В РОСНАНО просят поддержать отечественную инновационную продукцию внутри РФ


В РОСНАНО просят поддержать отечественную инновационную продукцию внутри РФ

К 2020 году перед РОСНАНО поставлена задача выйти на объёмы продаж российской нанопродукции в 1,3 триллиона рублей. В рамках Дней РОСНАНО в Совете Федерации руководство управляющей компании рассказало о состоянии российской наноиндустрии, источник pnp.ru.

26 апреля на пленарном заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта» перед сенаторами выступит глава РОСНАНО Андрей Чубайс.

Как рассказал замглавы правления РОСНАНО Андрей Трапезников, с 2007 года бывшая госкорпорация претерпела структурные изменения – она была разделена на акционерное общество и фонд инфраструктурных и образовательных программ. К 2020 году поставлены цели – выйти на объём продаж в 1,3 триллиона рублей (это продукция и компаний РОСНАНО, и та, которая была уже создана) и на объём инвестиций, которые надо привлечь 150 миллиардов рублей.

На сегодня РОСНАНО имеет 83 с нуля построенных завода в 35 регионах. Также работают 15 наноцентров.

«По сути, мы говорим о том, что создана новая отрасль – наноиндустрия», – резюмировал Андрей Трапезников. 

Как рассказали руководители РОСНАНО, усилиями компании были созданы кластеры – по возобновляемой  энергетике (работает завод в Чувашии, где производятся солнечные модули, параллельно идёт разработка литий-ионных аккумуляторов), биофармацевтике, водоочистке (во Владимире работает водоочистительный завод РОСНАНО) и другие.  Отдельно было сказано о центрах позитронно-эмиссионной томографии – пациенты имеют право приходить туда и получать услугу по ОМС без платы.

«К нам пришли пациенты и из других стран – сегодня свыше 30 тысяч пациентов прошли через наши центры ПЭТ, мы здесь догоняем другие страны. Мы привлекаем под этот проект также частные средства, часть производства оборудования мы уже локализуем на российской территории», – пояснил Андрей Трапезников.

Среди достижений индустрии – системы промышленного освещения и видеонаблюдения на основе компьютерного зрения, которые установлены в аэропортах и которые предполагается внедрять на промышленных объектах. Разрабатывается дорожное покрытие, стеклопакеты с энергосберегающим стеклом.

РОСНАНО разработано 147 образовательных программ для наноиндустрии. Они не стандартные и разработаны по заказу предприятий. Как пояснили в компании, по ним обучено 53 тысячи специалистов предприятий и студентов вузов. В РОСНАНО акцентировали внимание на то, что здесь не хватает правового регулирования с помощью нормативных подзаконных актов. 

Также сотрудниками компании разработано 45 квалификационных стандартов – в РОСНАНО считают, они готовы к тому, чтобы по ним оценивать уровень компетенции сотрудников и студентов, а также контролировать подготовку кадров для наноиндустрии. Также предприятия разрабатывают свои кэйсы технологических решений, ориентированных на детей и молодёжь (в том числе для летней школы «Наноград»). Внедрение образовательных стандартов РОСНАНО по  преподаванию химии, физики и биологии внедрены в 800 школах из 73 регионов.

Одним из первых партнёров РОСНАНО стала Томская область. Её представитель в Совете Федерации, сенатор Виктор Кресс сообщил, что на днях в регионе будет открыт школьный бизнес-инкубатор. В РОСНАНО сообщили, что готовы проводить в поддержку проекта семинары и консультации. На вопрос о том, каковы отношения с ОЭЗ, представители РОСНАНО ответили, что пока эта работа идёт трудно. При этом в компании отмечают, что все предприятия, действующие в рамках ОЭЗ, имеют возможность стать партнёрами РОСНАНО.

Крайне актуальной темой является оптимизация пути от идеи до реализации продукта: есть даже своё определение «долина смерти», которую должен пройти проект, чтобы быть реализован на практике. Это проблема не только России, но и других стран мира.

Как пояснил Андрей Трапезников, РОСНАНО выращивает свои старт-апы, после чего их продают.

«Уже нами проданы старт-апы на десятки миллиардов рублей, – сообщил замглавы правления РОСНАНО. – Но есть проблема, чтобы те продукты, которые произведены, должны покупаться компаниями, в том числе государственными. В Европе или Китае крайне тяжело войти иностранным производителям, у нас же поддержка инновационной продукции должна серьёзно усиливаться».