Энергоэффективность готовят к перезапуску
Минэкономики разработало проект комплексного плана повышения энергоэффективности. Среди ключевых мер документа – снятие ряда барьеров и упрощение процедур заключения энергосервисных контрактов, а также создание новых банковских продуктов для привлечения средств в сектор, пишет kommersant.ru. Основная задача плана – оптимизация программ энергоэффективности в отсутствие федерального финансирования.
О комплексном плане повышения энергоэффективности в конце прошлой недели на конференции «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в РФ и СНГ» объявил замглавы профильного департамента Минэкономики Дмитрий Вахруков, а черновик документа был опубликован на информационном ресурсе energoatlas.ru. По словам господина Вахрукова, документ призван ликвидировать дисбаланс интересов государства и участников рынка. План, разработанный по поручению президента по итогам заседания Госсовета по экологии (см. »Онлайн» от 30 января), содержит 34 пункта, включая разработку ряда федеральных законов, постановлений правительства и указов президента, нацеленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и координацию программ на федеральном и региональном уровне. Минэкономики, Минэнерго, Минстрою и другим ведомствам в ближайшие месяцы предстоит доработать документ и внести его в Белый дом.
В частности, план предполагает упрощение работы и устранение административных барьеров для энергосервисных компаний. До сих пор развитие энергосервиса в РФ шло медленнее запланированного – и тормозило программы энергоэффективности в бюджетном и коммунальном секторах. Теперь же Минэкономики предлагает создать электронный инструмент для заключения безрисковых типовых энергосервисных контрактов, «выверенных» юридически и финансово. Также в ведомстве говорят о необходимости разработки новых банковских продуктов, ориентированных на проекты повышения энергоэффективности, и других инструментов «зеленого» финансирования. «Минэкономики готово взять на себя координирующую функцию для «перезагрузки» темы. План демонстрирует целостный подход, позволяющий через повышение энергоэффективности влиять на экономику, социальную сферу и качество жизни», – говорит член профильной рабочей группы экспертного совета при правительстве Мария Степанова.
Федеральный закон о повышении энергоэффективности принят еще в 2009 году – он предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году. Пока энергоемкость снизилась лишь на 11%, и в последние годы ряд федеральных чиновников не раз признавали, что цель достигнута не будет. В целом тема потеряла популярность – профильный департамент в Минэнерго то закрывали, то вновь открывали, вопрос в целом «повис» между ведомствами, а основные пробелы в исполнении программ фиксировались в бюджетном секторе и секторе ЖКХ. Одной из последних инициатив предыдущего этапа стало одобрение в сентябре 2016 года «дорожной карты» по повышению энергоэффективности зданий до 2025 года.
Впрочем, несмотря на заявленную комплексность нового плана, эксперты уже критикуют его за отсутствие ряда важных мер и реформ. Масштабность задачи «требует не только совершенствования полномочий, а скорее формирования принципиально новой структуры управления энергоэффективностью на федеральном уровне. В документе было бы целесообразно предусмотреть разработку целевых показателей и систему их мониторинга, прописать меры для промышленности и транспорта», – считает запредседателя комитета по экологии «Деловой России» Олег Плужников.
Нет в новом плане и подходов к решению ключевой проблемы сектора – отмены с 2013 года субсидирования региональных программ энергосбережения на 6 млрд руб. в год. По данным Центра по эффективному использованию энергии, расходы федерального бюджета в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в 2013-2016 годах в результате бюджетных сокращений снизились в 50 раз – с 7,1 млрд до 140 млн руб. Однако «в представленном варианте плана господдержка сектора вообще не предусмотрена – но нельзя получить продукт, не тратя на его изготовление никаких ресурсов», – уверен Олег Плужников. Впрочем, по словам Марии Степановой, новая стратегия развития сектора предусматривает как раз не административные, а мотивационные механизмы. «Ставится задача создать условия, когда энергосбережение выгодно и потребителям, и профильному бизнесу, и инвесторам – а значит, не потребует «болезненных» вложений из бюджета или кармана граждан», – говорит она.