Чем примечательна сегодня архитектура московских новостроек


Чем примечательна сегодня архитектура московских новостроек

Времена упрощения архитектуры ради экономии остались в прошлом, пишет rcmm.ru. Конкурентная борьба на рынке жилстроительства диктует свои условия: отход от типовых проектов и стилевое многообразие…

«Советское» не предлагать

Типовые «коробки» больше не продаются. Одной из причин этого является изменение запросов покупателей, которые стали больше внимания уделять тому, какая архитектура вообще существует в мире. Стало очевидно, что существуют совершенно иные подходы к архитектуре многоквартирных зданий, что, само собой, влияет не только на эстетические параметры, но и на комфорт проживания.  

– Сегодня клиент приходит на рынок не только за каким-то количеством квадратных метров, но, прежде всего, за определенным стилем жизни, частью которого является архитектурное пространство выбранного им жилого комплекса», – рассказывает Марина Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».

Еще одной причиной изменения подхода к архитектуре стал рост конкуренции на столичном рынке. Для того чтобы заставить потребителя сделать выбор в свою пользу, девелоперам приходится идти на нестандартные решения и делать проект максимально привлекательным.

Оригинальная архитектура становится в этих условиях одним из инструментов конкурентной борьбы. Даже когда речь идет о самых что ни на есть бюджетных проектах, девелоперы стараются применить какие-либо интересные решения, задействуя возможность декорирования фасадов и входных групп, а также «играя» с рисунком остекления.

Материальный интерес

Особенное внимание уделяется и выбору материалов.

– За несколько лет архитектура современных новостроек стала гораздо более качественной: используются первоклассные отделочные и строительные материалы, дома обладают отличной шумо- и теплоизоляцией, панорамное остекление лоджий позволяет обеспечить прекрасную инсоляцию помещений, а полы выложены керамической плиткой с нескользящей поверхностью, – говорит Владимир Богданюк, руководитель департамента проектов Est-a-Tet.

Казалось бы, рост стоимости материалов должен был привести к выбору более дешевых низкокачественных образцов, но этого не случилось. От импортной продукции девелоперы действительно стали отказываться, стараясь при этом действовать не в ущерб качеству.

– Задача была решена в рамках импортозамещения: переход на отечественные отделочные материалы позволил сократить издержки, но и качество ЖК не пострадало, – отмечает Марина Литинецкая.

Еще одна интересная тенденция – привлечение зарубежных архбюро для разработки проектов массового сегмента (ранее это делалось исключительно для объектов бизнес- и элитного сегментов). Так, к разработке ЖК «Домашний» (PSN) и «Селигер Сити» (MR Group) было привлечено голландское архитектурное бюро из MLA+, а ГК «ПИОНЕР» обратилась к японским архитекторам для создания концепции ЖК «Life-Ботанический сад».

– И российские архитектурные компании, которые раньше специализировались исключительно на высокобюджетном сегменте, теперь работают с проектами комфорт-класса, – утверждает Наталья Шаталина, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки». – Например, проект ЖК «Эко Видное 2.0» был создан при участии архбюро ADM, а «Парад планет» в Королеве – с привлечением специалистов бюро «Остоженка».

Балконы с лыжами – на свалку истории

Внимание к архитектуре, безусловно, не могло не привести к изменению внешнего вида новостроек. Прежде всего обращает на себя внимание то, что «панели» стали намного более красочными и необычными. Более того, все чаще можно замечать, как исчезают привычные всем балконы, а вместе с ними – и безудержное захламление остекленного пространства. Вместо них покупателю предлагаются специальные комнаты для хранения вещей.

– С одной стороны, считается, что балконы портят архитектурный облик дома, с другой – это снижение себестоимости и сокращение бюджета покупки, что немаловажно в текущих условиях, – отмечает Наталья Шаталина. – Повысилась площадь остекления и светопрозрачных конструкций. Некоторые квартиры имеют даже прозрачные углы.

Что же касается актуальных стилей, то сейчас на рынке новостроек наблюдается огромное разнообразие.

– Говорить о конкретном течении в современной архитектуре сложно: сегодня все зависит от потребностей и интересов рынка, а также вкусовых предпочтений. Есть компании, которые долгие годы сотрудничают с одним и тем же архитектором и не отступают от классических фасадов, и это, кстати, не самый сложный и дорогой путь, – считает Павел Черкасов, вице-президент ГК «Инград».

Чем примечательна сегодня архитектура московских новостроек

Для массового сегмента актуален современный стиль: он лаконичен, прост, функционален и предусматривает возможность создания квартир с большими окнами и открытыми пространствами. А вот здания бизнес- и элит-классов по-прежнему тяготеют к классической архитектуре, хотя встречаются и примеры ар-деко и готики.

Все еще сохраняется и эклектичный «лужковский стиль» с характерными башенками: ЖК «Дом на Рогожском Валу», «Донской Олимп», «Английский квартал».

– Хотя этот стиль становится «уходящей натурой», немало точечных проектов бизнес- и премиум-классов все еще наследуют его принципы, – рассуждает Марина Литинецкая. – Полагаю, это связано с предпочтениями покупательской аудитории, для которой он был более понятным и приемлемым в 1990-е и 2000-е годы.

Эксперт называет еще три стиля, характерных для современной столичной архитектуры: хай-тек (ЖК «Нескучный Home & SPA»), находящийся под сильным влиянием голландской архитектуры урбан-стиль («Пресня Сити», «Савеловский Сити») и деконструктивизм с его ломаными формами (ЖК «Дом Серебряный бор», Versis).

Архитектурный «тяни-толкай»

Отношение к такому изобилию стилей у профессионалов неоднозначное.

– Современная городская архитектура стала в последние годы крайне неоднородной, – отмечает Мария Николаева, глава бюро MAD Architects. –  Мастера старой школы исходили из глобальных течений, которые выливались в архитектурные шедевры сталинского ампира или конструктивизма. Нынешняя эпоха в большей степени характеризуется уходом от одной концептуальной модели и смешением стилей.

По мнению эксперта, с точки зрения самой архитектуры это хорошо. Но в плане градостроительной политики – весьма спорно.

На смешение стилей, возможно, влияет и особое положение России: между западной и восточной культурами.

  • В этом отношении мы находимся в уникальной ситуации: в столице есть и подобные Гонконгу проекты (ММДЦ), и загородное жилье в старорусском стиле, – продолжает Мария Николаева. – Применить какой-то определенный архитектурный опыт Запада в российской действительности нельзя. Но стоит сказать, что, к примеру, у азиатских коллег куда больше наработок в плане организации транспортно-пересадочных узлов, что уже сегодня активно внедряется на многих проектах.

Парадоксально, но факт: непростые времена для экономики оказались на руку конечному потребителю недорогого жилья, который может выбрать качественный проект с продуманной концепцией и архитектурой, причем для его блага будут работать крупные бюро, раньше не опускавшиеся ниже бизнес-сегмента. Материалы, которые используются при строительстве, будут отличаться качеством, а российские производители получат новые заказы. Что же касается городской застройки в целом – она, безусловно, сохранит свое многообразие, если не сказать «стилевую пестроту». Впрочем, иное в Москве  в последние десятилетия и не предусматривалось.

Надежда Двоскина