Правительство Казахстана хочет установить нормативы энергопотребления на единицу производимой продукции


Правительство Казахстана хочет установить нормативы энергопотребления на единицу производимой продукции

Вопросы энергосбережения обсудили члены правительства на очередном заседании Кабмина. К 2020 году Казахстан планирует снизить энергоемкость ВВП на 25%, а к 2050 году вдвое по сравнению с базовым 2008 годом, пишет abctv.kz. По итогам 2015 года энергоемкость казахстанской экономики снизилась на 28,2% по сравнению с 2008 годом. Данных за 2016 год пока нет – они будут опубликованы в октябре 2017 года. Пока же энергоемкость казахстанской экономики в четыре раза выше, чем в странах Организации экономического развития и сотрудничества.

Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев напомнил, что глава государства на совместном заседании палат парламента 4 сентября вновь поднял вопросы по этой теме, отметив, что необходимо исполнить данные в этом направлении поручения.

«Поэтому для достижения поставленных задач поручаю министерству по инвестициям и развитию совместно с министерством энергетики, сельского хозяйства проработать вопрос установления нормативов энергопотребления на производство единицы продукции. Также необходимо проработать вопрос установления ежегодного снижения энергоемкости для каждого отдельно взятого предприятия. Эту работу надо будет проводить совместно с местными исполнительными органами, поэтому министерству национальной экономики совместно с министерством по инвестициям и развитию поручаю включить критерий по реализации политики энергосбережения в систему оценки эффективности деятельности центральных и местных исполнительных органов», – поручил Бакытжан Сагинтаев. 

Дело в том, что ключевая роль в снижении энергоемкости отводится промышленным предприятиям, которые и являются основными потребителями энергии. Наиболее крупные потребители энергоресурсов, которые обязаны обеспечивать ежегодное снижение объема потребления энергоресурсов, включаются в государственный энергетический реестр. На сегодня это более пяти тысяч организаций, в том числе 2737 государственных учреждений, на которые приходится 2% от общего потребления; 1617 субъектов квазигосударственного сектора – 37%; 779 предприятий бизнеса с долей потребления 61%.

Общее потребление энергоресурсов субъектами государственного энергетического реестра в 2016 году составило 49 миллионов тонн условного топлива (т.у.т.). Это составляет 38% от общего энергопотребления страны (с учетом населения) и примерно половину от общего потребления юридическими лицами. Внутреннее потребление страны по итогам 2016 года составляет 128,8 миллиона т.у.т.

Согласно действующему законодательству, субъекты государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений, должны проводить энергоаудит и разработать планы мероприятий по энергосбережению.

«По итогам анализа утвержденных планов можно отметить, что в период с 2015 по 2016 год субъектами государственного энергетического реестра в энергосбережение было инвестировано более 178 миллиардов тенге. До конца 2020 года планируется инвестировать еще порядка 200 миллиардов тенге», – сообщил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.

При этом средний потенциал энергосбережения, определенный по итогам энергоаудитов, составляет 10,4%.

На сегодня единственной мерой стимулирования энергосбережения является добровольное соглашение между МИРом, акиматом и субъектом государственного энергетического реестра. Оно позволяет фиксировать ставку на выбросы для субъекта государственного энергетического реестра (без ее повышения) при условии выполнения им обязательства по снижению удельных затрат на единицу продукции не менее чем на 15% в течение пяти лет.

Так, на сегодняшний день между МИРом, акиматом Южно-Казахстанской области и АО «Шымкентцемент» заключено первое такое соглашение.

Аналогичный потенциал энергосбережения имеется еще у пяти предприятий (ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод», АО «Каражанбасмунай», ТОО «KSP Steel», ТОО «Корпорация «Казахмыс», ТОО «КазАзот»). По оценкам министерства, принятие только данными предприятиями таких обязательств может обеспечить до 2% снижения энергоемкости ВВП страны к 2020 году.

«В этой связи прошу поручить акиматам взять на контроль данный вопрос», – сказал Женис Касымбек.

Он отметил, что МИР на ежегодной основе проводит оценку регионов по реализуемой ими деятельности в области энергосбережения.

«К сожалению, в регионах данная работа проводится на низком уровне. Только восемь регионов по итогам 2016 года показали средний результат, остальные регионы имеют низкую оценку», – сообщил министр. В их число входят Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Жамбылская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области, Астана и Алматы.

«В целях повышения ответственности местных исполнительных органов по реализации политики энергосбережения МИР считает целесообразным включить соответствующие критерии в систему ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов, утвержденную указом президента от 19 марта 2010 года.

В рамках реализации 59-го шага Плана нации для развития рынка энергосервисных услуг совместно со стратегическим партнером в лице немецкого энергетического агентства DENA сформированы реестр энергосервисных компаний, включающий на сегодня 171 компанию из 12 стран, и карта энергоэффективности.

Привлечены три стратегических инвестора: Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и компания TetraTech с общим объемом инвестиций 85,6 миллиарда тенге (257 миллионов долларов).

Всего в разных регионах страны реализуется 16 ЭСКО-проектов (энергосервисных) на общую сумму 405,27 миллиона тенге, в проработке еще 19 проектов на сумму 4,7 миллиарда тенге, 13 из которых планируется реализовать через механизм ГЧП. В министерстве полагают, что механизм ЭСКО имеет хорошие перспективы, в первую очередь в бюджетном секторе. «Из центральных государственных органов первыми опробовать ЭСКО-механизм мы решили на себе. С отечественной энергосервисной компанией ТОО «LED system media» в настоящее время оформляется договор на модернизацию освещения здания нашего министерства на сумму 72 миллиона тенге по механизму ГЧП. В рамках проекта планируется замена более 13 тысяч ламп/светильников на светодиодные энергосберегающие, за счет чего будет сэкономлено порядка 11 миллионов тенге ежегодно», – привел пример Женис Касымбек.

В реальном секторе экономики проекты по энергосбережению реализуются в основном за счет собственных средств предприятий.

Например, компания «Казахмыс» совместно с Siemens, АВВ и Mitsubishi реализовала проект по установке энергосберегающих преобразователей для дробилок, конвейеров, вентиляторов и насосов, экономия в 2016 году составила 20 миллионов кВт/ч электроэнергии.

ERG совместно с «Тенова Пиромет» (ЮАР) реализовала проект по реновации руднотермической печи Аксуского завода ферросплавов, ожидаемая экономия 125 млн кВт/ч электроэнергии.

«Следует отметить, что широкому применению энергосберегающих технологий препятствует их высокая стоимость, связанная с иностранным происхождением оборудования. В этом направлении были приняты меры по организации таких производств в Казахстане. Так, в рамках ГПИИР был реализован ряд проектов по производству теплоизоляционных материалов, энергосберегающих ламп, энергоэффективного электрооборудования», – отметил министр.

Всего в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития с 2012 года поддержана реализация 29 проектов, в том числе по производству теплоизоляционных материалов – 15, энергосберегающих ламп – 7, энергоэффективного электрооборудования – 4 и по производству энергоэффективных стеклопакетов – 3.

Кроме того, на реализацию проектов по энергосбережению влияет сравнительно низкая стоимость энергоресурсов и, как следствие, длительный срок окупаемости инвестиций.

В этой связи в среднесрочном периоде перед правительством стоят два крупных блока задач. В частности, это расширение механизмов стимулирования энергосбережения, в том числе:

масштабирование реализации энергосервисных проектов через механизм ГЧП в бюджетном секторе;  

внедрение новых инструментов стимулирования энергосбережения, в том числе субсидирование и гарантирование кредитов для энергоэффективных проектов через фонд «Даму» (28 августа подписано соглашение между МИР РК и фондом «Даму» на сумму три миллиона долларов – грант ПРООН).

Также мы предлагаем одну новацию: при предоставлении субъектам бизнеса мер государственной поддержки определить в качестве одного из критериев требование о проведении энергоаудита и наличии соответствующего плана мероприятий.

Если предприятие просит у государства финансовой или иной меры поддержки, то оно должно показать, какие им приняты хотя бы минимальные шаги для экономии своих затрат на энергию. «Если это поддерживается, то мы подготовим необходимые изменения в порядок предоставления мер государственной поддержки», – сказал Женис Касымбек.

Во второй блок задач входит совершенствование системы государственного регулирования в сфере энергосбережения, в том числе повышение роли и ответственности местных исполнительных органов за реализацию региональной политики энергосбережения; а также повышение эффективности государственного контроля.

В настоящее время в рамках ревизии контрольно-надзорных функций МИРом внесены предложения в министерство национальной экономики по сужению сферы государственного контроля до субъектов государственного энергетического реестра, исключению функций по контролю деятельности учебных центров, соблюдения нормативов энергопотребления (кроме госучреждений), а также введению механизма саморегулирования в сфере энергоаудиторской деятельности.

В частности, предусматривается передача функций, регулирующих деятельность энергоаудиторских организации (аккредитация энергоаудиторских организаций, правила проведения энергоаудита), в конкурентную среду.