Сегодня она устроена таким образом, что наши партнеры на своих складах могут держать самый минимальный запас, который им необходим для текущего производства».

Для этого в SIEGENIA-AUBI разработана прогностическая система управления запасами. Все дилерские подразделения на основе статистики предыдущих периодов, общения с партнерами в текущем периоде и двух-, трехмесячной перспективы выставляют свои прогнозы в корпоративной базе данных. Они сводятся воедино, и ими руководствуются дилеры, когда планируют поставки с центрального склада SIEGENIA-AUBI.

Такая система весьма выгодна для клиентов, так как исключает необходимость наличия на складах производителей больших запасов и тем самым высвобождает их оборотные средства.

Если говорить о перспективах такого подхода, то эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы именно из числа дилеров и дистрибьюторов может вырасти новое поколение полноценных логистических провайдеров.

Дело не только в том, что у них накоплен большой опыт управления складами и распределения товарами. Помимо этого, у многих из них есть свои активы (сети складов и транспорт), столь необходимые для оказания логистических услуг ритейлу и производителям.

Ваши товары – наша забота

Тем не менее, логистический бизнес имеет огромные перспективы, особенно с учетом тенденций укрупнения бизнеса и сокращения непрофильных активов. Сейчас основным потребителем услуг профессионального аутсорсинга логистики считаются сетевые торговые компании-ритейлеры.

Это вполне закономерно, так как грамотно организованная и оптимальная по затратам логистика – один из важных факторов конкурентоспособности любой торговой сети.

Сегодня ритейлеры не справляются с возросшим товарооборотом, а потому вынуждены передавать часть своих операций на аутсорсинг наиболее крупным и авторитетным игрокам на рынке логистических услуг.

Но нужно отметить, что большинство торговых сетей начинают пользоваться услугами аутсорсинга с большой настороженностью, отдавая логистическому оператору функции постепенно.

Так, в конце 2008 года о решении воспользоваться услугами логистических операторов заявила одна из крупнейших сетей по продаже электроники и бытовой техники – «Техносила», имеющая в своих активах 200 магазинов в 149 городах России. В столице ритейлер по-прежнему оставляет управление логистикой в своих руках, а в Центральном черноземном регионе компания передает обслуживание своих логистических процессов компании Direct Logistics. Оператор займется управлением товарными запасами компании, предоставит транспортные услуги и площади для хранения товара в своем логистическом центре.

«Передав логистику на аутсорсинг, мы планируем высвободить финансовые и управленческие ресурсы в этих областях», – отметил Леонид Тюкавкин, вице-президент по стратегическому развитию сети.

А крупная сеть бытовой техники и электроники «Мир» недавно передала на аутсорсинг транспорт и часть складских услуг. Но полностью отдать логистику на обслуживание стороннему оператору компания пока не считает возможным, так как ранее имела негативный опыт взаимодействия с отечественными логистическими провайдерами.

«Пару лет назад мы предприняли такую попытку, но поняли, что уровень развития этого бизнеса в России пока оставляет желать лучшего, – рассказывает Алексей Курушин, директор по логистике компании «Мир». – Через какое-то время после подписания соглашения о сотрудничестве с одним из лидеров рынка работа на складе попросту встала: не соблюдались сроки отгрузки товара, порядок и алгоритм обработки поступающей на склад продукции. Тем не менее, мы рассчитываем, что в обозримом будущем уровень работы аутсорсинговых компаний позволит нам передать этот бизнес-процесс на аутсорсинг полностью».